Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, необходимо показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить правильные проявления чувств, следует интересоваться его чувствами и сопереживать.
Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
|
|
В качестве источников для диагностирования можно использовать научно-практические разработки С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой и др.
Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
-особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
-реакция на одобрение;
-эмоциональное состояние во время выполнения заданий и др.
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями. Особенно важно педагогическое изучение и наблюдение за деятельностью ребенка, его познавательной активностью.
Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, подделок и др.), педагогическое наблюдение.
Все полученные сведения позволят в дальнейшем вносить коррективы в организацию работы по формированию эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
Таким образом, в психологии и инклюзивной педагогике в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего ребенка.