Методы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу лечения. Подбирая метод психокоррекции, нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности малышей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

Популярен сегодня также метод арт-терапии, основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков.

К практическим методам и формам коррекции относятся рисование (ниткография), мульттерапии, сказкотерапия, куклотерапия, драматизация сказок, игры и др. Занятия с применением таких методов направлены на снятие психоэмоционально-волевой сферы, развитие речи, коммуникативных навыков.

Развитие творческой активности у детей с нарушениями на логопедических и дефектологических занятиях осуществляется в детских учреждениях с опорой на активно-неадаптивную концепцию творчества С. В. Максимовой.

Рисование. Многие ученые отмечают, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей.

Ниткография. Этот прием можно использовать как дома, так и на занятиях. Рисуют с детьми с помощью обыкновенной веревочки. Используя этот прием, воспитатели решают такие задачи, как развитие у ребенка зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребенка.

На занятиях также можно использовать элементы театрализации. В качестве главного героя занятия выступают различные игрушки и куклы, с которыми дети общаются, отвечают на их вопросы и рассказывают разные истории. Творческие физкультминутки – это своего рода игра со словами, побуждающими детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа.

Еще один из интересных способов развития творчества и воображения - файловое рисование. На прозрачном файле копируется изображение, нарисованное на листе, вставленное в файл, а потом дается полная свобода в творчестве. Дети дорисовывают то, что хотели бы изобразить. Такой способ рисования очень хорошо развивает графомоторные возможности детей и дает волю воображению. А также помогает преодолеть страх ошибки, неуверенность в себе.

Наглядное моделирование, при котором используются изображения, схематические рисунки и различные карточки дает детям возможность предвидеть результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции. Эффективными методами коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы являются методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Психолог Болотова Н. в статье «Методика «Мозарт-терапия» в коррекционной работе с детьми» делится опытом по использованию методики «Мозарт-терапия».

Эта методика может быть использована психологами, педагогами в дошкольном и школьном учреждениях, она позволяет определить эмоциональное состояние человека, выявить личностную проблему, получить представление о межличностных, в том числе внутрисемейных, взаимоотношениях испытуемого. В индивидуальной коррекционной работе методика «Мозарт-терапия» сглаживает эмоциональные и поведенческие проблемы, а групповые занятия позволяют научиться межличностному взаимодействию, доброжелательным контактам, навыкам коммуникации в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов. Психотерапевтическая методика «Мозарт-терапия» предлагается: детям дошкольного возраста, которые зачастую испытывают внутреннюю напряженность и недоверие к внешнему миру, тревожным, возбудимым и агрессивным; детям младшего школьного возраста с эмоциональными нарушениями, нарушениями в социальных отношениях и др.; подросткам и взрослым, имеющим проблемы в коммуникативной сфере и межличностных отношениях. Методика «Мозарт-терапия» помогает снять у ребенка внутреннюю напряженность и недоверие к внешнему миру, проиграв с ним психотравмирующую ситуацию. Для проведения занятий по методике «Мозарт-терапия» используются игро-арт-пособия «Усадьба», «Туманы», «Русское чудо», «Подмосковный городок».

Обычно в сферу внимания школьного психолога попадают дети с тем или иным неблагополучием (трудностями) в адаптации к школе, в коммуникации, поведении, обучении. Работая с семьями учащихся, психолог также часто встречается с наличием в них серьезных проблем.

Для снижения внутреннего напряжения у детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутки упражнения на напряжение и расслабление.

Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому психологу или педагогу необходимо уметь устанавливать с ними теплый эмоциональный контакт. На коррекционных занятиях ребенок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).

Очень часто родители обращаются к психологам с проблемой: что делать, если ребенок боится темноты?

Возраст, когда большинство детей начинают бояться темноты, — 3–5 лет. Есть такие игры, которые помогают преодолевать страх темноты и боязнь различных шумов.

Игра называется «Не боимся темноты» (с использованием терапевтической сказки «Мышонок и темнота» О.В. Хухлаевой). Во время игры формируется позитивное отношение детей к темноте, снижается чувство страха; развивается воображение и творческая активность; развивается мелкая моторика пальцев, правильно формируется опорно-двигательная система организма, развивается равновесие, координация при выполнении основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Например, в темноте можно играть в теневой театр.

Важными способами коррекции психоэмоционального напряжения детей является правильная организация сна, питания, режима дня, физического воспитания в дошкольном учреждении.

Очень эффективны приемы занимательного аутотренинга для детей.

В настоящее время расстройства аутистического спектра рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении.

Аутизм - психическое расстройство, при котором затруднено или полностью невозможно установление контакта с новыми людьми. У детей с аутизмом неразвита речь, зрительный контакт (взгляд в лицо, глаза) отсутствует, граммофонная речь — повторение только что или когда-то ранее услышанного, стереотипные движения — подпрыгивания и другие действия.

За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Как помочь ребенку с аутизмом учиться новому?

Как развить у него способность к социальному взаимодействию, общению? Как преодолевать имеющиеся трудности и вырабатывать у ребенка необходимые социальные навыки? Конечно, играя с ним в разнообразные, развивающие игры.

Игра — естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Особый ребенок чувствителен к любым воздействиям,

поэтому необходимо при организации игр учитывать индивидуальные предпочтения, отгороженность аутичного ребенка, его желание заниматься однообразными видами деятельности. Необходимо также стремиться, чтобы ребенок понимал правила игры.

В отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Выработка навыков, которые так нужны детям с аутизмом для лучшей обработки сенсорной информации, для адаптации к различным ситуациям обычной жизни, для адаптации к школе и успешной учебной деятельности, стали частью профессиональной практики педагогов-психологов.

На занятии по теме «Я познаю мир с помощью конструктора Лего» формируются коммуникативные навыки, развивается контактность, сенсорные навыки. Дети обучаются простейшим способам конструирования, расширяются их знания о предметах рукотворного мира.

Психолог вместе с ребенком строит башни площадок с опорой на схему-картинку, направляет действия ребенка, следит за правильным выполнением задания, мотивирует ребенка на успех.

Специалисты утверждают, что большинство подростков переживают застенчивость, нерешительность либо агрессивность как серьезную жизненную трудность, которая мешает находить друзей, добиваться серьезных результатов в учебе. Ассертивность - способность регулировать свое поведение и отвечать за него. Это самый оптимальный, самый конструктивный способ взаимодействия людей. Обладать навыками ассертивного поведения — значит быть хозяином своей жизни и своих отношений, чего я от души желаю каждому из нас.

Например, ролевая игра-упражнение «Жизненные ситуации». Задача: указать три возможных способа решения предложенных ситуаций.

Можно провести другое занятие на тему «Застенчивость и нерешительность», задачи которого помочь подросткам в осознании положительных и отрицательных характеристик застенчивости, возможных методов ее преодоления, тренировка навыков ассертивного поведения.

Ромена Августова является создателем методики обучения детей с синдромом Дауна. Она занимается педагогикой речи, учит говорить тех детей, которые совсем говорить не умеют и которым говорить трудно из-за поражений мозга или тяжелых форм заикания. Отдельную группу среди ее учеников составляют дети с синдромом Дауна. В своей книге она дает ценные рекомендации, которые помогут родителям в решении некоторых проблем, связанных с коррекцией поведения ребенка. Хотя по ее мнению, действия самих родителей нуждаются в коррекции.Болезненно воспринимая реакцию посторонних на неправильное поведение ребенка, родители зачастую не замечают того, что сами относятся к нему как к неспособному понять.

Безусловно, в большинстве своем родители знают своего ребенка и достаточно тонко чувствуют и понимают проявления его характера, его настроения, склонности и интересы.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Заключение

Таким образом, традиционные педагогические и коррекционные методики не всегда оказываются эффективными, и специалистам необходимо научиться разговаривать на языке современных детей, найти новые методы, адекватные особенностям внутреннего мира современного ребенка.

 

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Поэтому очень важно, знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Литература.

1. Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. -297с.

2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста", М. 2010.-80 с.

3. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с расстройствами развития // «Школа здоровья», №3, 2007, с.68-72.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: