Другими словами, при повороте направо, водители обязаны двигаться как можно правее!
То есть перед входом в поворот водители в соответствие с пунктом 8.5, сначала обязаны занять соответствующее крайнее положение, а уже потом, в соответствие с пунктом 8.6, должны вести своё транспортное средство как можно правее.
Если вы подъезжаете к кругу по крайней правой полосе, то и на круг вы должны сворачивать только на крайнюю правую полосу! Это в данном случае и будет «как можно правее».
Если вы заезжаете на круг со второй полосы, тогда возможны два варианта развития событий:
1. Если справа всё свободно, тогда «как можно правее» будет тоже заезд на крайнюю правую полосу.
Если справа занято, тогда «как можно правее» будет заезд на вторую полосу на круге.
В экзаменационном сборнике ГИБДД на эту тему есть такая задачка:
По какой траектории Вы можете продолжить движение? 1. Только по А. 2. Только по А или Б. 3. По любой. Посмотрите внимательно - на дороге в вашем направлении всего одна полоса! В этом случае «как можно правее» это только траектория А. |
|
|
Но одновременно в экзаменационном сборнике ГИБДД есть ещё и такая задачка:
Водитель какого транспортного средства нарушает Правила? 1. Только легкового автомобиля. 2. Обоих транспортных средств. 3. Никто не нарушает. Итак, при въезде на круг Правила не обязывают водителей занимать крайнее правое положения на проезжей части. Что же касается съезда с круга, то об этом Правила ничего специального не сказали. И, следовательно, покидая круг, водители обязаны руководствоваться общим принципом: Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. То есть в данной ситуации водитель легкового автомобиля, намереваясь покинуть круг, обязан был заблаговременно перестроиться на крайнюю правую полосу. Он этого не сделал и тем самым нарушил Правила. Отметим, что это требование Правил (покидать круг обязательно с крайней правой полосы) абсолютно логично. Ведь грузовик может и прямо поехать, а вы со второй полосы поворачиваете направо – вот вам и ДТП. Правда на рисунке грузовик тоже поворачивает направо, но для водителя легковушки это не имеет никакого значения – как и на всяком перекрёстке перед поворотом направо водитель обязан занять соответствующее крайнее положение, а, проходя поворот – обязан держаться как можно правее. |
|
|
И ещё одна задачка из экзаменационного сборника ГИБДД на эту же тему.
Разрешён ли Вам поворот направо по указанной траектории в данной ситуации? 1. Да. 2. Нет. Особенность данной ситуации заключается в том, что правая полоса на пересекаемой дороге занята припаркованным автомобилем. Ну, что ж, такое бывает. И Правила в данной ситуации ни в коем случае не запрещают поворот, они только по-прежнему требуют: Поворачивая направо, необходимо держаться как можно правее! И в данной ситуации «как можно правее» как раз и будет поворот по указанной траектории. |
Если говорить про поворот направо, то, собственно, и всё. Никаких других требований к этому манёвру Правила не предъявили. Ну, разве что в какой-то мере к повороту направо можно отнести ещё и первую часть пункта 8.6:
Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения.
Чтобы при повороте направо выехать на полосу встречного движения, нужно очень постараться (или очень много выпить). А вот при повороте налево водители частенько совершают это нарушение, даже будучи абсолютно трезвыми.
Область пересечения проезжих частей выделена на рисунке бежевым цветом, и по Правилам, выезжая из этого прямоугольника, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения.
Такое нарушение квалифицируется именно, как выезд на встречку, и наказывается лишением прав сроком от 4-х до 6-ти месяцев (на первый раз могут пожалеть – штраф 5000 рублей).
И больше про траекторию поворота налево в Правилах ничего нет! То есть если про поворот направо сказано чётко: «нужно держаться как можно правее», то про траекторию поворота налево вообще ничего не сказано. Единственное условие – не оказаться на встречной полосе.
А это означает, что при повороте налево Правила разрешили водителям заезжать на любую свободную полосу!
Вот как об этом вас спросят на экзамене в ГИБДД:
По какой траектории Вам разрешено продолжить движение налево? 1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой. Правильный ответ третий – По любой. Хотя вопрос к авторам этой задачки всё же остаётся: «Как же так? Ведь Правила запрещают на трёхполосной дороге занимать крайнюю левую полосу при свободных правых»! То есть если вы уж очень хорошо знаете Правила, то эта задачка может ввести вас в ступор – правильного ответа нет! Поэтому давайте договоримся – как вы будете поступать в жизни, решайте сами. А на экзамене помните вот о чём – авторы этой задачи просто хотят выяснить, знаете ли вы Раздел 8 Правил (без учёта других требований). И ждут от вас такого ответа: «Да, я знаю, что к самой траектории поворота налево Правила не предъявили никаких особых требований (единственное требование - не оказаться на встречке)». |
И ещё одна задачка про левый поворот, на которую следует обратить ваше внимание.
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево? 1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой. Посмотрите внимательно на рисунок. Дорога, по которой вы едете, только после перекрёстка станет дорогой с двусторонним движением. А до перекрёстка это дорога с односторонним движением! А какое соответствующее крайнее положение для поворота налево может быть на дороге с односторонним движением? Только на крайней левой полосе! Так что, как это не кажется диковатым, поворачивать налево в данной ситуации водители обязаны именно с крайней левой полосы (по траектории Б). И это логично – правая полоса освободится для тех, кто намерен двигаться прямо или собирается поворачивать направо. |
|
|
Особый случай поворота налево – поворот с трамвайных путей.
Выезд на трамвайные пути встречного направления Правилами категорически запрещён (по Правилам это выезд на встречку). Но не использовать трамвайные пути попутного направления было бы нерационально. Ведь это ещё одна полоса движения, используя её, можно существенно увеличить пропускную способность дороги. И Правила разрешили это, но с соблюдением определённых условий:
Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.
То есть сейчас водитель белого автомобиля ничего не нарушает – обе полосы данного направления заняты, трамвайные пути расположены на одном уровне с проезжей частью, трамвая нет и, следовательно, можно двигаться по этим самым трамвайным путям.
А ещё в пункте 9.6 сказано, что можно занимать трамвайные пути при повороте налево с учётом пункта 8.5 Правил.
Вам далеко ходить не надо, пункт 8.5 приведён ниже.
Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них.
О как! Прямое движение по трамвайным путям Правила разрешают (но не обязывают вас это делать), а поворот налево или разворот водители именно обязаны совершать с трамвайных путей!
И про эту ситуацию в сборнике ГИБДД есть несколько задач. Вот две из них.
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево? 1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой. Перемещаясь по дорогам Москвы, я постоянно вижу, что подавляющее большинство водителей в этой ситуации поворачивают налево с проезжей части (по траектории Б). А в это время по трамвайным путям двигаются прямо другие водители и имеют на это полное право (если все полосы данного направления заняты). И те, кто поворачивают налево, злобно глядят на тех, кто левее них двигается прямо по трамвайным путям, считая их нарушителями. А между тем, нарушители как раз они сами. В данной ситуации соответствующее крайнее положение для поворота налево – это трамвайные пути. Так и хочется им сказать: Для поворота налево займите трамвайные пути (как этого требуют Правила), и тогда левее вас уже никто двигаться не будет! |
|
|
Но это ещё не всё, у пункта 8.5 есть продолжение:
Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.
То есть, если знаков нет, поворачиваем налево с трамвайных путей, а если знаки есть, тогда надо выполнять требования знаков. И на экзамене (да и в жизни) это будет выглядеть вот так:
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево? 1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой. Ситуация изменилась – на перекрёстке появились знаки «Направление движения по полосам». И эти знаки строго диктуют водителям: Через перекрёсток никто не имеет права двигаться по трамвайным путям! Поворот налево и разворот разрешаются только с левой полосы (по траектории Б). |
И это ещё не всё! Конечно же, Правила должны были побеспокоиться о том, чтобы не создавались помехи движению трамваев, и полностью пункт 8.5 в Правилах прописан так:
Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
·
|