Показатели функционального состояния (ССС) сердечно-судистой системы

ВВЕДЕНИЕ

В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки.

Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревно­вательных нагрузок.

 

Главные задачи самоконтроля

1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью.

2. Освоить простейшие методы самонаблюдения.

3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на прак­тике.

4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию.

 Само­контроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) параметры, а также показатели физической работо­способности и подготовленности.

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ

К субъективным оценкам утомления относятся: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

§ самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)

оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после фи­зической нагрузки;

§ сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;

§ аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;

§ работоспособность (хорошая, плохая, отсутствие, усталость) оценивается вечером.

     

      1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости

      Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика степеней утомления

Признак утомления Небольшое утом­ление (1 стадия) Значительное утомление (2 стадия) Резкое утомление (3 стадия)
Окраска Небольшое по­краснение Значительное по­краснение Резкое покраснение, по­бледнение, синюшность
Потливость Большая Большая (выше пояса) Особо резкое (ниже пояса), выступление соли
Дыхание Учащенное (до 20-26 вдохов в мин на равнине и до 36 на подъеме) Сильное учащен­ное Резкое (более 50-60 вдохов в мин) учащенное, поверх­ностное через рот, пере­ходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыха­нием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачива­ние, отставание на марше Резкое покачивание, по­явление не координиро­ванных движений, отказ от дальнейшего движения

Продолжение таблицы 1

Признак утомления Небольшое утом­ление (1стадия) Значительное утомление (2стадия) Резкое утомление (3стадия)
Общий вид Обычный Снижение инте­реса к окружаю­щему. Усталое вы­ражение лица, на­рушение осанки (сутулость, опу­щенные плечи) Изможденное выражение лица, апатия, резкое на­рушение осанки (вот-вот упадет)
Внимание Хорошее, без­ошибочное вы­полнение указа­ний Неточность в вы­полнении команд, ошибки при пере­мене направления Замедленное, неправиль­ное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выра­женную усталость («тяжело»), боли в ногах, сердцебие­ние отдышка Жалобы на резкую сла­бость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота и рвота
Пульс, уд./мин 110-150 160-180 180-230
Речь и мимика Речь отчетливая, мимика обычная Речь затруднена, выражение лица напряженное, взгляд вялый Речь крайне затруднена, выражение лица стра­дальческое

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ

К объективным показателям относят:

- показатель здоровья и физического развития;

- показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

- показатель функционального состояния дыхательной системы;

- показатель функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы;

- показатель физической работоспособности;

- показатели физической подготовленности.

 

Показатели здоровья и физического развития

 Физическое развитие является одним, из показателей здоровья. ВОЗ (всемирная организация здравохранения) рассматривает здоровье, как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека на 20 % зависит от экологии, на 20 % зависит от наследственности, на 50 % зависит от образа жизни (режима труда и отдыха, питания, закаливания, физических нагрузок, вредных привычек) и на 10 % зависит от врача.

Основными методами исследования физического развития является наружный осмотр и антропометрия.

Наружный осмотр

         - тип телосложения (астенический, нормастенический, гиперстенический);

         - осанка (наличие сутулости, сколиоза);

- кожа (окраска, тургор, влажность);

- жировая прослойка (толщина жировой складки в различных частях тела);

- мускулатура (в состоянии покоя и напряжения мышц);

- осмотр грудной клетки, спины, верхних и нижних конечностей.

     Наружный осмотр даёт представление о пропорциональности телосложения и об отрицательных сторонах физического развития.

Антропометрия

    Основными антропометрическими показателями являются: вес, рост, экскурсия грудной клетки, сила кистей, становая сила.

   Вес определяется взвешиванием на медицинских весах.

        Нормальный вес рассчитывается по формуле Брока-Бруша:

   Нормальный вес при росте 155-165 см равен росту - 100±7;

                                при росте 166-175 см равен росту - 105±7;

                                при росте 176-185 см равен росту - 110 ±7

   Можно пользоваться весоростовым индексом Кетле: вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится у мужчин - 350-400 г, у женщин - 325-375 г

   Рост измеряется специальным ростомером.

   Эскурсия грудной клетки измеряется сантиметровой лентой (на максимальном вдохе, полном выдохе, паузе).

   Сила кисти измеряется кистевым динамометром, становая сила – становым динамометром (таблица 2.).

 

   Таблица 2 - Оценка результатов кистевой и становой динамометрии (кг).

Оценка

Кистевая динамометрия

Становая динамометрия

правая кисть

левая кисть

юноши

девушки

юноши девушки юноши девушки
удовлетв. 48 30 45 28 120 85
хорошо 52 35 50 33 140 110
отлично 56 40 55 38 160 115

 

 

Показатели функционального состояния (ССС) сердечно-судистой системы

К показателям, функционального состояния ССС относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД).

Частота сердечных сокращений измеряется в начале, середине и в конце занятия, а так же перед и после ходьбы - бега Куппера (2400 м), бега на 2000 м, 3000 м, с целью контроля за интенсивностью нагрузки. Частота пульса измеряется на лучевой, сонной, височной артериях, а так же на области верхушечного толчка сердца. Подсчитывается обычно за 10 секунд (умножив на 6, получим частоту пульса за минуту).

Частота пульса в покое 40-60 уд./мин (ударов в минуту) (брадикардия) у тренированных людей свидетельствует об экономной работе сердца и является физиологической нормой. Для нетренированного человека такая частота пульса обычно указывает на патологию сердца или нарушение нейрогуморальной регуляции. Оценка физической подготовленности может проводиться по таблице академика Н.М.Амосова (таблица 3).

 

  Таблица 3 - ЧСС в покое для подготовленных людей (уд./мин).

 

Мужчины Женщины Оценка
50 и меньше 55 и меньше отлично
51-65 56-70 хорошо
67-65 71-80 удовлетворительно
76 и более 81 и более неудовлетворительно

 

В СМО (спецмедотделении) придерживаются следующих величин:

· ЧСС менее 60 уд./мин – отлично;

· ЧСС 60 - 74 уд./мин – хорошо;

· ЧСС 74 - 79 уд./мин – удовлетворительно;

· ЧСС более 90 уд./мин - неудовлетворительно

     По частоте пульса можно контролировать интенсивность нагрузкиво времязанятий физическими упражнениями:

 - физическая работа в небольшом аэробном режиме (ЧСС 100-130 уд./мин) носит поддерживающий характер достигнутого функционального состояния организма;

 - физическая работа в среднем аэробном режиме (ЧСС 130-160 уд./мин) носит тренировочный характер и способствует повышению функциональных возможностей организма;

      - физическая работа в режиме ЧСС до 160 уд./мин наиболее благоприятна для тренировки основных систем организма, т. к. оказывает более выраженный тренировочный эффект, чем работа в среднем режиме.

Вся вышеперечисленная работа происходит в аэробном режиме, т.е. энергия образуется вследствие распада АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) при помощи кислорода вдыхаемого воздуха. При этом организм может выполнять длительную физическую нагрузку, не испытывая кислородного долга. В этом двигательном режиме развиваются все виды выносливости, т.е. способности организма противостоять утомлению. Благотворный эффект этой работы выражается в экономном работе сердца, снижению ЧСС в покое, расширении капиллярной сети в работающих органах, улучшении обмена веществ.

     - физическая работа в высоком (ЧСС 161-180 уд./мин) и предельном (ЧСС 181-230 уд./мин) режимах происходит в анаэробном режиме. В этом режиме развивается максимальная сила и скорость. Здесь энергетические вещества расщепляются без участия кислорода, с образованием молочной кислоты. Образовавшаяся молочная кислота, накапливаясь в мышцах и крови, препятствует дальнейшему выполнению интенсивных физических нагрузок и требует специальных восстановительных мероприятий.

- физическая работа смешанном режиме (ЧСС 150-160 уд./мин). В этом, режиме происходят аэробные и анаэробные процессы энергообеспечения деятельности организма. Здесь развиваются некоторые виды специальной выносливости. Физическую нагрузку в анаэробном и смешанном режиме следует выполнять, только достигнув хорошего уровня развития аэробной выносливости и физической подготовленности.

Артериальное давление в покое

АД 120/60 - норма для молодых людей;

АД меньше 110/60 характеризуется как гипотония (пониженное давление);

АД больше 135/90 характеризуется как гипертония (повышенное давление)

         Контроль за АД осуществляется у студентов с гипотонией, гипертонией и у чрезмерно тучных в начале, в середине и в конце занятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: