| Цвет фона | Цвет рисунка без фона | ||||
| красный | оранжевый | жёлтый | зелёный | синий | |
| красный | – | жёлтый | зеленеет | голубеет | зеленеет |
| зелёный | приобретает фиолетовый оттенок | – | приобретает оранжевый оттенок | – | приобретает фиолетовый оттенок |
| синий | приобретает оранжевый оттенок | жёлтый | становится более насыщенным | – | – |
После завершения подбора гармоничных сочетаний цветов, необходимо установить, какие площади будет в композиции занимать каждый из выбранных тонов. Цвета можно компоновать между собой пятнами различного размера. Сила воздействия цвета определяется двумя параметрами: светлотой тона и размером цветового пятна.
Исследованиями Гёте было установлено соотношение светлот дополнительных хроматических цветов:
Ø жёлтый: фиолетовый = 9: 3 = 3: 1;
Ø оранжевый: синий = 8: 4 = 2: 1;
Ø красный: зелёный = 1: 1.
Для гармонизации в цветнике размеров цветовых пятен следует применять эквиваленты, обратные соотношению световых величин. Другими словами, например, жёлтый цвет в цветнике должен занимать только 1/3 площади, занимаемой дополнительным ему фиолетовым цветом, т.к. является в три раза светлее его.
Для подбора гармоничных сочетаний пятен, заполненных дополнительными цветами, следует ориентироваться на следующие пропорции:
Ø жёлтый: фиолетовый = 1/4: 3/4;
Ø оранжевый: синий = 1/3: 2/3;
Ø красный: зелёный = 1/2: 1/2.
Указанная система количественных соотношений тонов может применяться только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При её изменении в цветнике меняются и соответствующие размеры тональных пятен. Пропорциональные цветовые пятна в цветнике производят впечатление покоя и устойчивости.
Прежде, чем ввести на участок контрастные сочетания необходимо понять какой эффект надо получить, что именно выделить, Например, цвет растения подчеркнуть фоном дома или дом за счет окраски растения; пестролистный кустарник зеленым фоном или однотонность и фактуру листьев пестролистным фоном.
Еще одним важным правилом при сопоставлении двух контрастирующих цветовых объектов, является то, что один должен отчетливо доминировать над другим. Один цвет является чётко фоном, а другой предметом, акцентом. В том случае, когда в цветовой композиции доминирует какой – то один цвет, ландшафтная картина приобретает особую экспрессивность. Пропорциональные соотношения выбранных тонов зависят от поставленной цели, темы композиции и от художественного вкуса автора.
Выше речь шла о цветовом контрасте, который базируется на расхождении признаков. Кроме цветового контраста, ландшафтная композиция может быть составлена и по принципу нюанса, основанного на подобии цветов (рис. 94). В этом случае она получается более спокойной. По цвету нюансные сочетание чаще всего бывают монохроматические, т.е. представляют оттенки одного цвета, отличающиеся по яркости и насыщенности. Монохромные сады строятся на тонкой игре полутонов и оттенков, которые подчёркивают изящные формы растений и различные элементы картин сада. При проектировании цветников чаще используют нюансные сочетания – как монохромные, созданные на тонких градациях одного цвета, так и аналоговые, построенные на сочетании соседних цветов спектра и их оттенков с некоторым добавлением контрастных тонов (по принципу монохромных композиций).
Давно замечено, что восприятие цвета зависит и от формы, в которую заключен тот или иной цвет. Одна форма подчеркивает значение какого-нибудь цвета, другая же форма приглушает его.
Форма обладает своей эстетической выразительностью. Она должна синхронно с цветом действовать на зрителя, т. е. форма и цвет должны поддерживать друг друга.
Через сопоставление восточных и западных эстетических тенденций и особенностей развития изобразительного искусства И. Иттен выразил цветом символический характер той или иной формы. Так, согласно его теории, каждой форме соответствует определённый цвет.
Квадрат – символизирует материю. К квадрату относят все формы, построенные на горизонтальных и вертикальных линиях – прямоугольник, крест и их производные. Статичность – основное качество этой фигуры. В области цвета тяжеловесному и статичному квадрату соответствует тяжёлый и непрозрачный красный цвет, символизирующий единую животворящую силу.
Треугольник является символом мысли. К треугольнику относят все формы, построенные на основе диагоналей – трапеции, ромбы, зигзаги и их производные. Треугольник производит впечатление боевой и агрессивной фигуры, выражает активность, излучает свет во все стороны. Треугольник ассоциируется с жёлтым цветом, который производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему.
Круг – это символ постоянно изменяющейся духовности. К кругу причисляют все изогнутые формы кругового характера – овал, эллипс, волнообразные формы параболы и их производные. Движение круга естественно, постоянно, оно не создаёт ощущение напряжённости, а скорее рождает чувство покоя и расслабленности. Кругу соответствует синий цвет, дающий элемент покоя и образно представляющий собой сияние души. (В. Кандинский)
Цветам второго порядка, по теории И. Иттена, соответствуют следующие формы.
Трапеция – как производное от квадрата (красный) и треугольника (жёлтый), ассоциируется с оранжевым цветом, символизирующем жизненную динамику и уровень активности.
Сферический треугольник – как производное от круга (синий) и треугольника (жёлтый), соответствует зелёному цвету, который представляет собой идеальную среду для задач седатирования, концентрации и медитации.
Эллипс – как производное от квадрата (красный) и круга (синий), соответствует фиолетовому цвету, ассоциирующемуся с мистическим тревожным настроением.
Следует учитывать, что в тех композициях, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на человека удваивается.
Предлагаемое выше соотнесение цветов с определенными формами не является истиной в последней инстанции. Некоторые мастера архитектуры и дизайна используют иные концепции соответствия формы и цвета.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что для общего решения колористической композиции важное значение имеет: выбор цветов, их отношение друг к другу, их место в пределах композиции, конфигурация форм и размеры цветовых площадей.
Чистые спектральные цвета в природе встречаются редко. Основу природных пейзажей составляют цвета так называемой «земляной палитры», которые относятся к теплой гамме: охристые песок и известняк, цвета глины, чернозёма, желто-коричневые и красноватые оттенки обожженной и необожженной глины, коричневая кора деревьев, по-разному обработанные деревянные поверхности. Цвета «земляной палитры», как и спектральные, могут иметь различную степень насыщенности. Особенность этих цветов состоит в том, что они не противоречат хроматическим тонам, с которыми их легко можно комбинировать при составлении ландшафтных композиций.
И в заключении необходимо отметить, что всё изложенное выше – это теоретические основы, которые дают возможность грамотного подхода к теории цвета. Но глаз следует тренировать. А для этого помимо упражнений, которые предлагается выполнить в период обучения, необходимо постоянно изучать впечатления, которые производят на нас цветные объекты в природе.
Контрольные вопросы
1. Что такое цвет?
2. Что такое световое излучение и какое оно бывает?
3. Как проявляется дисперсия света?
4. Какие тона относятся к хроматическим и к ахроматическим?
5. Какие характеристики используют для хроматических и ахроматических цветов?
6. Что такое активные и пассивные цвета?
7. Закон дополнительных цветов.
8. Закон одновременного цветового контраста.
9. Двеннадцатичастный цветовой круг и методика выбора 2–х, 3–х и т.д.гармоничных тонов.
10. Как рассчитывается площадь дополнительных цветовых пятен в цветнике?
11. Соответствие формы и цвета по теории И. Иттена.
12. Палитра земляных тонов.






