Представление результатов исследования

Результаты психолого-педагогических исследованиймогут бытьизложены и представлены в разного рода публикациях: тезисах, статьях, докладах и пр. Ко всем научным публикациям предъявля­ются четкие требования, учитывающие наличие следующих ха­рактеристик:

– научный стиль изложения;

– соответствие жанровым особенностям;

– объективность;

– адекватное описание объекта и предмета исследования;

– соответствие излагаемых выводов результатам, полученным в процессе эмпирического исследования;

– обязательное наличие выводов, не противоречащих экспери­ментальным данным;

– четко выраженная концептуальная принадлежность (из пуб­ликации должно быть понятно, на каких позициях стоит автор, например, он руководствуется положениями аксиологического или деятельностного подхода);

– грамотное оформление основного текста и иллюстративных материалов.

Под жанром подразумевается устойчивая группа публикаций, объединенных сходными содержательными и формальными при­знаками. Эти признаки называются жанрообразующими фактора­ми. В качестве основных жанрообразующих факторов выделяют­ся: предмет отображения, целевая установка публикации и ме­тод отображения.

Предметом отображения в научно-педагогической публика­ции может стать практически любой педагогический объект, за­интересовавший исследователя. Предметами отображения в научно-педагогиче­ской публикации могут быть:

педагогические феномены, рассматриваемые в «статичном» виде (не в процессе их движения и изменения). Если педагогический феномен рассматривается с позиций системного подхода, то ав­тор публикации обязательно характеризует его структуру и функ­ции. Структура и функции, а также отдельные характеристики феномена, в свою очередь, могут стать предметами отдельных публикаций;

педагогические явления (например, неуспеваемость школьни­ков). Содержание и структура текста в этом случае определяются ответами на вопросы: «Что?» (описание явления), «Почему?» (при­чины явления), «Каковы последствия?»;

педагогические ситуации, их классификации и отдельные виды. Здесь содержание и структура текста определяются ответами на вопросы: «Что, где, когда, как и почему произошло, кто основ­ные участники?», «Почему возникла эта ситуация?», «Каковы ха­рактерные признаки ситуации?», «Каково ее место в педагогиче­ском процессе?», «Каково ее влияние на участников?»;

педагогические процессы. В научно-педагогической публикации может быть описан (охарактеризован, проанализирован) как про­цесс в целом с его стадиями, характеристиками, закономернос­тями, так и отдельные стадии этого процесса;

педагогическая деятельность. Логика содержания публикации при этом определяется структурой самой педагогической деятель­ности, которая, как известно, отражается в цепочке «цель – сред­ства (условия) – процесс –результат». Каждый из перечислен­ных компонентов может стать предметом отображения в самосто­ятельной публикации. Педагогическая деятельность является пред­метом отображения как в теоретических, так и в методических публикациях. Поэтому урок (систему уроков), воспитательное ме­роприятие (систему мероприятий), дидактическую или воспита­тельную технологию или их фрагменты также можно рассматри­вать в качестве предмета отображения научно-педагогических пуб­ликаций;

педагогическая концепция, теория, парадигма (или их система). В публикации может быть либо изложена авторская концепция, либо проанализированы «чу­жие» педагогические теории и концепции, как существующие в настоящее время, так и существовавшие ранее;

педагогические термины (например, понятие «содержание вос­питания») или их система, иерархия (например, терминологиче­ский аппарат православной педагогики). Один из возможных вари­антов логики раскрытия содержания таков: происхождение терми­на – изменение его значения на разных этапах, в разных образова­тельных парадигмах – современное понимание и применение;

качества воспитанника как предмет формирования (воспита­ния, развития). В таких публикациях необходимо представить ав­торское понимание качества (дать его определение или описа­ние), охарактеризовать его функции в становлении человека, его структуру, возможно – этапы становления, способы, средства, условия формирования;

другие публикации. Такой предмет определяется в рецензии.

Важным жанрообразующим фактором выступает целевая уста­новка публикации. Действие этого фактора проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей психолого-педагогического феномена, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.

В качестве целей научной публикации можно выделить следую­щие:

– по возможности более точно и полно объяснить факты педа­гогической действительности;

– показать причинно-следственные связи между явлениями;

– выявить закономерности исторического развития каких-либо явлений или процессов;

– сообщить научную информацию и т.д.

Приступая к изложению результатов исследования в той или иной публикации, необходимо четко представлять, какой ауди­тории адресована данная публикация – определенному научному сообществу, широкой научной общественности, практическим ра­ботникам. От этого зависят метод отображения, форма репрезен­тации материала и стиль его изложения.

Метод отображения в научно-педагогических публикациях связан с теми методами исследования, которые применялись для получения излагаемых результатов, и зависит от уровня исследо­вания. Результаты эмпирического исследования излагаются, как правило, в информационных публикациях. Выполнение исследо­вания на теоретическом уровне приводит к созданию аналитиче­ских публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глу­бокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценочных суждений, основательностью аргументации.

В качестве форм репрезентации материала обычно выделяют сообщение, повествование и изложение. Сообщение характерно для кратких жанров (тезисы) и предполагает простое перечисление фактов. Повествование предполагает более подробное освещение хода и результатов исследования, например логическое обосно­вание теоретических выводов. Изложение – наиболее развернутая форма, включающая помимо тезисов и аргументов еще и иллю­страции либо подробное освещение хода исследования, рассуж­дение, объяснение фактов, раскрытие закономерностей.

Отнесение публикации к тому или иному жанру во многом зависит от стиля, который использует автор при написании тек­ста. По этому признаку выделяются, например, научные и науч­но-популярные статьи.

Научный стиль используется в научных статьях, докладах, дис­сертациях, монографиях, учебниках и т.д., он определяется со­держанием и целями публикации, а также используется для пере­дачи и хранения научной информации как в письменной, так и в устной форме.

Научный стиль изложения результатов исследования предпо­лагает:

– логическую последовательность изложения;

– однозначность, точность терминологии;

– краткость при информативной насыщенности содержания;

– конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

К характерным особенностям научного стиля относятся:

– насыщенность терминами (15–20 % всей лексики);

– употребление формы единственного числа имени существи­тельного в значении множественного числа («воспитанник» вме­сто «воспитанники»);

– преобладание имен существительных над прилагательными и глаголами.

Сложилось общепринятое деление научно-педагогических пуб­ликаций на следующие виды с учетом их жанра и стиля изложе­ния: тезисы; статья (информационная, аналитическая, полеми­ческая, методическая); доклад (концептуальный, о результатах исследования, о ходе эксперимента, внедренческий); методиче­ские рекомендации; методическая разработка; учебник; учебное пособие; учебно-методическое пособие; хрестоматия; монография. К научно-педагогическим публикациям относят также диссерта­цию и автореферат.

Тезисы. Тезисы научных докладов и сообщений представляют собой конспективное изложение мате­риалов устного выступления (доклада) участника научной кон­ференции. При заочном участии в научном мероприятии (науч­ной или научно-практической конференции, совещании, сим­позиуме, школе-семинаре и т.п.) тезисы, включенные в сбор­ник материалов, становятся публикацией.

Объем тезисов, как правило, не превышает 1–3 страницы тек­ста. Специфика тезисов состоит в способе (особенностях) презентации материала.

Основной принцип при работе над тезисами – экономичность. Предложенные в тезисах положения подробно не раскрываются и не комментируются. Если полная схема изложения материала представляет собой цепочку «тезис – аргумент – иллюстрация», то при работе над тезисами последние два звена цепочки исключаются. Тезисы не предполагают ни наличия системы доказательств (теоретиче­ской аргументации либо описания эксперимента), ни иллюстра­тивного материала (примеров, монографических характеристик, описания педагогических ситуаций, предположений «от против­ного» и т.п.). В них приводятся лишь конечные выводы, получен­ные в результате исследования. Таким образом, при работе над тезисами акцент делается на результат.

В тексте должны при­сутствовать следующие основные смысловые блоки:

1. Актуализация. В первом абзаце обычно формулируются пробле­ма, обоснование актуальности ее исследования. При этом следует добиваться максимальной конкретики, луч­ше приводить факты, обращая особое внимание на их принад­лежность к психолого-педагогической, а не к какой-либо иной (политической, экономической и пр.) реальности. При этом нужно следить за тем, чтобы обосновывалась актуальность той пробле­мы, которая рассматривается в данных тезисах, а не общая про­блематика научного исследования автора.

2. Характеристика основных концептуальных положений. Если ме­тодологические и теоретические положения, на которые опирает­ся автор, широко известны и он не вносит в их понимание ника­кой специфики, они могут быть просто перечислены. Во всех дру­гих случаях необходимо дать краткую расшифровку концептуаль­ных положений исследования. В тезисах приводятся лишь те поло­жения, которые необходимы для понимания содержания именно этих тезисов, а не исследовательской работы автора вообще. В то же время они должны характеризовать отношение автора тезисов к той или иной педагогической концепции, теории, парадигме.

3. Описание объектов и методов исследования. Объекты и методы могут быть просто названы (перечислены), если они традицион­ные. Однако в ряде случаев необходимо отразить их специфику, определяемую особенностями предмета исследования.

4. Изложение основных результатов исследования. Результаты исследо­вания излагаются в сжатой форме, без развернутых комментари­ев, с минимальным количеством данных.

К преимуществам тезисов относятся следующие: в разных тезисах легко отразить большое количество аспектов исследуемой проблемы; они дисциплинируют научное мышление, заставляя формулировать мысли в краткой форме, дают возможность оперативно презенто­вать результаты исследования. Недостатки тезисов: в них не­возможно с достаточной полнотой представить проделанную ис­следователем работу; при их написании часто теряются логиче­ские связки между различными умозаключениями, что нарушает ход рассуждений автора; они не годятся для презентации крупных блоков исследования.

Статья. На­учная статья представляет собой результат теоретического и (или) экспериментального исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках. Стандартный объем статьи – 1 печатный лист.

Статья имеет перед тезисами ряд преимуществ: объем статьи позволяет автору подробно и аргументированно изложить свою позицию, не только перечислить результаты исследования, но также описать способы их достижения. Научная статья психолого-педагогического содержания подчиняется общим требованиям к научной публикации. Как правило, статья раскрывает узкую про­блему, ограниченное число вопросов, является частью более круп­ной исследовательской работы. В то же время она имеет завершен­ный характер: автор должен обозначить проблему, выдвинуть ги­потезу, изложить систему доказательств и результатов исследова­ния, сделать выводы.

Статья обязательно отражает позицию автора в том или ином вопросе, акцентирует внимание читателя на акту­альных задачах и проблемах. Общими отличительными признака­ми статьи являются следующие: осмысление и анализ значитель­ного явления или группы явлений, аргументированные обобще­ния и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.

Традиционно выделяют несколько типов статей.

Информационная статья пишется, как правило, на началь­ном этапе исследования (изложение результатов констатирующе­го эксперимента) либо на этапе внедрения (информирование об основных результатах исследования); выделяются два основных вида – эмпирическая и теоретическая статьи.

Эмпирическая статья пишется в том случае, если автор провел какое-либо исследование (констатирующий или формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование и пр.), осуществил замеры, статистические подсчеты и счел возможным представить научной общественности результаты проделанной работы. Эмпи­рическая статья тоже содержит теоретическую часть (вы­воды, обобщения, рекомендации), но здесь она, как правило, сведена к минимуму. Эмпирическая статья включает в себя следую­щие элементы: вводная часть (изложение сущности проблемы, краткое обоснование ее актуальности, краткий обзор того, что уже достигнуто по решению этой проблемы); формулировка зада­чи исследования; формулировка гипотезы; изложение получен­ных в эмпирическом исследовании результатов; выводы.

Теоретическая статья пишется тогда, когда автору необходи­мо изложить концептуальные идеи своего исследования и об­основать их. В ней четко выделяются, как правило, три части: вводная, основная и заключительная (выводы).

• Вводная часть содержит обоснование актуальности пробле­мы, которая рассматривается в статье (не проблемы исследования в целом); она может содержать также краткий обзор или конста­тацию состояния исследованности данной проблемы в педагоги­ческой науке. При необходимости вводятся специальные понятия и их аббревиатура, которая затем используется вместо этих понятий.

• Основная часть выстраивается в логике «тезис – аргумент – иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться при­меры, монографические характеристики, описания педагогиче­ских ситуаций, таблицы, рисунки и пр.

• Заключительная часть представляет авторский взгляд на по­нимание проблемы и способы ее решения, здесь описываются прогнозируемые последствия внедрения результатов исследова­ния в практику, могут кратко характеризоваться перспективы даль­нейшего исследования проблемы. Заключение отличается от вы­водов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельные тезисы.

Аналитические статьи служат для презентации результатов исследования педагогической реальности – как современной, так и за определенный период развития образования и педагогиче­ской мысли (в последнем случае применяется метод ретроспек­тивного анализа). Предметом отображения в такой статье могут выступать педагогические теории, концепции, парадигмы, взгля­ды педагогов на ту или иную проблему. Аналитические статьи от­личаются прежде всего глубокой детальной проработкой причин­но-следственных связей, наличием оценок, основательностью ар­гументации. Специфика анали­тических статей состоит в том, что удельный вес обзорной части в них довольно высок.

Методические статьи предназначены для внедрения резуль­татов психолого-педагогического исследования в практику. В них описываются методы, формы, приемы, технологии обучения и воспитания. При этом автору следует либо ограничиться каким-то одним аспектом педагогической деятельности, например педаго­гической диагностикой, целеполаганием, системой педагогичес­ких средств, либо представить целостное описание педагогичес­кой технологии. Здесь уместно привести конкретные диагности­ческие методики, пошаговое описание деятельности педагога и т.п. В методической статье предлагается материал, который педагоги-практики могут использовать непосредственно в деятельности, связанной с воспитанием и обучением. Методиче­ская статья предполагает реали­зацию всех требований, предъявляемых к статье.

Доклад – это научное сообщение на научной конференции, симпозиуме о результатах исследования. В отличие от статьи в докладе большое место занимает освещение теорети­ческого исследования или эксперимента, условий его проведения и полученных результатов. Таким образом, в докладе акцент дела­ется на процессуальных характеристиках исследования. Посколь­ку доклад предполагает устное изложение материала, его структу­ра и стиль изложения рассчитаны на прямой контакт с аудитори­ей. В зависимости от содержания доклад может быть концептуаль­ным или внедренческим, знакомить с результатами исследования или ходом эксперимента.

Отчет о научно-исследовательской работе. Результаты планового исследования определенной научной темы представляются в отчете о научно-исследовательской работе. На­учный отчет является официальным документом. Он должен со­держать полные сведения о выполненной работе или ее этапе. Общими требованиями к научному отчету являются четкость и логическая последовательность изложения, полнота информации, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, конкретность изложения результатов работы, обоснованность ре­комендаций и предложений.

Существуют обязательные требования к структуре и содержа­нию отчета. Отчет состоит из титульного листа, где указываются название темы, фамилия, имя и отчество исполнителя (в случае, когда исполнителей несколько, приводится список фамилий); за­тем следуют реферат, введение, основная часть, заключение, спи­сок литературы, приложения (если необходимо).

Реферат кратко отражает объем исследования, цель работы, методы исследования и исследовательский инструментарий, по­лученные результаты и степень их внедрения, область применения. Здесь же даются сведения об объеме работы, количестве иллюст­раций, таблиц и перечень ключевых слов, характери­зующих главное содержание отчета.

Во введении дается краткая характеристика состояния изучае­мой проблемы, обосновываются необходимость исследования, его актуальность и практическая значимость.

В основной части отчета излагается характеристика исследова­ния или его этапа (теоретический или эмпирический), обосновы­вается выбор направления исследования, приводятся методы ре­шения поставленных задач, раскрываются общая логика исследо­вания, этапы научно-исследовательской работы. Здесь же подроб­но характеризуются результаты исследования, отмечается соответ ствие полученных результатов поставленным задачам, обосновы­вается их достоверность и надежность.

В заключении формулируются краткие выводы по результатам работы, предложения по их использованию, внедрению, дается общая оценка их научной и практической (психолого-педагогиче­ской и социальной) ценности.

Приложения включают в себя таблицы, документы, иллюстратив­ные материалы и пр., которые в тексте отчета лишь упоминаются, протоколы учебных и воспитательных занятий, акты о внедрении.

Монография – научное издание в виде книги, содержащее всестороннее теоретическое исследование одной проблемы, темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, придерживаю­щимся одной точки зрения; итог многолетних работ в той или иной области; специальное исследование, посвященное изучению узлового научного вопроса.

От других форм представления результатов психолого-педаго­гического исследования монографию отличают наибольшая пол­нота и обстоятельность; целостность рассмотрения проблемы и ее изложения; фундаментальность как изучения, так и изложения результатов; обобщенность выводов; теоретическая направленность; широта источниковедческой базы. В монографии обосновывается важность исследуемой проблемы, раскрываются картина современного состояния научной разрабо­танности темы, различные точки зрения на проблему и авторское понимание вопроса, анализируется имеющаяся по данному во­просу литература.

Учебное пособие – книга для учащихся или студентов, в кото­рой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Это один из основных видов учебной литературы. В отличие от учебни­ка учебное пособие предназначено для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, изложенных в учебнике. Оно может включать в себя хрестоматийные тексты, справочные данные, краткий словарь с определениями встречающихся в пособии тер­минов, задачи и упражнения, методические рекомендации для самостоятельных практических занятий, рабочие тетради и т. п.

Среди требований, предъявляемых к учебному пособию, можно назвать следующие: содержание пособия должно раскрывать основы данной науки, нести в себе воспитательный по­тенциал, быть практико-ориентированным, доступным для обуча­ющихся данной возрастной группы.

В учебном пособии знания подаются в определенной методи­ческой обработке, которая обусловливает формы и приемы усвое­ния обучающимися знаний и содействует развитию их мышления и эмоций.

Диссертация (от лат. dissertatio– рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Магистерская диссертация – это квалификационная научно-исследовательская работа, в которой магистрант показывает уме­ния и навыки использования методов исследовательской работы, теоретического анализа, обработки и представления полученных результатов в их логической взаимосвязи.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – это исследовательская работа,содержащая  новые научные и практические выводы и рекомендации, она должна обнаружить у соискателя ученой степени способность к самостоятельному на­учному исследованию, глубокие теоретические знания в области определенной психологической или педагогической научной дис­циплины.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук – это самостоятельная исследователь­ская работа, в которой содержится теоретическое обобщение или решение крупной научной проблемы, представляющей значитель­ный вклад в науку и практику.

Основное содержание представленной к защите диссертации должно быть опубликовано в виде монографий, статей или тези­сов в научных журналах, сборниках научных трудах вузов.

Автореферат –краткое изложение автором своего научного произведения, работы. Автореферат диссертации – научное изда­ние в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования (диссертации), представленного на соискание ученой степени. Автореферат публикуется перед за­щитой диссертации и отражает ее основное содержание и выво­ды.

Таким образом, форма представления результатов исследова­ния зависит от стадии, на которой находится исследование, сте­пени новизны выводов, значимости полученных теоретических и практических результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: