Симфонический метод Л. Бетховена

Симфонизм как метод развития сформировался в эпоху Просвещения и вступил в новую фазу развития на рубеже XVIII и XIX веков. Огромным импульсом явилась Великая французская революция. Её идеи, героическая борьба масс определили новый подход художника-мыслителя к жизни, изменение интонационного словаря. Бетховен – создатель героико- драматического симфонизма, проникнутого диалектикой развития, обладающего силой широкого воздействия («Шекспир масс»).

Творчество Бетховена связано с демократическим направлением французского классицизма: переосмысление гражданственности, образ героя-борца за республиканские идеалы, демократичность музыкально языка, стилистика (призывные интонации, лаконизм, скульптурная рельефность образов). К музыке Бетховена неприменимы абстрактные идеалистические категории – Верховное существо, Разум, присущие революционному классицизму. Он насыщает идеи Просвещения глубоко жизненным содержанием (идеи радости и братства в (9-й симфонии).

  Идеи борьбы, герой в единстве с массами, активность народа – на I плане у Бетховена. В революционном искусстве Франции ему ближе всего массовая песня, нашедшая воплощение в «марсельезе», в живописи в – героические полотна Давида, оперы Керубини («Медея»). Революция дала богатый материал для постижения жизни, социальных конфликтов, однако он пропускает их сквозь призму немецкого мышления. Симфонизм Бетховена отличается диалектикой развития, эмоциональной насыщенностью и психологической глубиной, является высшим достижением немецкой философской и художественной эпохи Просвещения и французской революции. С Шиллером, Гёте, Лессингом Бетховена связывает философская масштабность, действенность мысли и чувства, морально-этический пафос искусства. Последовательное углубление психологического начала ведёт его от классицизма к романтизму.

Именно диалектика отличала немецкое мышление, философские глубинные противоречия действительности и поступательность развития. У французов – новые образы, интонации, но нет глубоких концепций. У Бетховена симфонизм это – метод философски-обобщённого, реалистического отражения жизни в борьбе противоречий, в её развитии. Он пронизывает все ведущие жанры творчества (Асафьев разработал теорию симфонизма).

В основе симфонизма – диалектическое становление идей через борьбу и конфликт музыкальных образов. Сущность его – развитие, основанное на борьбе и единстве противоположностей и как результат – качественное изменение образов. Отсюда вытекает диалектичность контрастов. Одна сфера не механически сопоставляется с другой, а вызывает антитезис. Логика развития подчинена триаде: тезис – антитезис – синтез.

Понятие симфонизм находится в теснейшей связи с понятием музыкальной драматургии как системы взаимодействия образов, принципов их развития. В зависимости от идейно-образного содержания и особенности драматургии (остро-конфликтной, картинно-повествовательной) можно говорить о разных типах симфонизма – драматическом, лирическом, жанровом, эпическом, возможны варианты. Возможен программный и непрограммный симфонизм, в зависимости от степени конкретизации концепции при помощи слова.

Наибольшее воплощение метод получает в сонатной форме и в сонатно-симфоническом цикле. Творчество Бетховена – классическое выражение героико-драматического типа симфонизма, принизанного идеей борьбы. Он классик сонатно-симфонической драматургии (трактовка сонатной формы и цикла: от I части к финалу – сквозное развитее идеи, от конфликта к его разрешению). Огромное воздействие оказала драматургия Шекспира. Элементы театральности греков и Шекспира сочетаются с необузданной игрой страстей в романтических пьесах Шиллера. Для Бетховена типичны конфликтность, последовательное развитие борьбы противоположных сил и её конечный результат. Симфоническая драматургия впервые сложилась у Бетховена (сложная система взаимодействия в диалектическом развитии).

Изменился характер тематизма (интонации, ритм, структура). Для симфоний характерна сконцентрированность мысли – лаконизм тем, а не развёрнутые партии. Они основаны на рельефных, чётких мотивах, на которых вырастает грандиозное симфоническое здание. Важнейшая роль принадлежит ритму (стимул экспрессии, перводвигатель). Рельефность членения мотивов сочетается с внутренним единством контрастных мотивов. Отличие от Моцарта: внутритематические контрасты, противопоставленные друг другу.

Огромную роль играет производный контраст как внутри темы, так и при сопоставлении противостоящих тем, когда тема является производным от предыдущей, контрастируя ей. Диалогический принцип: новая лирическая мелодия звучит в диалоге, в контрапункте с элементами Г. П. Гл. П. концентрирует предпосылки для дальнейшего развития, намечает его узловые моменты.

Важнейшее качество метода Бетховена – становление темы в процессе изложения – развитие из исходного зерна. Большая рольсеквенций, тонального развития, S гармонии.

Одно из главных свойств симфонической драматургии – непрерывность развития, качественно изменения образов. Возрастает значение разработки и коды, динамизация репризы. Разработка может быть однотемной или многотемной (3-я симфония, соната № 23).

   По новому решает драматургию цикла. Единство цикла – это единство нового качества по сравнению с Гайдном и Моцартом. Каждая часть – необходимое звено развивающегося действия от «мрака к свету», «через борьбу к победе». Особенность в усилении финальной кульминации.

Другая значительная линия его симфоний лирико-жанровая (Пасторальная). В шестой ростки будущего романтического симфонизма. Различие в круге образов, а отсюда в тематизме, приёмах развития, оркестровке, трактовке частей.

Драматически целеустремлённый цикл Пятой и пятичастная Шестая с её неторопливо разворачивающимися разделами, сопоставлением контрастных картин, лирически-песенным финалом. Принципы новаторской симфонической драматургии складывались постепенно с эволюцией его сонатно- симфонических жанров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: