Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие пользователей с техническими средствами системы

Информационные системы (ИС), как своеобразное программно-компьютерное отражение окружающего нас объектного мира, весьма многообразны. В связи с этим классифицировать их можно по разным признакам:

· по используемой технической базе;

· по степени автоматизации;

· по структурированности задач;

· по функциональному назначению и др.

Классификация по используемой технической базе

Простейшие ИС функционируют на одном компьютере — персональном (ПС), мини-ЭВМ, большой ЭВМ.

Более сложные ИС работают на базе локальной сети. Эти ИС, как правило, обслуживают отдельные учреждения, организации, предприятия.

Информация в такой системе может передаваться по сети между отдельными пользователями и подразделениями. Общедоступные данные ИС могут храниться на разных узлах (серверах) локальной сети.

Наиболее сложные ИС работают в глобальных компьютерных сетях, объединяющих множество локальных сетей, распределённых в разных географических точках региона, страны или частях мира.

Примерами таких ИС могут быть системы продажи авиа- и железнодорожных билетов, сбора и анализа данных о погодных условиях для прогноза погоды, разные службы Интернета и др.

Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени управления ИС можно разделить на

· ручные,

· автоматизированные

· автоматические.

Все информационные системы докомпьютерного периода были ручными.

Характерными примерами могут служить различные каталоги в библиотеках, архивы отделов кадров предприятии и организаций, телефонные справочники и др.

Автоматизированные ИС (АИС) обязательно используют в своем составе аппаратно-программный комплекс (на базе ЭВМ), с помощью которого человек получает доступ к информационному банку данных.

Структура АИС, в состав которой входят:

· банк данных,

· блок расшифровки запросов,

· блок поиска,

· блок пополнения и коррекции банка данных.

В банке данных хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Территориально этот банк может быть распределенным. Примером может служить сеть библиотек, находящихся в разных городах страны, связанных между собой системой межбиблиотечного обмена.

Для пользователя этот банк представляется как единое хранилище информации, куда он может обратиться с запросом. Например, запросом может быть требование на нужную книгу, оформленное на специальном бланке.

В АИС запросы обрабатываются с помощью специальных компьютерных программ в блоке расшифровки запросов. Его устройство зависит от выбранного языка запросов. Оно достаточно просто, если запросы жестко фиксированы. Если же язык запросов близок к естественному языку, блок может быть достаточно сложным.

После расшифровки запроса формируется поисковое предписание, представляющее задание для процедуры поиска в банке данных. Поиск в банке данных осуществляется блоком поиска. Найденная информация выдается потребителю в удобной для него форме.

Банк данных требует постоянного обновления, пополнения и чистки. Для этого используется специальный входной канал, которым пользуется ответственный за банк данных.

В настоящее время АИС являются наиболее распространенным типом информационных систем и используются как в управлении (АСУ, АСУТП), так и в новых разработках (САПР), научных исследованиях (АСНИ), обучении (АОС).

Автоматические ИС выполняют все операции по обработке информации без участия человека. Устройства на их основе называют автоматами. С развитием науки и технологий автоматы все шире внедряются на производстве, в быту, в научных исследованиях и пр.

Классификация по структурированности задач

Любая ИС предназначена для решения определенного круга задач.

При решении таких задач возникают проблемы, связанные с формальным математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.

От степени формализации зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных, тем меньше степень участия человека в процессе её решения.

Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются ИС:

· структурированные (формализуемые),

· неструктурированные (неформализуемые)

· структурированные.

Структурированную задачу можно выразить в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Для неструктурированной задачи описать её математическую модель и разработать алгоритм весьма затруднительно. Возможности использования такой ИС ограничены.

Следует отметить, что полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач существует сравнительно немного.

Большинство практически значимых задач решаются с помощью частично структурированных ИС. Все АИС относятся к этой категории решаемых задач.

Классификация по функциональному назначению

Различные ИС применяются в разных областях человеческой деятельности для решения соответствующих прикладных задач. В соответствии с этим можно выделить:

1. АСНИ — автоматизированные системы для научных исследований;

2. САПР — системы автоматизированного проектирования;

3. АИС — автоматизированные информационные системы (информационно-справочные, информационно-поисковые и т. д.);

4. АСУ— атоматические системы управления;

5. АОС — автоматизированные обучающие системы;

6. ЭС — экспертные системы и др.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: