Оперное творчество Моцарта

« Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию…Желание писать оперы – моя идея Fixe ».

Оперный композитор имел настоящее призвание. Ещё в детстве Моцарт, постигая формы и приёмы итальянской оперы seria и buffa, знакомясь с «Альцестой» Глюка, проявил талант музыкального драматурга. Развил свой стиль в 3-х видах оперы: seria, buffa и зингшпиль, давая им новое толкование.

В отличие от Глюка не ставил задачу реформирования оперы, не вступал в полемику. Однако не ломая условной структуры буффа и зингшпиля, переосмыслил эти ханры внутренне. Со II половины XVIII века опера – жанр, где драма и музыка находятся в органическом единстве. Это конечная цель реформаторов Глюка и Моцарта. Но если Глюк глвлрил: «Главная цель музыки – дать поэзии большей выразительной силы», то у Моцарта другая установка: «Я за умное содружество композитора и поэта. Музыка – главное в каждой опере». Для Глюка сюжет – выражение драмы в словах, за которыми следует музыка. У Моцарта сюжет – выражение игры страстей реальных людей с неповторимыми характерами. Стихийная сила чувствований не всегда передаётся словом и здесь всевластна музыка. Сложные сплетения эмоций и поступков героев, их подтекст, многозначность содержания Моцарт передаёт одной лишь музыкой (иногда писал до текста). Решая одну и ту же проблему драматургической целостности оперы, оба композитора создают различные спектакли с разными героями, миром страстей, разными идеями.

1. Позиция Моцарта, стремящегося к жизненной правде – музыка на первом месте. Повинуясь условиям заказа, редко выбирал сюжет и не мог добиться желаемого от либреттиста. Сам выбирал сюжеты «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана», «Так поступают все» (оперные шедевры).

2. Одно из главных достижений – создание индивидуальных характеров во всей их многогранности. Требования оперы сериа предполагали выражение чувства как состояния в законченном виде, статично. Эмоциями правит мысль. Герои Моцарта подобны реальным людям с их внутренней противоречивостью, психологическим подтекстом. Опера – динамичное, многоплановое действие, где сталкиваются характеры, развиваются, находятся в постоянном движении. Подобная трактовка музыкальных спектаклей присуща многим режиссёрам, актёрам Германии, Австрии. XVIII век является знамением немецкого Просвещения. Но герой Моцарта не только конкретен в своей правдивости, он будит мысль л проблемах психологической жизни, нравственности, о человеческой сущности.

3. В традиционных оперных формах открывает неизведанные возможности. Арии – музыкальный портрет, обобщённое выражение сущности характера, это реальное до осязаемости проявление чувства к определённой ситуации. Есть короткие арии, есть развёрнутые с техническими трудностями (диапазон) однако их драматургическое значение не зависит от сложности и объёма. Арии – часть целого. «Плотность» содержания всегда велика.

4. Ансамбли играют первостепенную роль, насыщены напряжённым музыкально-драматургическим развитием. Необычайно разнообразны: ансамбли-разрешения, ансамбли-ссоры, ансамбли-торможения действия с целью обратить внимание на глубинные пласты и мотивы действия. Ансамбли различны по составу. В крупных существенна роль полифонии, с помощью которой высвечиваются контрастные драматургические моменты. Меткость характеристик, дар драматурга, психолога, постижения человеческой природы раскрылась в ансамблях поздних опер.

5. Оркестр играет огромную роль в достижении действенности в музыкальном театре, динамизма. Этой цели служит непрерывное интонационное развитие взаимопроникновение вокального и инструментального начал, сценически-театрального, симфонического начал возвысило оперы Моцарта над оперным искусством XVIII века.

Композитор отдавал предпочтение жанрам итальянской оперы buffa и австрийского зингшпиля. Опера seria менее всего подверглась преобразованию. Но и здесь он сказал своё новое слово. «Идоменей» уже в увертюре, в ариях захватывающая правда чувствований, участие хора действенно, передаёт острые драматические ситуации. «Милосердие Тита» - растянутость действия, сохранил речитативы, сохранил формы арий, ввёл ансамбли (кроме дуэтов), очень выразителен оркестр.

Мир Моцарта, его понимание жизни человека, его оперная драматургия вылились в операх буффа и зингшпилях венских лет: «свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» и зингшпилях «Похищение из Сераля», «Волшебная флейта». Зная специфику буффа с детства, переосмысливает жанр. Сюжеты возвышаются над бытовым, обыденным, дана картина жизни со всеми противоречиями во всей многогранности. Но такое понимание оперы исключило чистоту жанра – серьёзного драматического и                  комедийного. И в сюжет, и в музыку проникают черты других жанров, обычно sеria или buffa. Углубляется психологический смысл комических опер. Моцарт пользовался определением «весёлая драма». Его оперы можно назвать комедиями характеров и в такой же мере психологическими драмами. Взаимопроникновение высокого и бытового, комедийного и серьёзного иногда трагического – духовные поиски эпохи XVIII века, вновь открывшей Шекспира и породившей «Фауста» Гёте.

Зингшпиль Моцарт ценил как национальный жанр. «Похищение из Сераля» – соединение лирического сюжета с модной в то время турецкой экзотикой. Тёплый лирический тон музыки. Национальный песенный склад многих номеров, тип мелодии, гармонического развития, оркестр с развитой партией отличают от оперы buffa. «Волшебная флейта» ещё больше немецкая опера с традиционным сказочным сюжетом. Но сказочность сочетается с обрядовостью, идущей от массонства. В извечную борьбу добра над злом композитор вносит важный смысл: героям предстоит пройти нравственное очищение, чтобы стать счастливыми. Здесь соеденены комедийность и серьёзность через противопоставление музыкальных сфер. Выражено главное содержание, идеальное и обыденное в жизни всё рядом.

Разговорные диалоги заняли второстепенное место. Всё выражено в музыке. Создал невиданные ранее музыкальные характеристики, несвойственные зингшпилю крупные ансамбли.           

Поздние оперы уникальны. Нет аналогов ни до ни после в XIX веке. Но понимание синтеза музыки и драмы, многозначность оперных форм, единство вокального и инструментального планов, применение сонатных приёмов в оперных жанрах, неисчерпаемость приёмов в создании портретов – все эти открытия Моцарта привлекли все последующие поколения композиторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: