Черты процесса образования ОЭЗ в России

 

Свободные   экономические зоны на протяжении   многих лет функционируют в различных странах. И нельзя не отметить, что внимание российских реформаторов это не могло не привлечь. 

На территории РФ СЭЗ появились еще в эпоху СССР в конце 80-х гг., и назывались они зонами совместного предпринимательства (ЗСП). Они создавались на небольших территориях с большой концентрацией иностранных предприятий [16]. Их для начала создавали для решения следующих задач: оживление экономики регионов, которые на фоне всех остальных выглядели отсталыми. Структуру их производства нужно было совершенствовать. Для того чтобы иметь больше валютных поступлений, выходить на мировой рынок с конкурирующей продукцией, необходимо было внедрять новые разработки, как отечественные, так и зарубежные. Отечественные специалисты нуждались в обучении новым международным методам и приемам ведения бизнеса, чтобы после могли использовать полученные знания вне СЭЗ. 

В то время была поставлена цель, в течение двух-трех лет создать в некоторых регионах порядка 50 СЭЗ [16]. 

В декабре 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании СЭЗ в городах Находка Приморского края и Выборг Ленинградской области [17]. Подразумевалось создание небольших территорий, которые бы располагались на важных транспортных путях, чтобы быть недалеко от стратегических иностранных партнеров. Немного позже возникла идея создания СЭЗ на территории Калининградской области. 

Предоставление льготного режима для создания благоприятных условий уже было недостаточным фактором, необходимо уже создавать нужную инфраструктуру, для которой требовались большие финансовые вложения. Финансирование решили произвести таким образом: данным территориям предоставили возможность использовать поступления от организаций, которые находились на этих территориях. 

Через полгода краткие положения общего характера в отношении СЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР» [18]. 

На территории СССР воодушевлено приняли идею создания СЭЗ и уже к началу 1991 г. поступило примерно 350 предложений. Но принять все предложения было невозможно, хотели выбрать максимум 50-60 территорий, но зарубежные специалисты считали это невозможным и рекомендовали бросить все силы лишь на 4-5 таких территорий.

В 1990-1991 гг. СЭЗ были учреждены на территории Приморского края («Находка»), в Санкт-Петербурге и Выборге, Сахалинской области, Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и «Технополис Зеленоград». Для каждой зоны было утверждено положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус в качестве либо зоны свободного предпринимательства (СанктПетербург, Выборг), или специальной экономической зоны (Находка, Калининград). Различие между статусами не проводилось. Набор льгот был практически одинаков [19]. 

Большинство из созданных на тот период СЭЗ считались неэффективными, потому что они не привлекали как иностранных инвесторов, так и отечественных, которые не спешили осуществлять свою экономическую деятельность на льготных территориях.

В начале 90-х гг. образование СЭЗ характеризовалось следующими чертами [16, 19]: 

– неимение определенного понимания действующих целей и задач, для которых создаются СЭЗ; 

– не было     четко     сформированной    законодательной     базы,

регламентирующей деятельность СЭЗ; 

– большая территория отдавалась под СЭЗ; 

– массовая раздача льгот; 

– местные власти через создание СЭЗ стремились к суверенитету своих территорий; 

– зоны не позволяли в полном объеме иностранным инвесторам освоить российский рынок; 

В июле 1991 г. был принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», поэтому закон регламентировал процесс образования и функционирования СЭЗ. Целью создания СЭЗ определили – привлечение иностранного капитала, развитие внешнеэкономических связей, привлечение зарубежных технологий [20]. 

В данном законе были оговорены льготы, которые предоставлялись иностранным инвесторам на территории СЭЗ. Но после распада СССР был принят новый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности и налогообложения. И там не предусматривались льготы для свободных экономических зон. Вследствие это вызвало недовольство иностранных инвесторов. В результате 4 июня 1992 года был издан Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» [21]. Данный Указ восстановил правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, располагающихся на территории СЭЗ. Также были определены источники дополнительного финансирования зон, это различные льготные кредиты, можно было воспользоваться средствами их страховых фондов и многое другое. 

Цели, которые ставили для СЭЗ, в течение многого времени не выполнялись, и их функционирование не давало ожидаемых результатов. Крайне низким по-прежнему остался приток иностранного капитала. В реальном секторе экономике наблюдался спад, а низкий уровень цен никак не мог компенсировать это. Денежные доходы населения падали, происходил лишь рост импорта, что не являлось хорошим результатом. Общая социальноэкономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Имело место быть предположение, что на эту ситуацию влияет полное отсутствие стратегии развития свободных экономических зон. 

К компрометации идеи создания СЭЗ привела неэффективная работа исполнительной власти на территории РФ. Происходило недобросовестное ведение бизнеса в рамках СЭЗ, снижение налогового бремени и замена части налогов на добровольные отчисления плохо отразилось на бюджете, что привело к миллиардным потерям [22]. 

Совершенствование законодательства требовала незначительная эффективность действующих свободных экономических зон. Новым толчком для развития СЭЗ послужило в 1994-1995 гг. внесение на рассмотрение трех альтернативных проектов ФЗ, ни один из них не был одобрен, но, по мнению многих авторов, это сподвигло региональных и местных властей к работе над эффективным функционированием СЭЗ [23]. 

К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано более 20 разных свободных экономических зон, которые все также находились в полулегальном положении. Постоянно меняющиеся подзаконные акты все же сохранили 24 СЭЗ к середине 2005 года [24]. 

С 2005 г. в России проводилась еще одна попытка создания свободных, по новому законодательству, особых экономических зон (ОЭЗ). Был принят новый нормативный документ – Федеральный закон от 22.07.05 г. No 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Именно этим законом была заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России: дано понятие ОЭЗ, типы создаваемых ОЭЗ на территории России, определена система управления ОЭЗ [25]. 

В законе указано, что резидентам предоставляется большой перечень льгот и преференций для успешного ведения бизнеса на территории особой экономической зоны. Льготы предоставляются по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу. Льготы так же представляются по социальным отчислениям. Для резидентов, чьи товары проходят таможенную границу, отменяются таможенные пошлины и НДС, т.е. действует режим свободной таможенной зоны. 

Можно задаться вопросом, как может быть выгодно государству то, что оно не получает в свой бюджет значительные суммы налогов от резидентов ОЭЗ. Но ведь это позволяет привлекать иностранных инвесторов, которые улучшают экономику региона и страны в целом, обеспечивая российских граждан рабочими местами, повышая качество выпускаемой продукции и т.д. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: