Композиционные средства ландшафтной архитектуры

В процессе проектирования территории объекта проектировщик работает с различными компонентами ландшафта, которые являются элементами природной среды и отличаются огромным разнообразием форм, объёмов, текстур, оттенков. Кроме этого в композицию часто бывают включены и такие искусственные элементы, как мощение, малые архитектурные формы, декоративная скульптура, строения. В таком разнообразии выразительных средств заключается огромный потенциал, но и в тоже время скрывается серьёзная проблема, т.к. постоянно присутствует соблазн смешать все эти элементы на одной территории. В связи с этим необычайно важным является чувство меры, умение видеть и анализировать, а также знание композиционных законов и приёмов построения пространственных картин в саду или парке, что позволит правильно подойти к проектированию ландшафтных композиций, целостных в биологическом, композиционном, художественном и колоритном отношениях.

Законы ландшафтных построений ближе всего соприкасаются с законами построения пространства, т.е. с законами архитектуры. Поэтому об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта говорят как о ландшафтной архитектуре сада.

В искусстве под композицией понимают строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определённой системе и последовательности. Композиция (от лат. compositio – связь, соединение, строение, структура) – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Основным законом композиции является её единство и целостность, что проявляется в таком качестве, как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи и во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчинённости целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи.

Как уже было отмечено, законы построения пространства парка или сада заимствованы из архитектуры. В связи с этим необходимо дать понятие архитектурной композиции.

Архитектурная композиция – представляет собой художественно выразительную систему форм, отвечающую функциональным и конструктивно – техническим требованиям.

Архитектурное сооружение – это прежде всего пространство, определённым образом организованное и заключённое в соответствующую форму.

В свою очередь, объёмная форма представляет собой совокупность материальных поверхностей (и в частности фасадов зданий), которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но, одновременно, с этим формируют пространство снаружи объёма, являясь элементами композиции открытого пространства.

Т.о., основными компонентами архитектурной среды являются:

Ø пространство;

Ø объёмы, формирующие пространство;

Ø плоскости или поверхности, формирующие объём и пространство.

Точно такие же понятия относятся и к пространству территории под открытым небом. Эта территория представляет собой объёмно – пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

Ø линейно – планировочных (аллеи, дорожки, ограждения, подпорные стенки т.д.);

Ø плоскостных (водоёмы, лужайки, поляны, площадки и т.д.);

Ø объёмных (формы рельефа, камни, растительность, архитектурные сооружения, малые архитектурные формы, декоративная скульптура).

Ландшафтная композиция, которая в структурном отношении является объёмно – пространственной структурой территории, представляет собой соединение этих природных и искусственных элементов в единое целое по законам гармонии, с учётом функционального значения и экологических особенностей (рис. 71).

Ландшафтная композиция предполагает деление территории объекта на части (функциональное зонирование); организацию движения по этой территории (дорожно – тропиночная сеть); размещение на территории сооружений, насаждений, малых архитектурных форм, декоративной скульптуры; пропорционирование всех элементов композиции по отношению друг к другу и к целому и основную их взаимосвязь.

В зависимости от расположения форм в трёхмерном пространстве ландшафтного объекта по отношению к зрителю и друг к другу, можно спроектировать три вида пространственных композиций: фронтальную, объёмную и гдубинно – пространственную.

Во фронтальной композиции, развёрнутой в ширину, обычно ярко выражен только этот размер, а два других, глубина и высота – нет.

Объёмная композиция имеет ярко выраженные во всех трёх измерениях формы.

В глубинно – пространственной композиции формы образуют глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспектив.

На начальном этапе работы над проектом следует определиться с основным характером планировки территории, который может быть регулярным, свободным и смешанным. Тот или иной характер планировки в первую очередь определяет архитектура здания. Более универсальной является свободная пейзажная планировка, которая подходит и к деревянному и к кирпичному строению. Строгая регулярная планировка вряд ли подойдёт к бревенчатому дому. Для такой планировки и здание должно быть соответствующее.

Ниже будут представлены краткие характеристики различных планировок территории.

Регулярная, французская, симметричная, формальная планировка характеризуется строгой и чёткой сеткой плана, прямыми или циркульными построениями дорожек, строгой симметрией, доминированием здания, правильной геометрической формой площадок, водоёмов, газонов, цветников, посадок, широким использованием стриженных деревьев и кустарников в виде бордюров, живых изгородей и топиарных форм.

В основе такой симметричной планировки лежит принцип тождества, за счёт чего она находится в строгом равновесии (рис. 72).

Свободная, английская, пейзажная планировка территории характеризуется свободной сеткой плана, мягкими, плавно изгибающимися дорожками, свободной формой цветников, посадок, площадок. Строится такая планировка на основе асимметрии и в завершённом виде композиция должна быть максимально приближена к естественной природной картине. Равновесие или баланс является одним из главных условий целостности композиции. И при свободной планировке он также должен быть найден. Т.к. равновесие в композиции может касаться не только самих предметов, но и пространств между ними, особое внимание в этом случае следует обратить на свободные плоскости, в качестве которых в саду или парке выступают поверхности газонов, водоёмов и мощений (рис. 73).  

Смешанная планировка объединяет элементы регулярной и свободной планировок.

Если говорить о территории в целом, то подобный вариант применяют в тех случаях, когда парадной части участка необходимо придать строгий, торжественный вид и её решают в регулярном симметричном плане. А остальную часть территории планируют в свободном пейзажном виде.

Если говорить о конкретной композиции в смешанном стиле – это может быть тот вариант, который сегодня применяют английские ландшафтные архитекторы. Они миксбордеры свободной планировки окантовывают строгими бордюрами или живыми изгородями из формованного кустарника, например, из спиреи японской, барбариса Тунберга или стефанадры надрезнолистной.

После того, как определились с вариантом планировки, возвращаемся к построению композиции. Ещё раз следует напомнить, что смыслом любой композиции является объединение отдельных элементов в единое целое, что достигается за счёт определённых свойств композиции, а также законов и средств её построения.

Основные законы композиции выражаются в целостности, единстве, соподчинённости и равновесии её элементов.

К основным свойствам композиции относят масштабность, наличие композиционного центра (доминанты), статичность или динамичность, тектонику.

К средствам построения композиции принадлежат типы построения композиций, основанные на принципах нюанса, контраста и тождества, ритме, метре и т.д.

Масштабность – в ландшафтном проектировании применяют следующие типы пространственных масштабных характеристик:

Ø первый масштаб (основной) – масштаб элементов композиции соразмерен антропометрическим данным взрослого человека;

Ø второй масштаб (индивидуальны) – масштаб элементов композиции соразмерен антропометрическим данным той или иной возрастной категории детей. Применяется в зависимости от функционального назначения объекта;

Ø третий масштаб (миниатюрный) – масштаб элементов в небольших ландшафтных пространствах в интерьере или зимних садах;

Ø четвёртый масштаб (монументальный) – масштаб элементов композиции, подчёркивающий символику в ландшафтном пространстве и наиболее ярко выявляющий его художественный образ («Парк на Поклонной горе», г. Москва, памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» –«Мамаев курган», г.Волгоград).

В зависимости от своего функционального назначения ландшафтные объекты могут иметь все приведённые выше масштабные характеристики.

В ландшафтном проектировании малого сада применяют следующие масштабные характеристики: М 1:100; М 1:200 для генерального проекта, разбивочного и посадочного чертежей, схем полива, освещения и т.д.

М 1:20; М 1:30 и М 1:50 для разработки деталей оформления (древесно – кустарниковых композиций, цветников, малых архитектурных форм и т.д.).

Для городского проектирования, для проектирования территорий парков используют более мелкие масштабные характеристики – М 1: 500; М 1: 1000; М 1: 5000. Детали разрабатывают более крупно.

Размер пространства, взятый в соотношении с размерами человека, а также характер размещения объёмов в этом пространстве, могут вызывать различные эмоциональные переживания и ощущения. Известный американский архитектор Джон Саймондс в своей книге «Ландшафт и архитектура» так определял эмоционально – психологические ощущения, вызываемые разными пространствами:

Ø напряжение вызывают дробные композиции, созданные из неустойчивых форм контрастного цвета, с использованием раздробленного света и со сложным музыкальным сопровождением;

Ø разрядка происходит в том случае, если композиция создана из простых объёмов спокойных цветов, при том, что эти объёмы могут меняться по размеру от небольших до грандиозных. Используется успокаивающая музыка, а вечером – мягкий свет;

Ø испуг зрители испытывают в том случае, если композиция мрачная, тёмная, закрытая, в ней отсутствуют точки ориентации, применяется ненормальный моноуровневый свет;

Ø веселье создаёт свободное открытое пространство. На фоне газона плавные формы и узоры, возможно «вихревое» движение в цветниках из ярких контрастных цветов. Музыкальное сопровождение в виде весёлых, бодрящих композиций;

Ø созерцание возможно при замкнутых, но не мрачных композициях, внутреннее пространство которых обеспечивает ощущение покоя, уединённости, безопасности и отрешённости. Музыка льётся в виде спокойных низких потоков звуков.

Т.о. эмоциональными характеристиками пространства являются его: глубина, протяжённость, прерывистость и непрерывность, конечность и бесконечность, статичность или динамичность, расчленённость.

В формировании любого ландшафтного объекта значительное внимание уделяется выявлению композиционных осей и установлению центра композиции (доминанты).

Осью композиции – является направление развития ландшафтного построения пространства. Различают главную и второстепенные оси композиции.

Главная ось обычно совпадает с наибольшим потоком движения посетителей по территории и приводит к композиционному центру. Главная ось в композиции бывает одна.

Второстепенные оси, их может быть несколько, пересекают главную ось под разными углами, а могут проходить параллельно ей.

Главная ось должна отличаться по своему оформлению от второстепенных осей. Её можно, например, оформить широкой дорогой с аллейной посадкой растений или экспланадой, использовать более богатое цветочное оформление, устроить череду фонтанов или каскад (при наличии рельефа) и т.д.

Центр композиции – это главная доминанта в каждом ландшафтном объекте или в пределах цветочной или декоративно – лиственной композиции. В зависимости от принятой планировочной структуры территории и композиционного замысла, центр композиции может размещаться непосредственно у входа на участок, в геометрическом центре или в глубине площадки. Доминанта может иметь различные выражения. В одних случаях это может быть площадь с фонтаном или цветником перед зданием, в других случаях – это может быть декоративный водоём или малая архитектурная форма с декоративным растительным оформлением, в третьих – в случае малого сада – это зона барбекю и т.д.

Акцент – обычно этот элемент применяют в древесно – кустарниковых композициях, миксбордерах или альпинариях и рокариях. В данном случае это противопоставление доминанте, но меньшего размера. Например, в качестве доминанты использована туя западная, а в качестве акцента – можжевельник Виргинский.

 На территории в целом в качестве акцента может выступать солитерная плакучая форма на штамбе или … яркое кресло из садовой мебели на фоне газона или живой изгороди. На больших территориях сложной конфигурации должно быть расставлено несколько акцентов. Все они должны иметь чётко продуманные точки обзора.

Точка обзора – это место, с которого наилучшим образом воспринимается вид (рис.78). Ландшафтный объект должен иметь несколько точек обзора.

          В зависимости от направления пространственных планов пейзажные картины могут быть статическими или динамическими. В статичных композициях пространственные планы размещены горизонтально. Основу построения динамичных композиций составляют только пространственные планы, представляющие собой различные варианты треугольных и овальных ходов в глубину (дороги, отроги, горы, береговая линия и др.).

При создании ландшафтных композиций применяют такие закономерности построения пространственных форм, как контраст, нюанс и тождество, которые в данном случае воспринимаются как степень сходства или различия между однородными качествами и свойствами входящих в эти композиции элементов и пространств. Между собой могут сопоставляться размеры, формы, фактуры, цвет, освещённость всех компонентов ландшафтного объекта.

          Наиболее широко в ландшафтных композициях используется принцип контраста – чётко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, когда высокое противопоставляется низкому, вертикальная форма кроны растения стелющейся, растение с мелкими листьями растению с крупными листьями и т.д.

Наиболее эффектными получаются контрастные сочетания при сопоставлении деревьев или кустарников с противоположенными формами кроны. Например, плакучая форма кроны ивы сопоставляется с пирамидальной формой кроны тополя, плакучая форма кроны берёзы удачно сочетается с пирамидальной формой ели или пихты.

Однако, использование контрастных сочетаний на территории объекта должно быть ограничено, иначе выразительность подобных групп значительно снижается.

Достаточно часто применяется вид контраста, основанный на внезапном изменении характера планировки. Например, тенистая аллея вливается в солнечную поляну, использование растений со светло – и тёмно – окрашенными листьями, внезапное раскрытие предмета.

Внезапность, т.е. непредвиденное раскрытие объекта предполагает, что зритель сконцентрирует своё внимание в определённом направлении, но этот объект обязательно должен быть интересным в эстетическом отношении.

Нюанс – постепенный переход от одной формы, пространства, окраски к другой с помощью похожих друг на друга, расположенных вместе предметов или пространств.

  Тождество определяется сходст­вом сравниваемых признаков.

Для достижения художественной выразительности территории любого объекта важное значение имеет применение таких приёмов, как метр и ритм. Это самые активные средства композиции, способствующие лучшей ориентации посетителей в пространстве, организации движения по территории объекта, созданию зонирования пространства и формированию определённого психологического климата в нём.

Метр – это устойчивое многократное (5 – 8 раз) повторение в композиции какого – либо элемента, расположенного через равные интервалы (рис. 74).

Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование элементов какой – либо завершённой композиции. Чередоваться могут размеры, окраска, фактура и т.д. (рис. 75).

В формировании ландшафтных объектов важное значение имеет грамотное использование законов линейной перспективы, которые также являются средством построения композиции.

   Перспективой  называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. С помощью законов линейной перспективы можно изменять некоторые пространственные характеристики. Например, ландшафтный объект можно «приблизить» или «удалить» относительно наблюдателя, если ведущую к нему аллею иллюзорно изменить за счёт стиснения края растительности (рис. 76).

Можно, также, создать иллюзию повышения рельефа. В этом случае возвышенность, с посадкой деревьев с пирамидальной формой кроны на вершине, будет казаться выше.

Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо также использование фона.

Фон – это поверхность или пространство, на котором выделяются некие зрительно доминирующие объекты. Фон должен быть монотонным, чтобы «не спорить» с тем объектом, который на нём показывают. В зависимости от колорита объекта, фон может быть светлым или тёмным с тем, чтобы не произошло сливания.

Фон может быть горизонтальным или вертикальным. К первому виду относят газон, вымощенные площадки, водную поверхность. Ко второму – стены сооружений, ограждения, живые изгороди, высокие спокойные древесно – кустарниковые насаждения, трельяжи и т.д.

Как уже было отмечено, при построении ландшафтной композиции должно быть проведено пропорционирование всех элементов этой композиции по отношению друг к другу и к целому.

Пропорция является основой гармонии и означает в переводе с латинского «соотношение, соразмерность».

Пропорционирование предполагает проектирование композиции на основе определённого выбора соотношения пространственных форм по размеру, строению, положению в пространстве и цветовому тону.

Основными видами пропорционирования в ландшафтном проектировании являются правило золотого сечения и модульная система.

Начнём с модульной системы пропорций, в которой за основу принимается определённая исходная величина – модуль («мера» – в переводе с латинского). Например, в соотношениях 1:2; 1:3; 1:4 и т.д. 1 – это модуль, на основе которого на кальке может быть построена сетка, используемая в проектировании вместе с ситуационным планом территории объекта.

Дальше возникает вопрос: «Каким образом найти размер этого модуля?»

Для того, чтобы это сделать, необходимо взять план здания, развёртку его фасада и фотографию или посмотреть на фасад здания в натуре и определить размер повторяющихся элементов. Это может быть, например, достаточно широкое окно, или окно – стена, или расстояние между колоннами веранды, которые придают фасаду здания визуальный ритм. Если необходимых элементов не находится, в качестве альтернативы за модуль сетки можно принять размер доминантной детали или того элемента, на котором бы хотелось сосредоточить внимание. Например, это может быть структурный пролёт, рама зимнего сада, размер балкона или башенки и т.д.

Т.о. на основе сетки, построенной по данному модулю, проектируется планировочная схема территории, элементы которой будут пропорциональны между собой и относительно зданием.

Следует иметь в виду, что если выбранный размер модуля слишком мал – это приведёт к дробному плану с мелкими углами, который не будет гармоничен визуально и при строительстве, а также в дальнейшей эксплуатации будет очень неудобен.

Если же размер модуля будет слишком крупным – это приведёт к тому, что план территории будет пустым.

Если территория объекта значительная, тогда план непосредственно у здания строят по более мелкой сетке, а периферийную часть – по более крупной сетке.

Обычно модульную сетку применяют при свободной планировке участка.

Ещё одним видом пропорционирования территории является пропорция золотого сечения, которая была открыта ещё в древности и до сих пор считается наиболее идеальной пропорцией.

Пропорция золотого сечения получается при деление отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к длине большей его части, как эта большая часть относится к длине меньшей части. (рис. 77).

          На основе пропорции золотого сечения построен ряд чисел Фибоначчи – 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 … и т.д., в котором каждое последующее число, начиная со второго, равно сумме двух предыдущих. Этот ряд обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть, к отношению золотого сечения.

Любая плоскость или объём, части которого соотносятся по пропорции золотого сечения, выглядят пропорционально и производят гармоничное впечатление. Пропорция золотого сечения чаще всего используется при регулярной планировке территории, в частности при создании партеров.

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятия «композиция».

2. Что такое архитектурная композиция?

3. Что такое ландшафтная композиция?

4. Элементы, из которых состоит объёмно – пространственная структура территории ландшафтного объекта.

5. Какие виды пространственных композиций существуют и что они из себя представляют?

6. Дать характеристики основных планировок территории ландшафтного объекта.

7. Основные законы ландшафтной композиции.

8. Основные свойства ландшафтной композиции.

9. Перечислить средства построения ландшафтной композиции.

10.  Какие типы пространственных масштабных характеристик применяют при ландшафтном проектировании?

11.  Какие бывают оси ландшафтной композиции?

12.  Что такое доминанта, акцент и точка обзора ландшафтной композиции?

13.  Каким образом используются принципы контраста, нюанса и тождества при проектировании ландшафтных композиций?

14.  Что такое метр и ритм в ландшафтном проектировании?

15.  Что такое линейная перспектива и как её законы применяют при ландшафтном проектировании?

16.  Фон в ландшафтной композиции.

17.  Какие системы пропорционирования применяют в ландшафтном проектировании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: