Программы поддержки малого бизнеса в РФ

В современных экономических условиях развитие малого бизнеса является одной из важнейших задач государственной политики. Высокая степень социально-экономической значимости малого бизнеса обусловливает необходимость совершенствования системы его поддержки и регулирования для обеспечения благоприятных условий функционирования, сохранения существующих позиций и дальнейшего развития предпринимательских структур.

Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется с 2005 г. Порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 (ред. от 28.06.2012) "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"). Согласно этого акта, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте РФ, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);

- увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);

- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет - лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);

- увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет - безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);

- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет - создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);

- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.

Приоритетные направления Программы утверждаются ежегодно приказом Минэкономразвития России.

Правительство РФ издает ежегодно распоряжения о распределении субсидий, предоставляемых в соответствующем году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. В соответствии с данными распоряжениями на эти цели выделено в 2012 г. 19 млрд. рублей (на 2 млрд. рублей меньше, чем в 2011 г., а в 2010 г. субсидии составляли 24 млрд. рублей), в 2013 г. - немногим более 18 млрд. рублей. Налицо постепенное уменьшение суммы выделяемых средств, однако эксперты не считают это серьезным уменьшением господдержки МСП: "Произошла небольшая корреляция выделенных государством средств на поддержку малого и среднего бизнеса по сравнению с предыдущим годом, однако говорить о серьезном уменьшении было бы неправильно", - считает генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса В. Ермаков.

Максимум получает Москва - 1,41 млрд. рублей в 2012 г., 1,34 млрд. рублей в 2013 г. На 2-м месте по объемам субсидирования в 2012 г. был Краснодарский край - 644,8 млн. рублей, а на 3-м - Московская область - 610,87 млн. рублей. Для представителей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в 2012 г. было предусмотрено всего 260 млн. рублей. Меньше всего в 2012 г. получила Еврейская автономная область - 5,46 млн. рублей, Чукотский автономный округ - 16,2 млн. рублей, Магаданская область - 32,8 млн. рублей. В 2013 г. меньше всех средств на поддержку малого и среднего бизнеса получил Ненецкий автономный округ (4,6 млн. рублей).

 

В 2012 г. каждому конкретному предпринимателю больше всего средств было перечислено в Чеченской Республике - 68,861 тыс. рублей на человека, в Республике Алтай - 19, 482 тыс. рублей и в Чукотском автономном округе - 8,526 тыс. рублей. Аутсайдерами оказались Санкт-Петербург - по 342,2 рубля, Еврейская автономная область - 510,4 рубля, Челябинская область - 627,4 рубля, Саратовская область - 633,8 рубля, Тюменская область - 666,7 рубля.

 

В. Ермаков комментирует: "Расчет объема федеральных средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса для каждого субъекта Федерации, происходит на основе среднесписочной численности предприятий МСБ в каждом регионе, а также на основе объема средств, выделяемых местным бюджетом на поддержку малого и среднего бизнеса". Таким образом, те регионы, которые на деле оказывают поддержку предпринимательству и выделяют достаточные для этого деньги, получают и соответствующие средства из федерального бюджета.

 

В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2013-2015 годы приводятся следующие данные. В среднем по Программе порядка 40% средств выделяются на создание и развитие инфраструктуры, 60% - на прямые субсидии предпринимателям. Этим обеспечено функционирование 84 гарантийных фондов (с капитализацией свыше 36 млрд. рублей и выданными кредитами на сумму более 185 млрд. рублей), 70 микрофинансовых организаций (с портфелем займов более 8 млрд. рублей), а также 113 бизнес-инкубаторов, промышленных парков в Республике Татарстан и Белгородской области, технопарка в Пензенской области.

 

Поддерживаются: "стартующие" - не менее 10 тысяч новых бизнесов ежегодно; около 3,3 тысяч предпринимателей, заключивших договора лизинга; более 30 тысяч прошедших обучение. В 2012-2013 гг. (2013 г. - оценочно) поддержано около 270 тыс. человек, создано около 200 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 480 тыс. рабочих мест. В целом, в указанном Докладе делается вывод о высокой эффективности оказываемой государством поддержки малому предпринимательству. Но такое мнение разделяют не все.

 

Так, проведённый И.С. Бессоновым анализ показал фактическое отсутствие статистически значимой связи между объёмами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий: "Иными словами, занимаясь сегодня так называемой "господдержкой МСП", государство (и те, кто от его имени действует) бессмысленно расходует бюджетные средства". Отмечается, что малый бизнес неактивно участвует в освоении выделяемых средств: "При таких значительных вливаниях малый бизнес не ощущает никакой поддержки". Называются и основные причины такого положения: хищения средств; нецелевое использование; поглощение средств инфраструктурой поддержки. Кроме того, поскольку на одного предпринимателя сумма оказывается не слишком большой, предприниматели её не осваивают.

 

Итак, с 2005 г. реализуется Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, основной задачей которой является увеличение количества созданных субъектов МСП, а также количества созданных и сохраненных рабочих мест. Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования её рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: