Изучение устройства системы освещения и сигнализации

Цель занятия: практически изучить общее устройство системы освещения и сигнали- зации, изучить устройство фар, задних фонарей и звукового сигнала, ознакомиться с прие- мами разборки и сборки приборов системы освещения и сигнализации.

Оборудование и инструмент. Автомобиль, укомплектованный приборами освеще- ния и сигнализации, схема системы освещения и сигнализации, фара, задний фонарь, прибор звукового сигнала, плакаты «Схема электрооборудования» и «Приборы освещения и сигна- лизации», отвертки, набор гаечных ключей, рабочая тетрадь для ЛПЗ.

Особые правила техники безопасности. При разборке и сборке фар и задних фона- рей следует быть особенно осторожным со стеклянными и пластмассовыми элементами, а также с острыми краями отражателей.

 

Порядок выполнения работы

Найдите на автомобиле (или схеме) все приборы системы освещения и сигнализации пуска и впишите названия этих приборов в соответствии с номерами бирок на них.

 

 

                                                                                                                                                        .

 

Операция Технология выполнения Инструмент
1.          Изучить устройство фар 1.1. Отвернуть болты крепления и снять фару с авто- мобиля. 1.2. Разобрать фару. 1.3. Используя разобранную фару, изучить ее устрой- ство. 1.4. Записать перечень деталей фары (см. контроль- ный вопрос 1). 1.5. Определить и записать тип и маркировку лампы (см. контрольный вопрос 2). 1.6. Изучить устройство механизма     регулировки направления светового пучка. 1.7. Описать устройство механизма регулировки направления светового пучка (см. контрольный во- прос 3). 1.8. Собрать фару и установить ее на автомобиль. 1.9. Изучить по схеме и на автомобиле путь тока по электрической цепи фары. 1.10. Описать путь тока по цепи фары (см. контроль- ный вопрос 4)                                    
2.       Изучить устройство зад- них фонарей 2.1. Отвернуть болты крепления и снять задний фо- нарь с автомобиля. 2.2. Разобрать задний фонарь. 2.3. Используя разобранный задний фонарь, изучить его устройство. 2.4. Записать перечень деталей заднего фонаря (см. контрольный вопрос 5). 2.5. Определить и записать тип и маркировку ламп стоп-сигнала, указателя поворотов и габаритного фо- наря (см. контрольный вопрос 6).                    

  2.6. Собрать задний фонарь и установить его на авто- мобиль. 2.7. Изучить по схеме и на автомобиле путь тока по электрической цепи указателя поворотов. 2.8. Описать путь тока по цепи указателя поворотов (см. контрольный вопрос 7)          
3.          Изучить устройство зву- кового сигнала. 3.1. Ознакомиться с внешним видом различных кон- струкций прибора звукового сигнала. 3.2. Используя плакат или разрез звукового сигнала, изучить его устройство и записать перечень основных деталей (см. контрольный вопрос 8). 3.3. Изучить и описать путь тока по цепи звукового сигнала (см. контрольный вопрос 9)            

 

Задание для отчета

Письменно ответьте на следующие контрольные вопросы.

1. Перечислите детали фары.                                                                                              

.

2. Запишите тип и маркировку лампы, установленной в изученной Вами фаре: тип

                                          ; маркировка                                         .

3. Опишите устройство механизма регулировки направления светового пучка фары.

 

.

4. Опишите путь тока по электрической цепи фары.                                                     

.

5. Перечислите детали изученного Вами заднего фонаря.                                            

 

.

6. Запишите тип и маркировку ламп, установленных в изученном Вами заднем фона- ре: стоп-сигнал: тип                           ; маркировка                             ; указатель поворо- тов: тип                                   ; маркировка                                    ; габаритный фонарь: тип    ; маркировка             .

7. Опишите путь тока по электрической цепи указателя поворотов.                           

 

.

8. Опишите устройство прибора звукового сигнала.                                                     

 

.

9. Опишите путь тока по электрической цепи звукового сигнала.                               

 

.

 

 

     
 

Подпись учащегося                                             Подпись преподавателя


6.3 Техническое обслуживание и ремонт приборов освещения и сигнализации

1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?

2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.

3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.

6.3.1 Диагностирование приборов освещения и сигнализации

Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером или контрольной лампой, напряжение в цепях при- боров освещения и сигнализации – с помощью вольтметра или специальным тестером. При- знаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.

 

6.3.2 Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации

При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указателей пово- ротов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеива- телей приборов внешнего освещения и световой сигнализации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют.

При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надежность крепления проводов и при необходимости подтягивают.

При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока

фар.

 

6.3.3 Ремонт и регулировки приборов освещения и сигнализации

Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены определенные усло- вия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормальное, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Автомобиль устанавливают на горизонталь- ную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регулировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной – верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края – находиться на одной высоте.

Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по ча- совой стрелке громкость увеличивается, против – уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем пределах. Тон звучания настраивают стерж- нем, отпустив контргайку при помощи торцового ключа: поворотом по часовой стрелке – повышают тон, против – понижают.

Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждении конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.

В таблице представлены признаки, причины и способы устранения основных неис- правностей системы освещения и сигнализации.


Признак Причина Способ устранения

ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Не загораются от- дельные лампы · Перегорание нити лампы. · Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях · Заменить лампу. · Зачистить и затянуть кон- такты
Частое            перегорание нитей ламп · Повышенное напряжение в си- стеме электрооборудования. · Сильная вибрация спирали ламп из-за слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в це- лом · Отрегулировать регулятор напряжения. · Затянуть винты крепления оптических элементов и фар
Уменьшение силы света приборов осве- щения · Загрязнение отражателя и рассе- ивателя оптического элемента. · Плохой контакт лампы в патроне.   · Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях · Очистить отражатель и рассеиватель. · Восстановить нормальный контакт. · Очистить контактные пла- стины

ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Отсутствие напряже- ния в проводах · Обрыв или замыкание проводов на «массу» · Ликвидировать обрыв и замыкание. · Изолировать места нару- шения изоляции
Потеря напряжения в цепях электрообору- дования · Ослабление крепления проводов   · Замасливание и окисление нако- нечников проводов · Подтянуть зажимы креп- ления проводов. · Очистить                   наконечники проводов от грязи и окис- лов

 

Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнали- зации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление про- водов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы с перегоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменя- ют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягивают кон- тактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.

 

Задание для закрепления изученного материала

1. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции:

 

                                                                                                                                                        .

2. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции:

 

                                                                                                                                                        .


3. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции:

 

.

4. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при следующих неис- правностях:                                                                                                                                 

.

5. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации возникает при следующих неисправностях:                                                                                                  

.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализации.

2. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании приборов освещения и сигнализации.

3. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.

4. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.

5. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.

 

 

 

     
 

Подпись учащегося                                             Подпись преподавателя


7 Контрольно-измерительные приборы

7.1 Устройство и работа контрольно-измерительных приборов

Назначение контрольно-измерительных приборов – контроль за работой смазоч- ной системы, системы охлаждения двигателя, за уровнем топлива в баке и зарядом аккуму- ляторной батареи, частотой вращения коленчатого вала и скоростью движения автомобиля.

К контрольно-измерительным приборам относятся: спидометр, тахометр, указатель давления масла (манометр); указатель температуры охлаждающей жидкости (термометр); указатель уровня топлива в баке; амперметр; аварийные сигнализаторы пониженного давле- ния масла и перегрева двигателя и т.п.

Любой контрольно-измерительный прибор состоит из датчика, соединительных про- водов и указателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов, а датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

Устройство и принцип действия стрелочных указателей у большинства контрольно- измерительных приборов схожи. Указатель состоит из корпуса с экраном (предотвраща- ющим влияние посторонних магнитных полей), трех катушек, подвижного постоянного маг- нита со стрелкой, укрепленной на подвижной оси, и неподвижного постоянного магнита (для установки стрелки на нулевое деление шкалы). При протекании тока по катушкам создается результирующее магнитное поле. Стрелка с подвижным магнитом, взаимодействуя с этим магнитным полем, устанавливается в определенное положение, соответствующее положе- нию подвижного контакта реостата или сопротивления терморезистора, т.е. определенному значению измеряемого параметра. При изменении этого значения ток в цепи датчик – ука- затель и положение стрелки указателя на шкале изменяются. Устройство и принцип дей- ствия датчиков различны.

Датчик давления масла состоит из корпуса, диафрагмы, ползункового реостата, по- движный контакт которого соединен с диафрагмой. При изменении давления в системе диа- фрагма выгибается и перемещает подвижный контакт реостата, изменяя сопротивление в це- пи.

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой терморезистор (полупроводниковая шайба в металлическом корпусе). Изменение температуры охлаждаю- щей жидкости вызывает значительное изменение сопротивления терморезистора, из-за чего происходит изменение тока в катушках указателя.

Амперметр предназначен для контроля заряда АКБ. Амперметр устанавливается на щитке приборов и последовательно включается в цепь аккумуляторной батареи.

Аварийные сигнализаторы предупреждают водителя о недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости, падении давления масла в смазочной системе или уровня топлива в баке. Устройство и принцип действия аварийных сигнализаторов схожи с устройством и принципом действия указателей. Отличие состоит в следующем: 1) в датчике вместо реостата или полупроводниковой шайбы устанавливается контактный механизм, кон- такты которого замыкаются при определенном значении измеряемого параметра; 2) указате- лем является не электромагнитный прибор, а лампа, установленная на щитке приборов.

Указатели уровня топлива предназначены для информирования водителя об уровне топлива в баке автомобиля. Датчик располагается в баке, а указатель – на приборной панели. Информация от датчика к указателю передается по проводам (рис. 57).

На большинстве современных автомобилей используют поплавковые датчики уровня топлива. Основные детали датчика: корпус; поплавок; ползунковый реостат, подвижный контакт которого соединен с поплавком, а неподвижный – с корпусом. При изменении уров- ня топлива изменяется и положение поплавка, который перемещает подвижный контакт рео- стата, сопротивление в цепи также изменяется (рис. 57а). В датчике уровня топлива с демп- фером поплавок ходит вверх-вниз в колодце-контейнере, сообщающемся с основным объе- мом бака через маленькие отверстия вверху (вентиляция) и внизу (дренаж) (рис. 57б). Ско-


рость перемещения поплавка уже не меняется при колебании топлива в баке – она ограниче- на скоростью перетекания топлива и воздуха через отверстия.

     
 

а                                                                   б

Рис. 57. Схемы указателей уровня топлива: а – с обычным датчиком; б – с демпферным датчиком

 

Указатели уровня топлива могут быть стрелочными или электронными. Основные де- тали стрелочного указателя: корпус с экраном, предотвращающим влияние посторонних магнитных полей; три катушки; подвижный постоянный магнит со стрелкой, укрепленной на подвижной оси; неподвижный постоянный магнит (для установки стрелки на нулевое деле- ние шкалы). При протекании тока по катушкам создается результирующее магнитное поле. Стрелка с подвижным магнитом, взаимодействующая с этим магнитным полем, устанавли- вается в определенное положение, соответствующее положению подвижного контакта рео- стата, т.е. определенному значению измеряемого параметра. При изменении этого значения изменяется ток в цепи датчик – указатель, а следовательно, и положение стрелки указателя на его шкале. Электронный указатель обрабатывает сигнал от датчика и выводит данные об остатке топлива на экран бортового компьютера. Кроме стрелочного или электронного ука- зателя, на приборной панели устанавливается сигнальная лампа (контрольная лампа резерва), которая загорается, когда топлива в баке остается на 30…50 км пробега и необходимо произ- вести заправку топливом.

Спидометр указывает скорость движения и одновременно отсчитывает пройденный путь. По принципу действия спидометры разделяют на магнитоиндукционые и электриче- ские; по способу приведения в действие – на спидометры с приводом «гибким валом» и спи- дометры с электрическим приводом.

Спидометр состоит из датчика, передаточного устройства и двух механизмов, объ- единенных общим кожухом и основанием, указателя скорости и счетчика пути.

Скорость, которую показывает спидометр, – «мгновенная». Это она важна при экс- тренном торможении или энергичном маневре. Спидометр включает и одометр с точностью измерения до километра, иногда – до 100 м.

Наиболее просты механические спидометры. Приводятся от трансмиссии «гибким ва- лом» – особым тросиком, хорошо передающим вращение. Некоторые спидометры могут устанавливаться на разные автомобили, поэтому в приводе таких спидометров применяют простейший редуктор, передаточное число которого подобрано к автомобилю. На заднепри- водном автомобиле спидометр обычно контролирует вращение вторичного вала коробки пе- редач. Точность показаний таких спидометров зависит от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.

Привод механического спидометра осуществляется от ведомого вала коробки пере- дач. Указатель скорости со счетчиком пути устанавливается на щитке приборов и представ-


ляет собой магнитоиндукционный прибор, отклонение стрелки которого пропорционально частоте вращения ведомого вала коробки передач. Если расстояние от датчика на коробке передач до указателя на щитке приборов менее 3,5 м, то передаточным устройством является гибкий вал, если более 3,5 м или у автомобиля откидывается кабина, то привод электриче- ский: на коробке передач устанавливается генератор с приводом от вторичного вала. Генера- тор вырабатывает ток, который поступает к указателю. Значение тока и величина отклонения стрелки указателя зависят от частоты вращения ведомого вала коробки передач.

     
 

а                                                   б

 

Рис. 58. Механический спидометр: а – устройство; б – механический одометр; 1 – магнит- ный диск; 2 – алюминиевый колпак (картушка) со стрелкой; 3 – возвратная пружина; 4 – шкала спи- дометра; 5 – одометр

 

Устройство механического спидометра: поверх магнитного диска 1, приводимого тросом, расположен вращающийся на оси алюминиевый колпак ( картушка) 2. Катушка с не- большим зазором соединена со стрелкой и возвратной пружиной 3 (рис. 58). Когда диск вращается, его магнитные силовые линии возбуждают в картушке токи, создающие свое магнитное поле. При взаимодействии двух полей картушка увлекается за диском, но пружи- на ограничивает ее поворот углом, зависящим от скорости вращения диска. Циферблат гра- дуирован в соответствии с тарировкой прибора, зависящей от жесткости возвратной пружи- ны. Любое изменение ее жесткости недопустимо – показания спидометра окажутся искаже- ны.

Одометр – набор барабанчиков с цифрами (еще их называют «декадами») (рис. 58б). Каждый барабанчик связан с соседним зубчатой передачей (отношение 1:10). С началом движения крайний барабанчик – километровый – отсчитывает единицы километров. Когда он сделает один оборот, то соседний 10-километровый покажет в своем окошке единицу. Че- рез 100 км первый оборот завершит 10-километровый барабанчик. И так далее. Отечествен- ные одометры ведут счет до 99 999 км, затем обнуляются. Многие одометры современных автомобилей – шестизначные. Отдельные модели включают в себя удобную опцию – счет- чик короткого (обычно не больше 1000 км) пробега с точностью до сотни метров. Водитель может его обнулить нажатием кнопки.

Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигате- ля обычно имеют привод от левого колеса после главной пары. Значит, к погрешности спи- дометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево «приборная скорость» чуть меньше, чем посередине машины, а вправо – чуть больше.


К сожалению, работоспособность механического спидометра во многом зависит от износа его собственных деталей, а также от износа привода. Важно проложить гибкий вал без резких перегибов (иначе трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит). Тро- совый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. Постепенно от троса отказа- лись – спидометр стал электронным, он работает по сигналу датчика скорости. Этот датчик совмещен с редуктором, который, кстати, можно установить и на старую машину с тросовым приводом.

По внешнему виду первые электронные спидометры трудно отличить от механиче- ских. Стрелка на обычном месте, барабанчики с цифрами тоже, однако стрелка – деталь электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорци- онален числу импульсов в единицу времени. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю. Эти приборы точнее ме- ханических, но все же имеется погрешность 5…7 %. Ведь в них ликвидированы лишь самые слабые места механики (люфты, капризы троса, катушки, возвратной пружинки т.п.).

Полностью электронные приборы совершенней. Но и здесь привычные стрелки на своих местах: большинство людей понимают их «язык» лучше, чем любые цифры на дис- плее. С внутренней стороны это сложный электронный блок. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Дисплеи (одометра или маршрутного компьютера) жидкокристаллические.

Тахометр предназначен для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя.

На автомобилях применяются тахометры с электрическим приводом и электронные.

Устройство и принцип действия тахометров с электроприводом аналогичны устрой- ству и принципу действия спидометров с электроприводом. Тахометры этого типа состоят из датчика, который приводится во вращение от распредвала или вала ТНВД, электрических проводов, соединяющих датчик с указателем, и указателя, расположенного на щитке прибо- ров.

На карбюраторных двигателях наиболее распространены тахометры, принцип дей- ствия которых основан на подсчете импульсов, возникающих в первичной цепи системы за- жигания при размыкании контактов прерывателя. На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленчатого вала соответствуют две вспышки в цилиндрах, т.е. два импульса в системе зажигания. Тахометр, соединенный с катушкой и распределителем зажигания, преобразует частоту импульсов в пропорциональное ей напряжение, которое отклоняет стрелку на соответствующий угол. На рисунках представлены схемы подключе- ния тахометров при использовании контактной и контактно-транзисторной систем зажига- ния (рис. 59, 60).

                  

 

Рис. 59. Схема подключения тахометра на автомобилях с контактной системой за- жигания: 1 – тахометр; 2 – катушка зажи- гания; 3 – распределитель зажигания Рис. 60. Схема подключения тахометра на ав- томобилях с транзисторной системой зажига- ния: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания; 3 – коммутатор; 4 – распределитель зажигания

На автомобилях с впрысковыми двигателями тахометр подключают не к зажиганию, а к контроллеру электронной системы управления двигателем (ЭСУД) (рис. 61). В этом слу- чае тахометр считывает число импульсов оборотов непосредственно с контроллера, который получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Существуют также тахометры, пригодные для использования как на карбюраторных, так и на впрысковых автомобилях. Однако форма импульсов контроллера отличается от формы импульсов катушки зажигания, и преобразуются эти импульсы в тахометре по-разному. Поэтому такой прибор имеет два входа: от контроллера и от катушки зажигания (рис. 61, вход 1 и вход 2 соответственно).

    Рис. 61. Схема подключения та- хометра на впрысковых автомоби- лях: 1 – тахометр; 2 – маршрутный компьютер; 3 – контроллер ЭСУД; 4 – датчик положения коленчатого вала; 5 – модуль зажигания

 

На дизельных автомобилях частоту вращения коленчатого вала оценивают по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора (рис. 62). При этом на точность измере- ния влияет привод генератора (скорость вращения ротора зависит от соотношение диаметров приводных шкивов).

     

а                                                                                                    б

Рис. 62. «Генераторный» тахометр: а – выпрямительный мост генератора с выходом (1) на тахометр (2); б – схема подключения тахометра: 1 – тахометр; 2 – контрольная лампа генератора; 3 – генератор; Ф – фазовый вывод (на тахометр)

 

В тахометрах для настройки точности показаний применяют подстроечный потен- циометр. Он позволяет регулировать величину напряжения, в которое преобразуется частота сигнала. Это дает возможность тщательно корректировать показания тахометра для различ- ных двигателей. Существенное преимущество «генераторных» тахометров – универсаль- ность. Такой прибор можно использовать и на бензиновых, и на дизельных двигателях, с любым числом цилиндров или вообще без них (например, газотурбинный или роторно- поршневой двигатель), лишь бы на этом автомобиле был установлен трехфазный генератор переменного тока.

Тахографы. С 24 апреля 1995 года все автотранспортные средства государств- участников ЕСТР, допускаемые к международным пассажирским (автобусы с числом мест более 9, включая водителя) и грузовым (автомобили полной массой свыше 3,5 т) перевозкам (за исключением перевозок аварийных, спасательных, коммунальных, медицинских и других подобных служб), обязательно оборудуются автомобильными ЕС-тахографами.

ЕС-тахограф автомобильный – бортовое электронное контрольно-измерительное устройство, устанавливаемое взамен спидометра или совместно с ним, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации скорости движения, пробега, периодов труда и отды- ха водителей (рис. 63а). Принцип работы тахографа основан на обработке электрических сигналов, поступающих с импульсного датчика пути/скорости, устанавливаемого на коробке передач. Переключение режимов работы тахографа осуществляют водители. На переключа- теле режимов работы использованы следующие обозначения. В положении переключателя  тахограф автоматически фиксирует два режима работы водителя: при движении – режим вождения, при остановке автомобиля – режим пассивной работы (в том числе простои на светофорах, в пробках, в очередях и т.п.). В положении переключателя  записывается лю- бая трудовая деятельность водителя, кроме вождения (оформление документов, ремонт ав- томобиля и т.п.). Переключатель устанавливают в положение    при перерывах в работе и отдыхе водителя.

Если необходимо контролировать обороты двигателя, расход топлива, режимы работы специального оборудования (подъемника, бетономешалки, холодильной установки и т.п), то на тахограф устанавливают дополнительные самописцы и соответствующие датчики. Отли- чить ЕС-тахографы можно по маркировке  – знаку официального утверждения типа тахо- графа, нанесенному на заводскую табличку (шильдик).

     
 

а                                                          б

Рис. 63. Автомобильный ЕС-тахограф: а – внешний вид; б – диаграммный диск; 1 – указа- тель скорости; 2 – указатель времени; 3 – счетчик пройденного пути; 4 – переключатель режимов работы первого водителя; 5 – переключатель режимов работы второго водителя; 6 – обозначения ре- жимов работы; 7 – индикатор установки диаграммного диска; 8 – индикатор превышения скорости

 

Параметры, фиксируемые тахографом, автоматически регистрируются на персональ- ном диаграммном диске для каждого водителя. Диаграммный диск изготовлен из специаль- ной бумаги, на которую последовательно нанесены: слой черной краски, слой прозрачного пластика и белый слой оксида цинка (рис. 63б). Поверх этих слоев типографским способом нанесены шкалы и знаки. Когда игла самописца тахографа начинает записывать, удаляется слой оксида цинка и проступает черный цвет подложки. Одновременно игла оставляет ха-


рактерный след на слое пластика, который используют при идентификации диаграммного диска и тахографа. Диск имеет отверстие грушевидной формы, позволяющее установить его только в одном, строго определенном положении. Записанная на диске информация при необходимости может быть расшифрована с точностью по времени до 5 мин и по расстоя- нию до 1 км.

На обороте диска нанесены графы, необходимые для записей от руки, а также знаки официального утверждения, в прямоугольниках которых проставлена буква , за которой следует отличительный номер страны (например: 1 – Германия, 2 – Франция, 22 – Россий- ская Федерация), перечень номеров официального утверждения тахографов и значение пре- дельно допустимого скоростного режима.

Обязательному оснащению тахографами в РФ подлежат изготовленные после 1 января 1998 года автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили полной массой свыше 15 т, осуществляющие междугородные перевозки по территории России. Установку и обслужи- вание тахографов выполняют только уполномоченные производителем этих приборов сер- висные мастерские, каждая из которых имеет идентификационное клеймо.

Опыт государств, где применение тахографов является обязательным, убедительно доказывает, что его наличие на автомобиле способствует развитию у водителей навыков без- опасного и экономичного управления. Аварийность снижается в среднем на 25…30 %. Ис- ключаются конфликты между водителями и инспекторами. При расследовании причин ава- рий можно с секундной точностью восстановить ход событий и избежать ошибочных обви- нений. Обработка записей на диаграммных дисках позволяет автоматизировать учет работы водителей и автомобиля, а также оптимизировать их работу и снизить эксплуатационные расходы.

Для контроля дополнительных параметров используют разные датчики, например: для жидкостей – датчики уровня; для тормозных колодок – датчики износа; для выявления отказов ламп – реле диагностики. Вся информация сводится в блок индикации на панели приборов.

Датчики уровня. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, жидко- сти в бачках омывателей стекол, тормозной жидкости контролируют с помощью поплавко- вых датчиков.

 

Рис. 64. Принципиальная схема датчи- ка уровня охлаждающей жидкости: 1 – гер- кон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус Рис. 65. Схема датчика уровня тормозной жидкости: 1 – поплавок; 2 – контакты

 

На рис. 64 показан датчик уровня жидкости в расширительном бачке. По нижней

«направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в котором разме- щен магнит. Внутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт),  управляемый этим


магнитом. Понизился уровень – контакты включились, цепь замкнулась – на панели прибо- ров загорелся соответствующий сигнализатор.

Датчик уровня тормозной жидкости представляет собой поплавок с плавающим

«пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае снижения уровня жидкости ниже критического (рис. 65).

Датчик износа. Износ тормозных колодок контролируют с помощью специального датчика. Датчик – пластиковая вставка во фрикционной накладке, внутри нее – сердечник из мягкого металла (он не должен царапать тормозной диск), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подается ток (рис. 66).

 

Рис. 66. Схема датчика износа тормозной колодки: 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – тормозной

диск

 

Когда износ накладки достигнет предельно допустимого, тормозной диск войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электрической цепи на блоке индикации вспых- нет стилизованное изображение колодок. Значит, пора их внимательно осмотреть и при необходимости заменить.

Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала контролирует реле диагностики (или реле «опроса»). Оно срабатывает в зависимости от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта или перегорела нить), уменьшается ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки.

Датчики контроля закрытия дверей на разных моделях автомобилей могут иметь отличия, напрямую связанные с устройством электрооборудования. При самом простом ва- рианте концевые выключатели всех дверей подключены параллельно, контрольная лампочка встроена в щиток приборов. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхивает контрольная лампа на щитке, а одновременно с нею – плафон в салоне, если вы- ключатель находится в соответствующем положении (рис. 67).

 

 

Рис. 67. Простейшая схема контроля закрытых дверей: 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона


Заполните пустые строки

1. К контрольно-измерительным относятся следующие приборы:                              

 

                                                                                                                                                        .

2. Любой контрольно-измерительный прибор состоит из                                             

 

                                                                                                                                                        .

3. Электромагнитный указатель контрольно-измерительного прибора состоит из сле- дующих элементов:                                                                                                                          

                                                                                                                                                      .

4. Датчик указателя давления масла состоит из                                                            

 

                                                                                                                                                        .

5. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой

                                                                                                                                                        .

6. Датчик указателя уровня топлива состоит  из                                                              

 

                                                                                                                                                        .

7. Спидометры предназначены для                                                                                    

 

                                                                                                                                                        .

8. Одометры предназначены для                                                                                        

 

                                                                                                                                                        .

9. Механический спидометр состоит из следующих основных элементов:                  

 

                                                                                                                                                        .

10. Тахометры предназначены для                                                                                    

                                                                                                                                                        .

11. «Генераторные» тахометры применяются на                                       двигателях.

12. ЕС-тахограф автомобильный – это                                                                              

                                                                                                                                                        .

13. Основные элементы датчика уровня охлаждающей жидкости:                              

 

                                                                                                                                                        .

14. Основные элементы датчика уровня тормозной жидкости:                                     

 

                                                                                                                                                        .

15. Датчик износа тормозных колодок представляет собой                                          

 

 

                                                                                                                                                        .

 

Контрольные вопросы

1. Для чего служат контрольно-измерительные приборы?

2. Какие контрольно-измерительные приборы используются на автомобилях?

3. Из каких элементов состоит стрелочный электромагнитный указатель?

4. Опишите устройство и принцип действия спидометров.

5. Каково назначение и общее устройство тахометров?

6. Опишите схему подключения и принцип действия тахометров на карбюраторных двигателях с контактной системой зажигания.


7. Опишите схему подключения и принцип действия тахометров на карбюраторных двигателях с транзисторной системой зажигания.

8. Опишите схему подключения и принцип действия тахометров на впрысковых дви- гателях.

9. Опишите схему подключения и принцип действия «генераторных» тахометров.

10. Для чего предназначены автомобильные тахографы?

11. Перечислите указатели, индикаторы и переключатели, расположенные на лицевой части тахографа.

12. Перечислите режимы и поясните режимы работы тахографов.

13. Что из себя представляет диаграммный диск и для чего он предназначен?

14. Опишите конструкцию и принцип действия датчиков уровня охлаждающей и тор- мозной жидкостей.

15. Опишите конструкцию и принцип действия датчика износа тормозных колодок.

 

 

     
 

Подпись учащегося                                             Подпись преподавателя


7.2 Техническое обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов

1. Каково назначение контрольно-измерительных приборов?

2. Перечислите контрольно-измерительные приборы.

3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.

7.2.1 Диагностирование контрольно-измерительных приборов

Работоспособность контрольно-измерительных приборов проверяют при пробном включении. Механические повреждения определяют методом визуальной оценки. Наруше- ния контактов проводов находят с помощью тестера или контрольной лампы. Точность показаний контрольно-измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).

 

7.2.2 Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов

При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов; работоспособность ука- зателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают).

 

7.2.3 Ремонт контрольно-измерительных приборов

Основные признаки, причины и способы устранения неисправностей контрольно- измерительных приборов представлены в таблице.

 

Признак неисправности Причины Способ устранения
Прибор не включается в работу Обрыв токоподводящего про- вода. Неисправность деталей прибо- ров Соединить или заменить про- вод.   Заменить прибор
Стрелка прибора полно- стью отклоняется вправо и не возвращается в нуле- вое положение Замыкание токоподводящего провода на «массу». Заедание стрелки циферблата прибора Обнаружить и ликвидировать замыкание. Заменить прибор
Стрелка резко колеблется Неплотный контакт наконечни- ков проводов Подтянуть винты или гайки крепления проводов
Прибор дает неправиль- ные показания Неисправность прибора Заменить прибор

 

Способы устранения основных неисправностей контрольно-измерительных приборов. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окис- ленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтя- гивают.

 

Заполните пустые строки

1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных приборов выпол- няют следующие операции:                                                                                                            

 

                                                                                                                                                        .

2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при следующих неис- правностях:                                                                                                                                        


 

.

3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:                                                                             

 

.

4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является                                                                            

 

.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и дополни- тельных приборов.

2. Каким образом проверяется  точность  показаний контрольно-измерительных приборов.

3. Перечислите операции, выполняемые  при  техническом  обслуживании контрольно-измерительных и дополнительных приборов.

4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных приборов, их причины и способы устранения.

 

 

 

     
 

Подпись учащегося                                             Подпись преподавателя

 




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: