Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»

Тема: <<Технологии профессионального общения в социальной работе при социальном сопровождении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.>>

 

Работу выполнил:

студент 1 курса очной формы обучения

Гугучкин Александр Александрович

специальность 390302 – «Социальная работа»

Научный руководитель:

Курилович Надежда Васильевна

 

 

Тамбов – 2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты профессионального общения с семьёй находящихся в трудной жизненной ситуации.

Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»

Методы социальной работы. Кейс-метод

Глава 2. Социальная работа с семьёй попавшей в трудную жизненную ситуацию

Специфика социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Кейс ситуации с семьёй находящихся в трудной жизненной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе социальная защита населения осуществляется через систему социальных служб, которые предоставляют комплекс мер социальной поддержки нуждающимся гражданам в трудной жизненной ситуации. Центры социальной помощи семье и детям являются такой социальной службой, где специалисты осуществляют деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно [24].

Основная задача специалиста в данной ситуации по социальной работе – осуществлять социальное сопровождение, т.е. целенаправленную деятельность по анализу и решению комплекса социальных проблем клиента и членов его семьи. Специалист по социальной работе должен уметь выявлять семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, обеспечивать социальный патронаж, устанавливать причины трудной жизненной ситуации и оказывать содействие в её преодолении, консультировать по различным вопросам социальной защиты, осуществлять взаимодействие с другими органами социального обеспечения, определять характер и объем необходимой помощи, разрабатывать программу реабилитационных мероприятий.

 

Глава 1. Технологии профессионального общения с семьёй находящихся в трудной жизненной ситуации.

Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослыми дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность.

Итак, семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья - это созданная человеком интимная среда существования, которая выполняет ряд определенных функций.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции

а) репродуктивная -- в любой семье важнейшей является проблема деторождения;

б) хозяйственно-экономическая -- включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

г) образовательно-воспитательная -- удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля -- моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная -- отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи;

и) психотерапевтическая -- позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.

В науке выделяют критические и напряженные виды трудной жизненной ситуации семьи.

Критическая ситуация - это ситуация, когда невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели, ценности - все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями семьи.

Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для семьи особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются семьей как трудные, опасные. Но помимо этого в научной литературе рассмотрены факторы, влияющие на формирование трудной жизненной ситуации семьи:

- экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.);

- медико-демографические факторы (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семья с родителями-инвалидами и др.);

- социально-психологические факторы (алкоголизм, аморальный образ жизни родителей и др.).

Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения трудной жизненной ситуации в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности.

1.2

Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Конечно, в данном случае целесообразнее изучить методы второй группы. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются

по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным

специалистом, коллективом социальной службы, органом

управления социальной работы).

Наряду с этим все более популярной становится и другая их _классификация — по объектам социальной работы:

индивидуальная работа (социальный работник-клиент);

работа с группой (в группе семьей и через семью);

работа в общине (в макросоциальной среде).

Кейс-метод

Кейс-метод – анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: