Импрессионизм в музыке

     В 1874 году группа парижских живописцев устроила в помещении фотографии выставку своих работ, бросавших вызов официальным выставкам академического салона. Это вызвало бурю негодования критиков. Один из американских «знатоков» искусства назвал её: «абсурдная пачкотня, страшная мазня, смехотворная коллекция нелепостей». Французский критик Леруа в шутку назвал их «импрессионистами» от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (импрессьон в переводе с французского означает впечатление). Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега совершили переворот в искусстве конца XIX века, запечатлев свежее и радостное восприятие живой натуры – картины природы, современный городской пейзаж, эпизоды повседневного быта с помощью техники беглых декоративных штрихов и сложной мозаики чистых красок. Художники вышли из тесных мастерских на просторные поля, на берега рек и озёр, изображая солнечный свет, седой туман, прозрачный воздух. Сущность их искусства в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений.                                                      

  Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х начале 90-х годов и связан с творчеством К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, М. де Фальи. Он не совсем аналогичен творчеству живописцев и в какой-то степени связан с поэзией символистов. В музыке главное – передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний.                                                                                                                                       

1. Творчество композиторов-импрессионистов тяготеет к поэтически-одухотворённому пейзажу («Послеполуденный отдых Фавна», «Море», «Лунный свет» Дебюсси, «Игра воды», «Отражения» Равеля). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса способны возбудить фантазию и вызвать к жизни новые художественные краски и приёмы.                                                                                                                                               

   2. Другая сфера музыки импрессионистов – рафинированная фантастика, порождённая античной мифологией и средневековыми легендами, мир экзотики народов Востока. Кроме того в их сочинениях встречаются изысканные образы старинного искусства (живописи «рококо», французских клавесинистов) «Дельфийские танцовщицы», «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» Равеля.                                                                                            

Есть в творчестве импрессионистов и черты их предшественников – романтиков. Это нашло отражение в обращении к средневековым легендам, поэтизации старины, в использовании архаичных ладов, тембровой и гармонической красочности, миинатюризма Шумана и Шопена, звукописи позднего Листа, Грига, свободе голосоведения и стихийной импровизационности Мусоргского. В то же время они противопоставили тяжеловесности и глубокомысленности немецкого романтизма французскую традицию ясности, экономии выразительных средств.                                                                              

Искусство для импрессионистов – сфера наслаждения, любования колоритом, светлых, безмятежных тонов. Отсюда отсутствие в их творчестве острых конфликтов, социальных мотивов. По словам В. Коротыгина: «Слушая композиторов-импрессионистов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка дематериализуется… лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных, бесплотных явлений».                                                            

   Импрессионизм породил новое видение жанров. Вместо симфоний стали культивироваться одночастные симфонические эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фортепианной музыке преобладают программные миниатюры с техникой резонирования и картинной пейзажности; в вокальном творчестве на смену романсу пришла вокальная миниатюра со сдержанной речитацией. В музыкальном театре появляется музыкальная драма полулегендарного содержания, отмеченная чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вокальной интонации.                                                                                                                                                                                          

  Творчество импрессионистов обогатило палитру музыкаьно-выразительных средств. В гармонии появляются техника параллелизмов с нанизыванием неразрешающихся созвучий-пятен. Они заметно расширили тональную сферу, широко применяли разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия), Всё это сочеталось с использованием народных ладов, пентатоники. В оркестровке преобладают чистые краски, капризные блики, соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные дивизи струнных. Типичны и остинатные фоны, зыбкая неуловимая ритмика. В мелодии нет протяженных линий, преобладают мотивы-символы, напластования мотивов. Особую свежесть придавало их музыке использование песенно-танцевальных жанров с тонким претворением ладовых, ритмических приёмов, заимствонных из фольклора народов Востока, негритянского джаза.

В начале XX века импрессионистические приёмы появились в музыке многих композиторов, своеобразно преломляясь в их стиле. Это Скрябин, Стравинский, Шимановский, Барток и др. К. Дебюсси писал: «Не слушать ни чьих советов, разве только ветра, который веет и рассказывает историю земли». Однако погружение в сферу красочности вело к ослаблению функциональных связей, к красочной расплывчатости, к своеобразной «монотонии» роскоши и пряности. Тем не менее, стилистические открытия импрессионистов оказали влияние на развитие всей европейской музыки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: