1. Комплексы упражнений должны составляться с учетом тех. задач, которые ставятся перед данными занятиями, уроками на ближайшее время и более длительные периоды.
2. При составлении комплексов необходимо учитывать место, время проведения занятий, а также возраст, пол, уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
3. Упражнения следует подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на занимающихся, обеспечивали развитие основных физических качеств, а также способствовали формированию правильной осанки.
4. Для удобства подсчета и музыкального сопровождения каждое упражнение следует составлять и выполнять на 2, 4, 8, 16, 32... счета.
5. Упражнениям на развитие силы должны предшествовать упражнения на растягивание. Такая последовательность обеспечивает разогревание организма и избавляет от возможных травм (растяжений).
6. Следует чередовать упражнения на силу, растягивание, расслабление, упражнения в быстром и медленном темпе.
7. Упражнения на развитие силы следует повторять до ощущения усталости, а упражнения на растягивание – до ощущения незначительной боли.
8. Рекомендуется следующая схема построения комплекса ОРУ:
– упражнения на подтягивание;
– средней интенсивности для мышц рук, туловища и ног;
– тех же мышечных групп, но большей интенсивности;
– общего воздействия (бег, прыжки);
– на расслабление (дыхательные упражнения и другие).
Методы, применяемые на уроках физической культуры
На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:
- словесные
- наглядные
- практического упражнения
В словесных методах часто используются
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.
- пояснения и комментарии при выполнении студентами отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.
Главное требование: конкретность и точность пояснений.
При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации студентов на освоение данного материала.
- Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений.
Не имитационные методы активного обучения лекция-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые студенты должны получить ответы в ходе лекции. Например, при изучении темы «Профилактические и реабилитационные мероприятия по ФК» студентам дается выбор средств восстановления после тренировок или травм, а они решают какие подходят лучше к конкретному случаю.
- Для повышения активности деятельности студентов на занятиях применяются следующие словесные методы:
1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.
2) указания (методические и организационные)
3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки.
- Метод проблемного обучения применяется как на теоретических занятиях, так и на практических. Например, на практическом занятии ставится задача: развитие двуглавой мышцы плеча(бицепс), а студенты должны сами выбрать средства её тренировки из предложенных на выбор упражнений.
Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов.
Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как студенты запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями.
Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы студент не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.
5.2 Методы практического выполнения упражнений проводятся:
- целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения.
- расчлененным упражнение
- игровым методом
-соревновательным методом
Все эти методы можно применять на уроках физической культуры.
Отличительной чертой является индивидуальный подход к студентам. Это объясняется прежде всего различными уровнями здоровья студентов, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т.М.Лебедихина Гимнастика: Теория и методика преподавания (Учебное пособие)