Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предприятия природопользования и учетных систем

 

Направление подготовки: 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Реферат по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

на тему: «Государственное регулирование малого бизнеса»

Выполнил:

Студент гр. ГМУ Б17-1

Оробинский Д.П

Проверила:

доцент, Семёнова Ю.Е.

 

 

Санкт – Петербург

2020



Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ……………………………...5

1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны……5

1.2 Программы поддержки малого бизнеса в РФ...………..………………………………......8

Глава 2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ.………………………………………11

 

Заключение...................................................................................................................................16

 

Список литературы......................................................................................................................18

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство играет существенную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время.

 

В начале 1990-х годов в России наблюдался значительный рост сектора малого предпринимательства. В период 2000-2007 гг. произошло замедление позитивных тенденций. Нет заметных прогрессивных изменений в динамике и отраслевой структуре малого предпринимательства и в настоящий момент. На сегодня доля инновационного сектора в объеме выпуска малых предприятий составляет лишь 2,5%, промышленного производства и строительства - 13%, услуг - 21%. Доминирует сектор торговли, его доля составляет около 50%.

 

Таким образом, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством России по развитию малого предпринимательства, становление этого сектора экономики проходит с большими трудностями.

 

Состояние изученности проблемы. Государственное регулирование малого бизнеса рассматривается в работах Н.В. Абдуллаева, Ю.Н. Александрина, И.Н. Альхимович, О.Д. Балабановой, И.С. Бессонова, А.О. Веретенова, Г.Ю. Власова, Г.А. Гайнуллиной, А.В. Дубыниной, И.Г. Коваль, П.Ю. Мелехиной, А.В. Немец, О.А. Панченко, А.А. Тараруевой и др. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о формах, методах такого регулирования. Недостаточно разработанными остаются вопросы эффективности государственной поддержки малого бизнеса в отечественной экономике.

 

Целью настоящей работы является исследование государственного регулирования малого бизнеса в России.

 

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- проанализировать понятие малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны;

 

- выявить содержание программ поддержки малого бизнеса в РФ;

 

- рассмотреть эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ;

 

- определить преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ;

 

- раскрыть перспективы развития малого бизнеса в РФ.

 

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты - российские малые предприятия.

 

Предмет исследования - механизм государственной поддержки малого бизнеса.

 

Теоретической основой работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области государственной поддержки малого бизнеса.

Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. Применялись такие приемы научного познания как сравнительный анализ, обобщение и систематизация конкретных фактов.

Информационной базой исследования послужили работы ряда отечественных ученых, исследовавших формы и методы государственной поддержки малого бизнеса, публикации в периодической печати, факты, опубликованные в экономической литературе.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.



Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ

Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны

Понятие "малый бизнес" требует чёткого категориального обозначения. Прежде всего, обратим внимание на зачастую тождественное использование понятий "малое предпринимательство" и "малый бизнес". Анализ работ многих авторов позволяет придти к выводу о том, что понятие "малое предпринимательство" определяет инициативную самостоятельную деятельность малых предприятий, а понятие "малый бизнес" может быть рассмотрено как область приложения данной деятельности через определенные бизнес-процессы. В целом, понятие "малое предпринимательство" можно отнести к юридическим терминам, закрепленным законодательством государства, а понятие "малый бизнес" - к экономическим, отражающим его внутреннюю экономическую сущность. "Основой малого бизнеса является предпринимательство как инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода".

Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. Кроме того, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Для микропредприятий это 60 млн. рублей, для малых - 400 млн. рублей.

Имеет место многовариантность толкования учеными понятия "малый бизнес". Малый бизнес - "сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг". Другими авторами сформулировано собственное видение малого бизнеса как "вида деятельности в любой из сфер экономики, направленный на получение прибыли при крайне ограниченных финансовых, материальных и трудовых ресурсах и как следствие - имеющих невысокий уровень товарооборота". А.А. Бораев пишет: "Как следует из самого определения, "малый бизнес" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия".

Субъектом малого бизнеса является малое предприятие. Малое предприятие - это "производственно-хозяйственная система, представляющая собой единство различных функциональных элементов, каждый из которых характеризуется своим объектом деятельности, технологией, отношениями и т.п., а интегратором выступает предприниматель". Ф. Хайек считает, что "малое предприятие - это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции". Американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие - "предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки". Интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером, который рассматривает его как "объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства".

Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий. Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, т.к. к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В настоящее время основным критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является количество работников, и в разных странах оно колеблется от 200 до 50 человек. Однако думается, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства адекватно выразить не могут (это, впрочем, совершенно не отрицает целесообразности их применения в ряде практических решений). Поэтому правы те авторы, которые предлагают в центр внимания поставить характеристики качественного порядка. В рамках данного методологического подхода возможна трактовка, согласно которой сущность малого бизнеса связывается с органически присущей ему конкурентной природой. "Этой категорией…, отмечали более 15 лет назад В. Афанасьев и Е. Крылова, охватываются такого рода деловые предприятия, которые в рыночной экономике не могут не выступать в качестве независимых субъектов конкурентной среды. Подобные предприятия, во-первых, являются юридически самостоятельными и независимыми в принятии решений, и, во-вторых, не господствуют в какой-либо сфере хозяйственной деятельности и потому не в состоянии (в отличие от ряда крупных предприятий) диктовать покупателям цены на свои товары".

Переходя к исследованию роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны, стоит отметить, что данная роль во многом иллюстрируется статистическими данными динамики, структуры и т.д. малых предприятий. В приложении 1 наглядно представлены такие данные.

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике. Ведь развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами.

Малый же бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности.

Вместе с тем, в литературе правильно подчеркивается, что "малое предпринимательство существует в рамках общей социально-экономической системы государства", что крупный, средний и малый бизнес "являются звеньями единой экономической системы, в которой эти подсистемы выполняют специфические функции, но имеют общие цели, инфраструктуру и развитую сеть взаимоотношений".

Ученые-экономисты, например, М.Н. Почанина, подчеркивают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты.

Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость): "Малый бизнес тесно связан с развитием самостоятельной занятости (предприятия без использования наемных работников, чаще всего индивидуальные или семейные предприятия)". По данным Р.Н. Захарова, к работе в секторе малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной штатной численности. Вместе с тем, в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для среднего и крупного бизнеса. Все указанное снижает нагрузку на государственные органы и органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.

В России в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) создается 15% валового внутреннего продукта (для сравнения, в ЕС этот показатель доходит до 60%).

Малое предпринимательство, функционирующее на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения и способствует формированию среднего класса.

Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду, способствуя более эффективному развитию экономики региона: По сравнению с большими фирмами, малые и средние предприятия (МСП) "могут лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям, развивая потребительские предпочтения и сокращая производственные циклы посредством удовлетворения потребностей потребителей и дифференциации продукции".

Е.В. Романенко отмечает социально-экономическую роль, которую играет малый бизнес в формировании гражданского общества, что, заметим, особенно важно в условиях формирования в России правового, демократического, социального государства.

Ряд авторов отмечает отличие российского малого и среднего бизнеса от зарубежного аналога. Это: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; стремление к максимальной самостоятельности (обособленности); общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования; неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Итак, малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как часть экономической системы малое предпринимательство вносит свой особый вклад в развитие регионов: увеличивает количество занятых, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, т.е. наполняет потребительский рынок, в первую очередь региональный; снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения в целом и способствует формированию среднего класса. Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду и тем самым помогает прогрессивному развитию экономики территории в целом. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Отсюда следует, что поддержка малого бизнеса - это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: