Экономические причины создания сети технико-внедренчекиз зон (ТВЗ) в национальной экономике

 

Курс на модернизацию российской экономики, придание ей статуса высокотехнологичной предполагает использование разнообразных финансовых инструментов и стимулов экономического развития, в том числе и таких, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Особые экономические зоны являются одним из институтов развития ГЧП. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) являются инструментом инновационного развития, которые создают благоприятный инновационный климат, где происходит не только привычное производство и реализация товаров/услуг, но и создание интеллектуальной собственности. 

Концентрация объектов инновационной инфраструктуры является основной идеей создания ОЭЗ ТВТ. К ним относятся центры коллективного пользования с дорогостоящим оборудованием, служащие базой для проведения прикладных и фундаментальных научных исследований. Инновационные компании должны формироваться засчет таких объектов, которые становятся точками роста. 

В Российской Федерации к 2016 году созданы и функционируют 5 ОЭЗ ТВТ: «Зеленоград» в городе Москве, «Дубна» в Московской области, в городах Санкт-Петербурге, Томске и «Иннополис» в Республике Татарстан.

Для снижения налоговой нагрузки Федеральным законом No 116-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации в целях дополнительного стимулирования потенциальных и действующих резидентов ОЭЗ, а также эффективности расходования государственных средств на создание инфраструктуры ОЭЗ с 1 января 2012 года предусмотрены следующие изменения [25, 36]: 

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ освобождены от уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет до 1 января 2018

года; 

– ставка по налогу на прибыль резидентов ОЭЗ, подлежащему зачислению в региональный бюджет, установлена в размере не выше 13,5 %; 

– управляющие компании ОЭЗ, учитывающие на балансе в качестве основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ, освобождены от уплаты налога на имущество на

10 лет; 

– предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов на период с 2012     по 2019 год для резидентов     ОЭЗ,     осуществляющих     техниковнедренческую деятельность. 

Далее рассмотрим конкретные примеры создания ОЭЗ ТВТ в России. 

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа на территории города Санкт-Петербурга создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 года No 116-ФЗ и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года No 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [37]. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Санкт-Петербурга от 18 января 2006 года предусматривает создание ОЭЗ на 2 участках территории общей площадью 129,3 га: 

– участок 1 – «Нойдорф» (площадью 18,9 га, в поселке Стрельна,

Петродворцовый                                                                                   район);

– участок 2 – «Новоорловская» (площадью 110,4 га, в Приморском районе). Зона создается с целью концентрации и организации наукоемких производств, развития высоких технологий и технико-внедренческой деятельности (разработка программных продуктов; развитие электроники и средств связи, бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий; точного и аналитического приборостроения, биотехнологии и новых материалов, развития инженерной, инновационной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры). 

Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ на 50 % покрывается за счет федерального бюджета и на 50 % – бюджета города Санкт-Петербурга. 

К 2025 году количество резидентов ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» должно составить более 107 компаний, численность работающих в ОЭЗ – 10,9 тыс. чел., объем привлеченных инвестиций – до 20,7 млрд. руб. 

По предварительным итогам 2015 года, объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ в Санкт-Петербурге на территории зоны, составил 5,022 млрд. рублей. Это почти треть от объема инвестиций, сделанных резидентами с начала работы ОЭЗ в 2007 году (15, 354 млрд. рублей) [26].

Объем налоговых отчислений, уплаченных резидентами в бюджеты всех уровней, в прошлом году составил около 3 млрд. рублей (2,954 млрд. рублей), то есть более 60% от суммы налоговых отчислений за 8 лет работы петербургской ОЭЗ (4,667 млрд. рублей). При этом налоговых льгот резидентами получено в 2015 году на сумму 466 млн. рублей, за весь период работы резидентов в ОЭЗ налоговые льготы составили 791 млн. рублей. Сумма таможенных платежей резидентов в 2015 году – более 300 млн. рублей. Примерно на такую же сумму ими был получен объем льгот по уплате данного вида платежей. С 2014 года (год запуска работы таможенного поста на площадке «Нойдорф») платежи составили 866 млн. рублей, сумма льгот по платежам – 382 млн. рублей [28].

В 2016 году Управляющей компанией запланировано привлечь еще 12 резидентов. Все условия для их работы на территории ОЭЗ созданы, поэтому нет сомнений в том, что планы реальны и будут успешно осуществлены. Общий объем инвестиций, который резиденты запланировали вложить в свои проекты в 2016 году, составит 2 млрд. рублей.

Особая экономическая зона ТВТ в Зеленоградском административном округе города Москвы создана 21 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005года No779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико- внедренческого типа» [38]. 

Целями ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» являются развитие инновационной деятельности в области высоких технологий, создание наукоемких производств, новых видов конкурентоспособной продукции, информационнокоммуникационных, электронных, нано-, био-, медтехнологий, производство новых материалов. 

Объем федеральных инвестиций в ОЭЗ «Зеленоград» составит 11,931 млрд. руб. К окончанию сроков функционирования ТВЗ «Зеленоград» выручка резидентов достигнет 30 млрд. руб., численность работающих – 15 тыс. чел.; общий экономический эффект от создания ОЭЗ составит около 30 млрд. руб

[26]. 

Особая экономическая зона ТВТ в городе Дубне (Московская область) создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года No 781 [39]. 

Цель создания ОЭЗ – увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и прежде всего в сфере информационных технологий, с созданием российской модели научно- технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия. 

К 2025 году количество резидентов ОЭЗ ТВТ «Дубна» должно составить более 187 компаний, численность работающих специалистов – 15,8 тыс. чел., объем частных инвестиций – 28,7 млрд. руб [26]. 

Особая экономическая зона ТВТ в городе Томске (Томская область) создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря

2005 года No 783 [40]. Соглашением между Правительством Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации предусматривается создание ОЭЗ на 2 участках общей площадью 207 га: 

– участок No 1 (южная площадка; 192,4 га), один из микрорайонов города Томска – в Академгородке, на территории Томского научного центра Сибирского отделения РАН; 

– участок No 2 (расположен в северной части города Томска, на территории крупного производственного узла, район Кузовлевского тракта, площадью 14,6 га). 

ОЭЗ ТВТ в городе Томске создана для развития инновационного бизнеса, производства научно- технической и технологической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынки, оказания инновационным компаниям информационных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых, юридических и прочих услуг. 

К 2025 году количество резидентов ОЭЗ города Томска составит более 160 компаний, число работающих – 14 тыс. чел., объем частных инвестиций – 23,7 млрд. руб., объем бюджетного финансирования – 402 млн. евро [26]. 

Далее рассмотрим фактические показатели деятельности ОЭЗ техниковнедренческого типа на середину 2015 года.

Как показывает мировой опыт, ОЭЗ начинают давать ожидаемый эффект через 10–15 лет с начала функционирования. С момента образования в Российской Федерации ОЭЗ технико-внедренческого типа прошло 10 лет. Cудить об общей эффективности ОЭЗ на данном этапе уже можно, поэтому подвести некоторые промежуточные итоги не только возможно, но и необходимо с целью понимания сложившейся ситуации и перспектив развития ОЭЗ. 

На 1 июля 2015 года компанией ОАО «ОЭЗ» и ее дочерними структурами направлено на развитие ОЭЗ ТВТ 45 581 млн. руб., что составляет 55 % от запланированных на эти цели 827 535 млн. руб. государственных средств. Число резидентов ОЭЗ ТВТ составило 230, а объем заявленных частных инвестиций превысил 163 млрд. руб. Необходимо отметить, что компании не только становятся резидентами ОЭЗ, но и покидают ее. Основной причиной исключения компаний из числа резидентов является невыполнение ими условий соглашений в части финансирования инвестиционных проектов на территории ОЭЗ [28].

Как было отмечено выше, общий объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций превысил 163 млрд. руб., однако размер фактически вложенных сумм отличается на порядок и составляет 7,8 млрд. руб. Таким образом, отношение частных и государственных инвестиций в ОЭЗ ТВТ составило 0,17, т.е. на рубль государственных инвестиций приходится всего 17 копеек частных. Несмотря на отсутствие какого-либо ориентира или норматива по данному показателю, текущее состояние представляется неудовлетворительным. 

Еще одним показателем функционирования ОЭЗ является количество созданных рабочих мест. На середину 2015 года в компаниях – резидентах ОЭЗ ТВТ было занято около 6 тыс. чел., что составляет 10,77 % от запланированных 55,7 тыс. чел. к 2025 году [28]. Очевидно, что существующая динамика создания рабочих мест не позволяет рассчитывать на достижение целевых показателей к 2025 году. 

Как отмечалось выше, в соответствии с мировым опытом еще рано делать окончательные выводы об эффективности функционирования ОЭЗ ТВТ в России. Однако проведенный анализ сложившейся ситуации спустя 10 лет с начала основания ОЭЗ вселяет большие опасения за итоговый успех. Основным поводом для этого является низкий уровень привлечения частных инвестиций (как в абсолютных цифрах, так и в сопоставлении с осуществленными государством вложениями). Причинами такого положения является целый ряд факторов. Одним из наиболее существенных, можно предположить, является общий низкий уровень эффективности управления и продвижений конкретных ОЭЗ. Решением указанной проблемы может стать привлечение крупных зарубежных компаний к созданию и управлению зоной путем их вхождения в состав акционеров управляющих компаний. Данный шаг поможет более активно использовать зарубежный опыт и будет способствовать продвижению ОЭЗ в международном пространстве. 

Кроме того, есть еще ряд факторов, сдерживающих инновационное развитие в стране в целом. Основной фактор – это отсутствие механизма защиты рынка для отечественного производителя инновационного продукта от зарубежных конкурентов (данная проблема еще больше обострилась после вступления России в ВТО). Государственные заказы высокотехнологичной продукции чаще всего выполняются иностранными компаниями, тем самым не дается шанс развитию нашего отечественного производства. Необходимы такие меры, которые на государственном уровне будут направлены на защиту внутреннего рынка от прямых продаж зарубежных инновационных продуктов. 

В полном масштабе не возможно привлечение инвестиций без организации целостной системы продвижения, финансирования инновационных компаний и без привлечения ресурсов государства, создания целостной инновационной системы. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: