При работе с детьми и подростками с нарушениями эмоционально-волевой сферы педагогам необходимо проводить занятия согласно адаптированной образовательной программе, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста руководствуется следующими основными принципами:
1. ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребёнка;
2. учётом направленности его интересов;
3. обеспечением свободы выбора и волеизъявления;
4. безоценочным подходом к детям.12
Ориентация на «зону ближнего развития» исключает усредненный подход к ребёнку и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у него, если повышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический принцип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной системы детей.
В каких видах деятельности происходит психическое развитие дошкольника?
Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Воспитателю необходимо помочь новеньким детям преодолеть страх и стрессовое состояние, вызванное расставанием с родителями, непривычной обстановкой, и безболезненно адаптироваться в детском саду,
Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьёй.
Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнка ставят как внешние проблемы, так и домашние. Ребенок попадает в ситуацию зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции.
В задачи коррекционной работы с такими детьми входят:
-развитие как речевого, так и неречевого слуха;
-формирование связной речи;
-развитие внимания, памяти и мышления;
-развитие графомоторных навыков;
-расширение знаний об окружающем мире
Коррекция эмоциональных нарушений — важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психологические методы, можно не только скорректировать нарушения эмоциональной сферы малыша, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, преодолеть мнительность и тревожность, которые присущи детской нестабильной психике.