Схемы возрастной периодизации

Биологическая схема, принятая в ГДП:

-период новорожденности (1-10 дней);

-грудной возраст - до 1 года;

-ранее детство - 1-3 года;

-первое детство - 4-7 лет;

-второе детство - мальчики 8-12;девочки - 8-11 лет;

-подростковый возраст -мальчики 13-16;девочки - 12-15 лет;

-юношеский возраст - юноши 17-21;девушки - 16-20 лет.

Социальная возрастная периодизация: преддошкольный возраст - до 3 лет; дошкольный - 3-7 лет; младший школьный - 7-10 лет; средний школьный - 11-14 лет; подростковый - 15-18 лет.

 

   

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных признаков, определяющих рост, формирование организма ребенка, запас его жизненных сил, выносливость и дееспособность.

Физическое развитие - один из важнейших показателей, характеризующих состояние здоровья населения и влияния на него различных факторов наряду с заболеваемостью, демографическими показателями и инвалидизацией. Для оценки состояния здоровья детских контингентов этот показатель используется наиболее часто вместе с заболеваемостью.

Цели исследования физического развития: выявление закономерностей роста и развития; оценка индивидуального и популяционного уровня здоровья; исследование процессов акселерации и деселерации, изучение влияния факторов окружающей, социальной среды, генетических факторов; оценка эффективности лечебно-профилактических мер.

Физическое развитие как критерий индивидуального здоровья.

Медосмотр детей, особенно младшего возраста начинается с оценки физического развития, поскольку его отставание от возрастных стандартов может свидетельствовать о наличии скрытых заболеваний, нарушениях питания, умственной и физической перегрузке, плохих бытовых условиях, наследственных факторов. Это очень важно для врача-педиатра.

Физическое развитие как критерий популяционного здоровья.

Физическое развитие детских контингентов является одним из важных показателей здоровья населения и отражает влияние социально-экономических факторов, генетических факторов, качества окружающей среды и развития здравоохранения. При изучении опасности загрязнения окружающей среды очень часто проводят исследования физического развития детей и подростков в различных регионах. Исследованиями сотрудников нашей кафедры установлена корреляционная зависимость физического развития детей и школьников в различных регионах Крыма с уровнем загрязнения окружающей среды.

Методы исследования физического развития.

Требования к методам исследования: применение простых и доступных методик, проведение исследований в одно и тоже время (лучше - утром после сна), достаточная точность измерений.

1. Соматометрические (антропометрические) - измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки.

2. Соматоскопические - описание формы скелета, позвоночника, грудной клетки, ног, развития мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полового развития по критериям Таннера.

3. Физиометрические - жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, артериальное давление, пульс.

Способы оценки физического развития.

 1. По методу индексов, например, индекс Брока: рост в см - 100 см = идеальный вес в кг (с поправками на возраст ребенка).

2. По сигмальным отклонениям. Имеются стандартные таблицы физического развития детей и подростков по возрасту и полу на основе статистических исследований больших контингентов, где указывается средние показатели роста, массы тела и окружности груди с приведением сигмы - среднеквадратического отклонения. После определения соматометрических показателей у конкретного ребенка из них вычитают значение средних величин из таблицы и разность делят на приведенную сигму. Если частное от деления от +1 до -1 - развитие среднее; +1- +2 - выше среднего; -1-2 - ниже среднего; более +2 или менее -2 - высокое или низкое развитие. Недостаток этого метода - каждый показатель оценивается раздельно, без взаимосвязи, нельзя оценить гармоничность развития. Для устранения этого недостатка предложено развитие метода сигмальных отклонений - построение профиля (графика) физического развития: графически изображают данные полученные по каждому показателю, при этом если все частные сигмы по 3 показателям в пределах 1 сигмы - развитие пропорциональное (гармоничное), до 2 сигм - дисгармоничное, более 2 сигм - резко дисгармоничное.

3. По шкалам регрессии (регрессионным сигмам), показывающим на основе статистических исследований, какие масса тела и окружность груди должны соответствовать данному росту. От полученных показателей массы тела и окружности груди данного ребенка вычитаем средние показатели, соответствующие данному росту (из оценочных таблиц) и разницу делим на частные (регрессионные) сигмы, показывающие, в каких пределах возможны изменения массы и окружности груди по отношению к росту при гармоничном развитии. Варианты оценки: развитие гармоничное в пределах от +1 до -1 сигмы; дисгармоничное - от +2 до -2 сигм и резко дисгармоничное - более +2 или менее -2 сигм.

4. По центильным рядам (центилям). Наиболее распостранен в педиатрии. Для исследования необходимо не менее 100 детей, располагаемых по возрастанию каждого показателя (рост, масса, окружность груди), при этом первый ребенок - 1 центиль, последний - 100 центиль. Развитие считается средним между 16 и 84 центилем (плюс-минус 2 сигмы для 100 наблюдений). Чаще используют диапазон 25-75 центиль. Недостатки: не оценивается взаимосвязь показателей и гармоничность развития, для исследований необходимо большое количество детей.

 

ТЕМА № 28. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ШКОЛАМ  

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ (ДДУ).

Разновидности ДДУ: детский сад (дети 3-7 лет), ясли (до 3 лет), детский комбинат (ясли+детсад), дом ребенка, дошкольный детский дом, специализированные ДДУ для детей с нарушениями развития, дошкольные оздоровительные учреждения для летнего отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: