Водные устройства в ландшафтной композиции

Водоёмы и водные устройства являются одними из важнейших составляющих компонентов паркового пространства (рис. 101). Все наиболее интересные парковые пейзажи ориентированы на зеркальную гладь поверхности воды, что в значительной степени их обогащает и усиливает восприятие такой композиции.

С помощью водных поверхностей решаются глубокие перспективы, которые выступают основной композиционной осью всего паркового пространства.

Водные поверхности оказывают серьёзное положительное влияние на микроклимат территории, что благотворно влияет на самочувствие людей и развитие растений.

Парковые водоёмы следует согласовывать с планировочным и объёмно – пространственным решением парковых пейзажей. В свободном пейзажном парке водоём имеет свободную форму береговой линии и не контрастирует с естественными насаждениями. В регулярном парке форма водоёмов чёткая, прямолинейная и обычно тяготеет к геометрическим фигурам, в результате чего они воспринимаются как застывшая статическая масса. Однако вода в парковом пейзаже не является главным элементом, она только выгодно подчёркивает его красоту.

При проектировании парковой территории, особенно в тех условиях, которые способствуют этому, одним из главных принципов, которым следует руководствоваться, является формирование системы парковых пейзажей, в основе которых лежит тема воды. Для усиления художественно – эстетического эффекта в парке создаётся либо один крупный водоём, либо система более мелких, но композиционно связанных между собой водоёмов, которые играют формирующую роль в парковом пространстве.

Подобное важное художественное значение водоёмов обусловлено их декоративностью и определёнными пространственными качествами. Во – первых, это ровные горизонтальные поверхности водного зеркала, позволяющие созерцать пейзажи береговых линий с разных расстояний. Во – вторых, водоёмы позволяют чередовать замкнутые пейзажи с глубокими многоплановыми перспективами, что позволяет разнообразить смену парковых картин по прогулочному маршруту. И в – третьих, открытая водная поверхность пространственно объединяет архитектурные сооружения с парковыми пейзажами.

В зависимости от своего расположения, величины и очертаний водоёмы в парковой композиции могут играть разные роли. Они могут быть центром композиции парка, на основании их может быть создана главная продольная композиционная ось парка или они могут входить небольшой составной частью во многие пейзажные композиции парка, за счёт чего территория парка насыщается водными объектами и он приобретает водный характер (Гатчинский парк, Сад индийского императора).

Небольшие отдельно расположенные водоёмы обогащают локальные пейзажные картины и имеют подчинённое значение.

В тех случаях, когда на территории парка находится овраг или балка, или парк расположен в долине реки, в этих отрицательных формах рельефа формируется либо один крупный водоём вытянутой формы, либо цепочка более мелких водоёмов разных очертаний. Такое расположение этих водных объектов позволяет логично сформировать основную продольную композиционную ось парка вдоль них.

На равнинном рельефе обычно располагается один крупный по площади водоём (парк Тростянец). Для создания динамичной картины береговую линию у такого водоёма делают достаточно сильно изрезанной. Чередование вогнутых и выпуклых берегов создаёт членение водной поверхности различными по глубине перспективами, а также делает возможным постепенное или внезапное раскрытие пейзажей.

В зависимости от рельефа местности главная композиционная ось парка может быть образована системой водоёмов, расположенных в одном или разных уровнях. Например, в дендропарке Аскания Нова три водоёма, созданные в одном уровне, соединены протоками. Вдоль по берегам образован ландшафт с типичной для таких мест растительностью – деревья с плакучей формой кроны, специфические водные растения и т.д. В парке был применён приём геопластики, в частности вынутый при рытье котлованов под водоёмы грунт, был использован для формирования холмов. Эти холмы организуют фон со стороны основных видовых направлений. И кроме того на них образованы смотровые площадки. Подобное решение композиции водоёмов создаёт ощущение большого художественного разнообразия парковых пейзажей.

Следующим очень ярким примером использования водоёмов в парковой композиции является Павловский парк, который был разбит в долине небольшой р. Славянки. Главным элементом композиции в этом парке являются водоёмы. Наличие перепадов рельефа позволило создать каскады, которые значительно обогатили окружающую ситуацию. А введение архитектурных сооружений – мостов, павильонов, смотровых площадок сделало прогулку по этому парку ещё более привлекательной.

Кроме пейзажных парков, различные водные объекты создают и в регулярных парках. В частности в таких дворцово – парковых ансамблях, как Версаль, Стрельна, Петродворец, главная композиционная ось композиции была подчёркнута системой водных устройств – каскадов, фонтанов, каналов, водных партеров.

Таким образом, определяющим фактором в формировании планировочной структуры территории являются её водные ресурсы. Композиционными осями парка в целом или его районов обычно становятся реки, ручьи, пруды вытянутой формы или цепи прудов. Водоёмы более компактной формы, такие как пруды или озёра, образуют композиционные центры или узлы. Водопады, источники, бассейны и фонтаны формируют центры внутренних композиций парков или являются их акцентами, в зависимости от своего значения.

Самыми распространёнными водными устройствами являются пруды и озёра, форма которых определяется рельефом местности. По классификации З. Николаевской форма водоёмов бывает компактной (Большое озеро, Екатерининский парк), вытянутой (Большой пруд, парк Тростянец), изогнутой (парк Кочановка, Украина), сложной с полуостровами, островами, заливами (водная система Гатчинского парка).

Характер береговой линии следует согласовывать с размером водоёма. Но в любом случае эту линию не следует делать слишком витиеватой или слишком простой. Мысы, острова, полуострова обогащают композицию водоёма, создавая интересные многоплановые пейзажи, кулисы и глубокие перспективы. Широкий обзор, открывающийся с полуостровов, имеет характер панорамных картин, узкий угол обзора из залива обуславливает вид или картину.

При проектировании островов следует иметь в виду, что в случае крупного размера и размещения по центру водоёма остров пространственно разделяет водную гладь и это может привести к потери целостности водного зеркала.  

В статичной неподвижности водной поверхности озёр и прудов отражаются сезонные изменения цвета трав, деревьев и неба, смена эффектов солнечного и вечернего освещения. При формировании пейзажа у водной поверхности необходимо учитывать существенное композиционное средство – закон отражения в воде объектов и насаждений (рис. 102). Этот эффект был очень искусно использован А. Ленотром при проектировании дворцово – паркового ансамбля Версаль под Парижем. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. В целях правильного решения задачи отражения объекта в водном зеркале следует учитывать пространственное соотношение уровня воды и отражающегося объекта.

По сравнению со статикой прудов и озёр реки, ручьи и каналы отличаются подвижностью воды, скорость и направление течения которой зависит от рельефа местности. Перечисленные объекты относятся к линейным планировочным элементам парка.

Водопады и каскады представляют собой объёмные элементы, но их создание возможно только при условии наличия ярко выраженных перепадов рельефа и значительных водных источников.

Ещё одним элементом оформления парков и садов являются фонтаны. В разные исторические эпохи и в разных стилях планировки территорий они имели соответствующее архитектурное и скульптурное убранство (рис. 103, 104). Их размещали на главных или второстепенных композиционных осях, пересечении дорог, на площадях, в составе свободных ландшафтных композиций и в зависимости от этого они выступали либо в качестве композиционных узлов территории, либо в качестве акцентов.

При всей значимости водных объектов в оформлении территории определяющее значение играли насаждения, с помощью которых решали композиции в целом. При подборе растений для создания водных и прибрежных картин и пейзажей в первую очередь учитывают отношение этих растений к водному режиму. В художественном плане при оформлении водных композиций выделяют три основных приёма.

Первый приём связан с созданием сплошных береговых массивов насаждений, которые кроме художественного значения, препятствуют испарению воды, эрозии почвы и интенсивному заилеванию берегов водоёмов. Расположенные по береговой линии, эти массивы замыкают прибрежный ландшафт и создают ощущение глубины водоёмов. Для разнообразия сплошные прибрежные насаждения прорезают просеками и в обзор включают малые архитектурные формы, сооружения, памятники, водопады и т.д.

Второй приём заключается в членении береговой линии кулисами в результате чего формируется многоплановый пейзаж. Это наиболее сложный приём, который организует последовательность и направление обзора, создаёт иллюзию увеличения глубины пространства и расширения размеров водного зеркала. Посадка кулис практикуется по берегам крупных водоёмов с наличием живописного освещенного берега, на который будут падать тени от деревьев. Подобное строение имеет, например, поляна на берегу Большого озера в Екатерининском парке. Она разделена кулисами на три части, на которые раскрываются основные перспективы от Большого озера, террасы Руска и Камероновой галереи.

Третий приём предусматривает создание открытых водоёмов с плоскими, невысокими берегами, в зеркале которых отражается светлое небо, в результате чего создаётся ощущение широкого открытого водного пространства. Однако чередование открытых и закрытых участков по береговой линии не должно создавать ощущение хаоса и пестроты.

При проектировании прогулочных маршрутов у водоёмов следует избегать размещения дорог вплотную к водному зеркалу, а также идущих на одинаковом расстоянии от береговой линии. Трассировка дорожек должна проходить на разном расстоянии от воды и для разнообразия следовать через закрытые древесно – кустарниковые насаждения, открытые поляны., редины и т.д.

Целесообразность и предпосылки сооружения различного рода водных устройств на территории объекта, их размещение, форму, рентабельность строительства можно оценить на базе результатов изыскательских работ и расчётов, осуществляемых специалистами – гидрологами.

Таким образом, основными эстетическими качествами воды являются статичность, динамичность и способность к отражению. При правильном использовании художественно – эстетических свойств воды появляется возможность создания разнообразных водных сооружений, что придает необычайную выразительность всей садово – парковой композиции.

Контрольные вопросы

1.  Какова практическая роль водоёмов при оформлении объектов ландшафтной архитектуры?

2. В чём заключаются пространственные качества водоёмов?

3. Какую роль играют водоёмы в парковых композициях?

4. Каким образом можно создать динамичную и статичную композиции водоёма?

5. Какую роль играет рельеф при создании композиций водоёмов?

6. Классификация водоёмов по форме.

7. Особенности проектирования островов?

8. Закон отражения объектов в воде.

9. Особенности художественного оформления фонтанов.

10. Основные приёмы формирования насаждений у водоёмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: