Природный ландшафт является основным композиционным фактором любого объекта ландшафтной архитектуры. Архитектурные сооружения, которые вписываются в природное пространство, могут выглядеть в общей композиции по – разному, либо происходит гармоничное слияние, либо наблюдается диссонанс. В процессе проектирования зданий и сооружений в природном окружении выделяют три уровня задач:
Ø формирование архитектурно – ландшафтного ансамбля, в результате чего, природные предпосылки территории максимально учитываются, архитектурное сооружение органично вписывается в естественную среду и между ними устанавливается композиционная взаимосвязь (Версаль, Петергоф, Стрельна);
Ø подробная архитектурно – ландшафтная детализация открытых пространств, прилегающих к сооружениям и организуемых ими;
Ø включение естественных природных компонентов в архитектуру здания.
В последние годы процесс сближения архитектуры и окружающего природного пространства происходит всё более активно. Выражается это в частности, например, в том, что архитекторы визуально объединяют внутренние помещения с наружным окружением за счёт раскрытия видов из окон, использования террас и балконов, применения в оформлении интерьеров живых растений, воды и инертных материалов.
|
|
Фактически, распределение по территории зданий и сооружений является способом реорганизации естественного ландшафта. Эти преобразования могут стать позитивными, когда архитектура по формам, масштабам, фактуре и пр. параметрам гармонично вписывается в ландшафтное окружение, или негативным, когда сооружения не согласуются и даже разрушают ландшафт.
Для достижения гармоничного единства архитектурных зданий и сооружений с окружающим ландшафтом необходимо следовать композиционным законам. Прежде всего следует понимать, что такие формы ландшафта, как горы, холмы, долины, реки и озёра серьёзным изменениям не подлежат. Можно конечно воспользоваться геопластикой, но это слишком дорогое удовольствие, чтобы с её помощью производить грандиозные изменения.
Природный контекст на объекте может быть нейтральным (луг, равнина, крупные деревья), а может быть ярко выраженным (холмы, овраги, лесные массивы, водоём или река). Но у каждого из компонентов есть свои характеристики: размер, форма, положение в пространстве, фактура, цвет, освещенность. Архитектурный объект, вписываемый в это окружение, также имеет свои характеристики. И эти характеристики объекта и природного окружения могут находиться между собой в гармоничном балансе или контрастировать.
Различная степень согласованности архитектуры и природного окружения в первую очередь определяется характером их взаимосвязи, а не размерами. Так, например, и здания, и окружающая растительность могут быть как массивными (еловый лес), так и ажурными (берёзовая роща). Дробная застройка или лёгкое здание с большой площадью окон будут хорошо согласовываться с живописным пейзажем.
|
|
Превалирующее или починенное положение сооружения в ландшафте главным образом определяется его размещением: вдоль линий рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его подъёмах – к контрасту. Застройка ниже уровня абриса леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне насаждений – всегда контрастно доминирует. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с окружающим природным ландшафтом, оно должно иметь небольшую величину, лёгкую пространственную структуру, геометрическую форму, аналогичную формам ландшафта, гармоничное цветовое сочетание архитектурных и природных компонентов.
Кроме достаточно крупных архитектурных объектов в оформлении садов, парков, лесопарков, в городском благоустройстве широко используют малые архитектурные формы.
Малые архитектурные формы – небольшие сооружения, применяемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово – парковую композицию. Эти сооружения служат для ландшафтно – эстетического обогащения территории объекта, создания условий для комфортного отдыха, для визуальных коммуникаций и т.д.
При любых обстоятельствах малые архитектурные формы должны составлять единое художественное целое и быть согласованными друг с другом и окружающим их пространством.
Беседка – архитектурное сооружение, расположенное среди зелёных насаждений и предназначенное для кратковременного отдыха без учёта определённого характера занятий. Наибольшее распространение получили беседки размером 3,5X3,5 м или 5X5 м при высоте соответственно 2,5 и 3 м. Устанавливают беседки с учётом функционального зонирования территории, особенностей рельефа, маршрутов аллей и дорожек. На территории парков беседки и ротонды размещают на повышенных точках рельефа с тем, чтобы на них можно было открыть перспективный вид (рис. 112).
Материал, из которого изготавливают беседки, должен стилистически сочетаться с окружающим пространством и строениями.
Трельяж – легкий решетчатый, чаще свободно расположенный вертикальный каркас, оформленный вьющимися или опирающимися растениями. Применяется для ограждения площадок отдыха или отдельных скамей, маскировки нежелательных видов, оформления глухих стен, входов в здания, в качестве вертикального зеленого фона для солитерных растений, скульптуры, фонтанов и т. д. Трельяжи могут быть выполнены из деревянных реек, металлического прута, проволоки. Габариты и количество звеньев предопределяется функциональным назначением, архитектурной идеей и расположением на озеленяемой территории.
Пергола – легкое декоративное сооружение из стоек и арок или полуарок с ажурным перекрытием, которое служит опорой для вьющихся растений. Перголы образуют над дорожками или площадками теневой навес и предохраняют от солнца. Высота пергол обычно достигает 2,5 – 3 м, а ширина – в зависимости от интенсивности пешеходного движения (2 – 3 м) или необходимости затенения участка территории определённого размера. Опоры пергол изготавливают из дерева, кирпича, камня, металла, применяются асбестоцементные трубы. Решетчатое перекрытие выполняется из деревянных брусков, металлических стержней, уголка, труб.
Арка – это дугообразное перекрытие пролета между двумя опорами, выполненное из камня, металла и дерева (рис. 111). Устанавливаются обычно при входе в сад или над дорожкой. Для украшения возле арок высаживают лианы (плетистые розы, клематисы, актинидию, аристолохию, виноград, жималость – каприфоль и т.д.
|
|
Открытый очаг – служит для разведения открытого огня, приготовления разных блюд, отдыха и развлечений. Обычно открытый очаг устанавливают на территории загородного участка в зоне барбекю. Очаг кладут из кирпича, булыжника или комбинации из этих материалов, а также других природных и искусственных строительных материалов. По своему назначению и функциям может заменить мангал и гриль.
Расположение малых архитектурных форм на территории объекта должно быть увязано с функциональными зонами и архитектурно – планировочным решением.
Садовая мебель – это скамьи и столы.
Скамьи – самый необходимый элемент внешнего благоустройства и мест отдыха. Их устанавливают на площадках, у фонтанов, водоемов, цветников, в беседках, в тени деревьев. Для кратковременного отдыха применяют скамьи без спинок, для более длительного – скамьи со спинками. Спинки и сиденья скамеек изготавливают из теплого, легко обрабатываемого материала – дерева, а опоры – из металла, бетона.
Деревянные скамейки в парках устанавливают через 200 – 250 м на главных направлениях и через 500 – 600 м – на второстепенных. В зависимости от посещаемости рекомендуется размещать среди зелени 30 – 60 скамеек на 1 га.
Кроме стационарной мебели летом широко используют переносную мебель – кресла – качалки, садовые стулья, шезлонги. Они должны быть легкими, удобными, простыми и красивыми.
Столы устанавливают для настольных игр детей и взрослых, для чтения книг, чаепития и т.д. Их размер рассчитывают исходя из предполагаемого единовременного числа людей, собирающихся у стола. Для расчета берут по 0,5 - 0,6 м длины скамьи и стола на одного человека, а высоту принимают 60 – 80 см для взрослых и 40 – 60 см для детей. Тень над ними создают крупные деревья, зонты из яркой ткани или навесы.
Контрольные вопросы.
|
|
1. Виды задач, решаемые в процессе проектирования сооружений в природном окружении.
2. Чем определяется доминирующее или подчинённое положение сооружения в ландшафтном окружении?
3. Дать определение малых архитектурных форм и объяснить их назначение.
4. Беседки – назначение, месторасположение, материалы для изготовления, оформление.
5. Арки, перголы, трельяжи – назначение, месторасположение, материалы для изготовления, оформление.
6. Садовая мебель – эргономика, стилистика, материалы.
Рис.1. Художественный образ. Усадьба Кусково, г.Москва |
Рис. 2. Внутренние пространства. Ханский дворец, г. Бахчисарай |
| |||
Рис. 3. Открытые пространства. Италия, г. Римини, парк «Италия в миниатюре» | |||
| |||
| |||
Рис.4. Геоэкологически - оптимизированный культурный ландшафт, Талдомский район, пгт. Запрудня | |||
| |||
| |||
Рис. 5. Ландшафтный дизайн, г. Паджера, Польша | Рис. 7. Зелёная скульптура. Италия, г. Римини | ||
| |||
| |||
| |||
Рис. 6. Живые изгороди, усадьба Кусково, г. Москва | |||
| |||
Рис. 8. Обработанный рельеф. Италия, г. Сан Марино, кафе | |||
| |||
| |||
| |||
Рис. 9. Искусственный водоём. Ботанический сад МГУ, г. Москва | |||
| |||
| |||
| |||
Рис. 10. Пергола. Германия, г. Нюрнберг | |||
| |||
| |||
| |||
Рис. 11. Инертные материалы. ВВЦ, г. Москва
| |||
| |||
| |||
Рис. 12. Фонтаны. Петергоф, г.Санкт Петербург | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Рис. 13. Лестницы, подпорные стенки. Б.Утриш | Рис. 14. Декоративная скульптура. Италия, г. Сан Марино, Танец комаров | ||
| |||
| |||
Рис. 15. Парковая мебель. Италия, г. Римини
| |||
| |||
| |||
| |||
Рис. 16. Визуальные коммуникации, г.Владимир | |||
Рис. 17. Ландшафт речной долины, р. Варзуга, Кольский полуостров |
Рис. 18. Ландшафт пустыни, Фан - Фьет, Вьетнам |
| ||||||||
Рис. 19. Водно – эрозионный ландшафт, Фан - Фьет, Вьетнам | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 20. Карстовый ландшафт, Тартанхул, Крым | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 21. Подзона тайги, Кольский полуостров | Рис. 22. Подзона смешанных лесов, р. Варзуга, Кольский полуостров | |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис.23. Степная зона, Ростовская область | ||||||||
| ||||||||
Рис. 24. Зона субтропиков, Доминиканская республика | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 25. Фация – болото, Дмитровский район | Рис. 27. Урочище. Моренный холм, Приэльбрусье | |||||||
| ||||||||
Рис. 26. Подурочище. Мужской монастырь, г.Бахчисарай | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 28. Местность, р. Нерль, Калязинский район | ||||||||
| ||||||||
Рис. 29. Природно – антропогенный ландшафт, Клинско – Дмитровская гряда | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 30. Антропогенный ландшафт, г. Анапа | ||||||||
| ||||||||
Рис. 31. Акультурный ландшафт, Анапский район | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 32. Культурный ландшафт, Боголюбский монастырь, Владимирская область | ||||||||
| ||||||||
Рис. 33. Садово – парковый ландшафт, Дворец Питти, г. Флоренция | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 34. Этнокультурный ландшафт, исторический музей, г.Суздаль
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 35. Биотоп, Талдомский район | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 37. Структура водного фитоценоза | ||||||||
| ||||||||
Рис. 36. Фитоценоз – сосновый лес | Рис. 38. Весенний аспект фитоценоза | |||||||
| ||||||||
Рис. 39. Летний аспект фитоценоза | ||||||||
| ||||||||
Рис. 40. Осенний аспект фитоценоза | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 41. Предзимний аспект фитоценоза | ||||||||
| ||||||||
Рис. 42. Зимний аспект фитоценоза
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 43. Потенциальная устойчивость коренных экосистем России | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 44. Карта нарушенности природных экосистем России
| ||||||||
Рис. 45. Храм Покрова на Нерли |
Рис. 46. Культурный ландшафт – вид на Золотой мост, г. Флореция |
Рис. 47. Культурное наследие. Мексика, г. Экбалам |
Рис. 48. Природное наследие – Мёртвое море, Израиль |
| |||||
Рис. 49. Город Сайгон, Вьетнам | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 50. Природный каркас, г. Римини, Италия | |||||
| |||||
Рис. 51. Природно – экологический каркас, г. Анапа | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 52. Историко – культурный каркас, г.Тимрюк, музей под открытым небом | |||||
| |||||
Рис. 53. Социохозяйственный каркас, пос. Сенной, винный завод «Фанагория» | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 54. Городской рекреационный парк, г. Дрезден, Германия | |||||
| |||||
Рис. 55. Закрытое городское пространство, г. Флоренция, Италия | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 56. Открытое городское пространство, г. Владимир | |||||
| |||||
Рис. 57. Урбанизация природы | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 58. Рурализация города, ГАС Богородское | |||||
| |||||
Рис. 59. Дорога I класса, Петергоф | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 60. Дорога II класса, ГБС, г. Москва | |||||
| |||||
Рис. 61. Дорога III класса, Владимирская обл., парк, п. Красная горбатка | Рис. 63. Дорога V класса – дорога для конной езды, Владимирская обл., парк, п. Красная горбатка | ||||
| |||||
Рис. 62. Дорога IV класса – велосипедная дорожка, г. Нюрнберг | |||||
| |||||
| |||||
Рис. 64. Мощение «брекчия» | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 65. Клинкерный кирпич, г.Нюрнберг, Германия | Рис. 66. Мощение из природного камня | ||||
| |||||
Рис. 67. Деревянное поперечное мощение | Рис. 68. Деревянное продольное мощение | ||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 69. Мощение деревянными спилами | Рис. 71. Композиция – сад Марченко | ||||
Рис. 70. Грунтовое покрытие | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 78. Точка обзора, Петергоф | |||||
Рис. 72. Баланс регулярной композиции | Рис. 73. Баланс свободной композиции | ||||
| |||||
Рис. 74. Метрический ряд | Рис.75. Ритмический ряд | ||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис.76. Эффект линейной перспективы | |||||
|
| ||||
|
| ||||
Рис.77. Правило золотого сечения
| |||||
| ||||
Рис. 79. Глубина паркового пейзажа, Петергоф
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 80. Глубина паркового пейзажа, ГБС, г. Москва
| ||||
| ||||
Рис. 81. Вид на ротонду, г. Анапа | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 82. Пейзаж, Лефортово, г. Москва | ||||
| ||||
Рис. 83. Панорама, Новый свет
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 84. Планы паркового пейзажа, ГБС, г. Москва
| ||||
| ||||
Рис. 85. Луговое пространство | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 86. Луговое пространство | ||||
| ||||
Рис. 87. Парковый партер, Петергоф | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 88. Парковый массив, Кусково, г. Москва | ||||
| ||||
Рис. 89. Ландшафтная композиция, Петергоф | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 90. Цветовая палитра, р. Нерль | ||||
| ||||
Рис. 91. Характеристика цветового тона | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 92. «Проваливающийся» центр цветника, ВВЦ, г. Москва | ||||
| ||||
Рис. 93. Контрастный цветник, Г.К. «Даниловский», г. Москва | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 94. Нюансный цветник, г. Дрезден
| ||||
| ||||
Рис. 96. Отрицательные формы рельефа, Вьетнам | Рис.97. Террасирование склона, Вьетнам | |||
| ||||
| ||||
Рис. 95. Положительные формы рельефа, Вьетнам | ||||
| ||||
Рис. 98. Смотровая площадка, г. Рим, Италия
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 99. Ступопандус, г. Рим, Италия
| ||||
| ||||
Рис. 100. Пандус, Кусково, г. Москва | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 101. Водоём, ГБС, японский сад, г. Москва | Рис. 102. Эффект отражения | |||
| ||||
Рис. 104. Струйный фонтан, Петергоф | ||||
| ||||
| ||||
|
| |||
Рис. 103. Фонтан со скульптурным оформлением, г. Римини | Рис.106. Рабатка, г. Дрезден | |||
| ||||
Рис.105. Клумба, ВВЦ г. Москва | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис.107. Бордюр, Китай, Санья | ||||
| ||||
Рис. 108. Арабеска, г.Дрезден, Германия | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Рис. 109. Миксбордер, сад МГУ | ||||
| ||||
Рис. 110. Партер, ВВЦ г. Москва | ||||
Рис. 111. Арка с аристолохией, сад МГУ |
Рис. 112. Садовый павильон, Петергоф |
Глоссарий
Аллеи – создаются вдоль парковых дорог при помощи одно – или многорядной линейной посадки только деревьев или деревьев совместно с кустарниками.
Альпинарий – в классическом понимании каменистый сад, горка или рокарий – искусственно созданное каменистое сооружение, отображающее своеобразную красоту горного ландшафта, с использованием альпийской флоры.
Арабески – это небольшие по площади цветочные насаждения вычурной формы, напоминающие по своему абрису (внешнему виду) венки, растительные или геометрические узоры, гирлянды, арабскую вязь, эмблемы и т.д.
Арка – это дугообразное перекрытие пролета между двумя опорами, выполненное из камня, металла и дерева.
Архитектурная композиция – представляет собой художественно выразительную систему форм, отвечающую функциональным и конструктивно – техническим требованиям.
Боскет – это крупная, геометрически правильная по планировке, форма древесно – кустарниковых насаждений, используемая в регулярных парках.
Бордюр – живая изгородь из низкорослых (менее 1 м) красиво – цветущих или декоративно – лиственных кустарников (спирея японская, барбарис Тунберга и др.) или цветочная полоса, отделяющая газон, миксбордер или клумбу от дорожек в парках, садах и скверах.
Вертикальное расчленение рельефа – это относительные превышения одних точек местности над другими, возникающие в результате чередования положительных и отрицательных форм рельефа.
Геоморфология – наука, которая занимается изучением происхождения рельефа, истории его развития, внутреннего строения и динамики современного состояния.
Геопластика – это пластическая обработка рельефа с помощью искусственного создания его форм.
Горизонтальные расчленения рельефа – это степень расчленения земной поверхности сетью отрицательных форм рельефа (балки, овраги, речные долины).
Группы формируются из деревьев и кустарников, подобранных по законам биологической совместимости видов, и в расчете на круговой обзор.
Демография (от греч. – народоописание) – это наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и определяющих данный процесс.
Живая изгородь – представляет собой рядовую посадку свободно растущих или формованных кустарников или деревьев с плотно сомкнутыми густыми кронами.
Клумба – это форма цветочного оформления, которая имеет различные геометрически законченные контуры с примерно одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях.
Композиционный замысел – может быть явным и скрытым, подразумевает основную главную идею проекта.
Композиция (от лат. compositio – связь, соединение, строение, структура) – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.
Контраст – чётко обозначенная разница между свойствами пространственных форм предметов, растений и т.д.
Ландшафтная композиция предполагает деление территории объекта на части (функциональное зонирование); организацию движения по этой территории (дорожно – тропиночная сеть); размещение на территории сооружений, насаждений, малых архитектурных форм, декоративной скульптуры; пропорционирование всех элементов композиции по отношению друг к другу и к целому и основную их взаимосвязь.
Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы предметов.
Луга – представляют собой крупные парковые пространства с травяным покровом, имеющие однородные почвенно – климатические условия, которые занимают основную часть территории в загородных лесо – и лугопарках.
Малые архитектурные формы – небольшие сооружения, применяемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно – градостроительную или садово – парковую композицию.
Массивы – представляют собой биологически устойчивые сообщества древесной, кустарниковой и травянистой растительности, площадью не менее 0, 5 га и отношением меньшего размера в плане к высоте окружающих деревьев более 4: 1.
Миксбордер или смешанный бордюр – с одной стороны является формой бордюра, а с другой самостоятельным видом цветочного оформления. Представляет собой полосу от 1,5 до 4 м, которую располагают вдоль стен, террас, дорожек, около водоемов на газонах.
Нюанс – постепенный переход от одной формы, пространства, окраски к другой с помощью похожих друг на друга, расположенных вместе предметов или пространств.
Осью композиции – является направление развития ландшафтного построения пространства.
Откосы – это искусственно созданные укреплённые наклонные поверхности, с помощью которых сопрягаются горизонтальные плоскости земли, расположенные на разных уровнях.
Пандус (с фран. – спокойный спуск) – представляет собой наклонную поверхность, предназначенную для перемещения пешеходов и транспорта с одного уровня поверхности на другой.
Партеры – это ровные участки правильной геометрической формы, покрытые газоном или инертными материалами, украшенные цветниками, кустарниковыми или цветочными бордюрами и выделенные из прилегающих территорий парковыми дорожками.
Пергола – легкое декоративное сооружение из стоек и арок или полуарок с ажурным перекрытием, которое служит опорой для вьющихся растений.
Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя
Планировочная структура города – это компоновка частей города, устройство каждой из них и связи между ними.
Подпорная стенка – это элемент вертикальной планировки, который представляет собой инженерное сооружение в виде специальной конструкции, используемое для обработки рельефа и закрепления земляной массы, часто имеющее декоративную обработку.
Поляны – это парковые территории, имеющие травяной покров, частично или полностью ограниченные древесно – кустарниковыми посадками, водоёмами и парковыми сооружениями.
Пропорционирование предполагает проектирование композиции на основе определённого выбора соотношения пространственных форм по размеру, строению, положению в пространстве и цветовому тону.
Рабатка – форма цветочного насаждения, представляющая собой удлиненные участки земли в виде гряд, засаживаемые цветущими или декоративно – лиственными растениями.
Редина – ещё одна разновидность паркового массива, размером 0,3 – 0,4 га, с небольшой вертикальной сомкнутостью крон, не имеющая подлеска.
Рельефом местности называется совокупность неровностей земной поверхности.
Рощи представляют собой некрупные однородные массивы, площадью около 0,5 – 1,5 га.
Рурализация – включение в границы агломерации крупных фрагментов естественного природного ландшафта или сельскохозяйственных угодий.
Ряд чисел Фибоначчи – характеризуется тем, что каждое последующее число, начиная со второго, равно сумме двух предыдущих. Числа в этом ряду находятся между собой в пропорции близкой к золотой.
Светлота (или ощущение яркости) – эта характеристика показывает общее между ощущением хроматического и белого цвета, выражается коэффициентом яркости (r) и определяется в % от яркости магниевой пластины или молочного стекла.
Сила воздействия цвета определяется двумя параметрами: светлотой тона и размером цветового пятна.
Солитерные посадки – создают из высокодекоративных деревьев и кустарников, высаженных одиночно (в одном экземпляре) на наиболее важных композиционных точках.
Спектром называется последовательный ряд монохроматических излучений, воспринимаемых нами в виде спектральных цветов.
Структура – в философском понимании означает «совокупность элементов системы или сеть связей между элементами».
Ступопандус – представляет собой переходную конструкцию между лестницей и пандусом, с широкими наклонными ступенями.
Террасирование – это искусственное изменение профиля склона путем создания горизонтальных уступов в виде широких террас, укреплённых подпорными стенками.
Точка обзора – это место, с которого наилучшим образом воспринимается вид.
Трельяж – легкий решетчатый, чаще свободно расположенный вертикальный каркас, оформленный вьющимися или опирающимися растениями.
Фон – это поверхность или пространство, на котором выделяются некие зрительно доминирующие объекты.
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, существующий в нашем сознании как осознанное зрительное ощущение.
Центр композиции – это главная доминанта в каждом ландшафтном объекте или в пределах цветочной или декоративно – лиственной композиции.
Экодакты – мосты дикой природы.
Экспланада – архитектурно организованное обширное открытое пространство перед зданием или перед главным входом парка, включающее в себя садово – парковые партеры, а также широкие аллеи с фонтанами и скульптурами.
Литература
1. Алексанян С.М. Государство и биоресурсы / С.М. Алексанян. – СПб: ВИР, 2003. – 180 с.
2. Берг Л. С. Ландшафтно – географические зоны СССР / Л.С. Берг. – М.–Л.: Сельхозгиз. Ч. 1. 1931. – 401 с.
3. Боговая И.О., Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. – Агропромиздат. Москва. 1988 223 с.
4. Витрувий Марк Поллион. Об архитектуре. / Пер. Ф. А. Петровского. (Серия «Из истории архитектурной мысли»). переизд.: М., Едиториал УРСС. 2003. 320 с.
5. Вертикальная планировка территорий. Методические указания. М., 2002.- 92 с.
6. Гете И.В. Трактат о цвете / И.В. Гете. //Избранные сочинения по естествознанию. М.: Изд – во Академии наук СССР, 1957. – 555 с.
7. ГОСТ 17.8.1.02 – 88 –межгосударственный стандарт. (Охрана природы. Ландшафты. Классификация). – УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.05.88 N 1329
8. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико – географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М.: Высшая Школа, 1991. – 366 с.
9. Иттен И. Исскуство цвета / И. Иттен. – Издатель Д.Аронов, 2004. – 95с.
10. Кандинский В. О духовном в искусстве / В.Кандинский. – М.:Архимед, 1992.- 108с.
11. Колбовский, Е. Ю. Ландшафтоведение / Е. Ю. Колбовский. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
12. Николаевская З.А. Водоемы в ландшафте города / З.А. Николаевская. – М.: Стройиздат, 1975. – 199 с.: ил.
13. Разумовский, Ю.В. Ландшафтное проектирование / Ю.В. Разумовский, Л.М Фурсова, В.С. Теодоронский.– М.: Форум, 2012.– 144с.
14. Саймондс Д. Ландшафт и архитектура / Д. Саймондс.– Москва, Стройиздат, 1965.– 190 с.
15. Словарь терминов. Ландшафтный дизайн. Под ред. А.П.Вергунова. Москва, МАРХИ, 2001.– 117с.
16. СН245 – 71.– Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. (утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 ноября 1971 г.)
17. СНиП 2.07.01 – 89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989г. № 78), п. 4 Ландшафтно – рекреационная территория
18. Сукачёв В. Н. Биогеоценоз как выражение взаимодействия живой и неживой природы на поверхности Земли: соотношение понятий «биогеоценоз», «экосистема», «географический ландшафт» и «фация» // Основы лесной биогеоценологии / под ред. В. Н. Сукачёва, Н. В. Дылиса. М.: Наука, 1964. С. 5 – 49.
19. Сычёва А.В. Ландшафтная архитектура / А.В. Сычёва.– Москва, Оникс 21 век, 2004. – 110с.
20. Сычёва, А.В. Ландшафтный дизайн городской среды / А.В. Сычёва, Н.П. Титова. – Минск: Издательство Высшая школа, 1984.– 187с.
21. Теодоронский В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Вертикальная планировка / В.С. Теодоронский. – М.:МГУЛ,1995.– 110с.
Теодоронский, В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры / В.С. Теодоронский, Е.Д.Сабо, В.А. Фролова. – Под ред. Теодоронского В.С. М.: Академия, 2008. – 352 с.
Электронные ресурсы
1. Конвенция ЮНЕСКО "Об охране Всемирного культурного и природного наследия" (1972 г.)