Врачебно-профессиональная консультация

Проводится 2 раза - а) в 5 классе для детей с дефектами физического развития, для остальных - в 7 классе, б) в 10-11 классе. Первый раз - для своевременного выявления и лечения заболеваний, ограничивающих трудоспособность, второй раз - для окончательного определения круга профессий.

При проведении используется медицинская документация на школьника, определение физического развития, медосмотр, при необходимости - углубленное медицинское обследование в ЛПУ - составляются рекомендации, учитывающие не только состояние здоровья сейчас, но и возможные изменения в будущем.

С медицинской точки зрения все профессии делятся на 4 группы:

- где отсутствуют тяжелые условия труда;

- связанные с действием вредных факторов;

- связаны с постоянным воздействием комплекса вредных факторов;

- связаны с тяжелыми и вредными условиями труда.

 

Гигиенические требования к ПТУ.

Размещение - вблизи к базовым промышленным предприятиям или на окраине населенного пункта. Размер участка - 20м2 на 1 учащегося.

Зонирование: учебно-производственная зона (теоретический корпус и учебные мастерские), спортивная (увеличена по сравнению со школой), хозяйственная, жилая (общежитие), зеленых насаждений.

При централизованно-блочной системе застройки - соответствующие блоки. Требования к общежитию: площадь - 6м2 на 1 человека, медпункт.

 

ТЕМА № 29. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ,

ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ И                 ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Гигиенические требования к обучению детей и подростков.

Основная проблема обучения - необходимость усвоения огромного количества информации, удваивающееся каждые 10 лет.

Поэтому при разработке гигиенических требований к обучению необходимо решать двуединую задачу:

а) дать ребенку необходимый для профессиональной деятельности объем знаний и навыков;

б) сохранить при этом здоровье детей, не допустить переутомления.

Основные пути решения этой задачи (в любом образовательном учреждении, в т.ч. и в вузе):

1) увеличение сроков обучения - уже невозможно по физиологическим возможностям организма;

2) оптимизация обучения - новые интенсивные формы обучения, рациональное составление и пересмотр учебных программ, оптимизация режима обучения и отдыха.

В сложном процессе обучения детей можно выделить 2 главных этапа: 

1) выработка навыков длительного сидения, письма, чтения, сосредоточения внимания - дошкольный этап (в ДДУ, дома и т.д.);

2) этап накопления знаний, развитие логического и абстрактного мышления - в школе, ПТУ, в вузе. Наиболее сложный этап.

 

Пути адаптации к обучению в школе:

Постепенное изменение динамического стереотипа - режима дня ребенка:

- в 3-5 лет - 2 занятия по 15-20 мин в виде игры;

- в дошкольной группе - 4 дня в неделю по 4 занятия общей продолжительностью 1 час 50 мин в день;

- в 1 классе - до 20 уроков в неделю по 35 мин (не более 4 уроков в день).

Возраст начала обучения в школе.

Определяется не календарным возрастом, а психо-физиологическими особенностями ребенка, его физическим развитием, состоянием здоровья. Важная задача для педиатра. Есть различные психо-физиологические методики определения готовности к обучению в школе (тест Керна-Иерасика).

 

Утомление и переутомление школьников и его профилактика.

При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья.

Признаки утомления школьников:

- снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы);

- ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеянность внимания, двигательное возбуждение);

- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного ритма и координации движений);

- появление чувства усталости.

Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы, их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления:

- резкое и длительное снижение работоспособности;

- нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность);

- стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегето-сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов);

- снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факторам.

 

ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников:

1) Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещенности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных факторов.

2) Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня;

3) Оптимизация и пересмотр учебных программ.

Гигиенические требования к составлению школьного расписания:

а) ограничение количества уроков в неделю:

1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю;

б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели:

шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл.

Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.

 

Гигиенические требования к структуре урока.

Исследования работоспособности школьников, особенно с младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.

Рациональное использование перемен.

Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: