Формирование эмоционально-волевой сферы детей и подростков

Введение.

Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных(обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

Формирование эмоционально-волевой сферы детей и подростков.

Особенности развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Кто из нас не мечтает о том, что жизнь наших детей и внуков будет счастливой?

Человек приходит в мир не только для своего безбедного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт необходимы его детям, будущим поколениям и обществу.

Растить детей здоровыми - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети проводят в нем большую часть дня. Одной из главных задач, которую ставит Программа «От рождения до школы» перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими

чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.2

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умственным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов. Эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша.

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение.

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, депрессия, фобия, навязчивость, ипохондрия и др.

Прогресс, мир гаджетов и современных технологий, интернет, социальные сети, телефоны и ноутбуки - это мир современных детей. Многие из них испытывают дефицит визуального и эмоционального общения, что ведет к снижению коммуникативных возможностей, и, как следствие этого, возрастает количество детей с речевыми проблемами. Раннее приобщение детей к виртуальному миру приводит к тому, что начинается нарушение речевой взаимосвязи ребенка с внешним миром. Малыши испытывают трудности в общении и начинают позже говорить, а у детей чуть постарше возникают сложности со связной речью. Трудности овладения речью приводят к ограничению интеллектуального развития, росту раздражительности и агрессивности, возникновению нарушений внимания и памяти.

По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Академик Ю. Е. Вельтищев объясняет это тем, что в данном возрасте происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как излишняя агрессивность или пассивность, плаксивость или другие эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Часто речевые нарушения бывают спровоцированы психологическими проблемами - страхами, неуверенностью в себе, отчужденностью.

Возрастные страхи встречаются у чувствительных детей как отражение особенностей их эмоционального и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов:

-наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребенком,

-большое количество запретов со стороны родителей;

-конфликтные отношения между родителями;

-эмоциональное заражение страхами от сверстников и взрослых.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения могут сочетаться с неуверенностью в себе, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Такие проявления, как снижение внимания, замкнутость, импульсивность и раздражительность, могут быть реакцией на умственное напряжение и стресс в условиях, когда ребенку предъявляются завышенные требования.

Нередко у детей отмечается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, они становятся беспокойными, капризными. В настоящее время в нашей стране увеличилось число детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы.

Основные внешние проявления расстройств выглядят следующим образом:

При повышенной эмоциональной напряжённости дети испытывают затруднения в процессе умственной деятельности, наблюдается снижение игровой активности.

Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками, ребёнку трудно сосредоточиться, он может относиться отрицательно к ситуациям, где необходимо проявить мыслительные качества, силу воли. Повышенная тревожность может выражаться в снижении стремления к общению.

Проявления агрессивности могут носить характер неповиновения взрослым, физической грубости и вербальной агрессии.

Отсутствие эмпатии, то есть способности чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. Сопереживание другому человеку обозначает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев.

При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, чаще всего, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

Проявление эмоций родители наблюдают с ранних лет ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так ребенок показывает, что ему либо хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

По мере взросления ребенка, эмоции претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и демонстрируют уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является умение контролировать проявление эмоций.

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр.

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Все мы знаем об IQ, но есть ещё и такой измеритель, как EQ - эмоциональный интеллект. И он очень важен, так как, владея своими эмоциями, можно достичь гораздо большего.

Процесс эмоционального воспитания, по мнению Джоана Деклера, Джона Готтмана, должен быть.

Родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5)вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы.

В основе воспитания должны быть такой тип взаимоотношений, при котором происходит личностный рост, развитие творческой активности, снижение эмоциональной напряженности и конфликтности.

Педагог-воспитатель должен создать такую атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя естественно и непринужденно. Он должен быть эмпатичным, т.е. способным вжиться во внутренний мир ребенка, проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.

Таким образом, отрицательные эмоции формируются в результате действия социальных факторов, а основными причинами нарушений эмоционально-волевой сферы детей и подростков являются психологические проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: