Основы теории журналистики
Преподаватель: Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций
План лекционных занятий
11 февраля. Знакомство со структурой и литературой по курсу. Распределение заданий к семинарским занятиям.
18 февраля. Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет и место курса в программе профессионального образования. Понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «пресса», «публицистика», «массмедиа» и др.
25 февраля. Возникновение и ранние этапы развития журналистики. Предпосылки возникновения журналистики в мировой и отечественной истории. Историческое время зарождения периодической печати. Первоначальные формы прессы и становление системы печати. Идейная и политическая борьба вокруг ранней журналистики.
3 марта. Идейно-теоретические концепции журналистики. Пресса как объект теоретических поисков и дискуссий. Фундаментальные концепции журналистики и журналистской деятельности. Современное состояние теории журналистики, ее состав и направления развития.
|
|
10 марта. Модели журналистики и журналистской деятельности. Феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая модели. Формирование моделей журналистики в современной России. Национально-культурное своеобразие российских СМИ.
17 марта. Типология СМИ как способ классификации периодических изданий и программ вещания. Факторы развития типологии СМИ. Критерии типологизации: по учредителю, региону, специализации (тематике и аудитории), издательским характеристикам. Качественная и массовая пресса. Особенности различных информационных каналов и их взаимодействие.
24 марта. Система СМИ.Тенденции и перспективы развития системы СМИ. Интернет как фактор трансформации системы СМИ.
31 марта. Социально-правовой статус журналиста. Профессиональный успех и карьера в журналистике.Социальный статус журналиста. Правовое определение статуса журналиста. Социальные гарантии журналистской деятельности. Карьера в журналистике. Объединения журналистов. Профессионально-квалификационные характеристики журналиста.
7 апреля. Социальные роли журналистики. Социально-ролевая концепция прессы как отражение многомерной природы журналистики. Соотношение сфер жизни общества и социальных ролей прессы (производственно-экономической, регулирующей, информационно-коммуникативной, духовно-идеологической). Иерархия ролей, их взаимодействие и соблюдение социально-ролевого баланса в практике журналистики.
|
|
14 апреля. Социальные функции журналистики. Различие теоретических взглядов на функциональную природу журналистики. Необходимость системного основания для выявления функций. Субъектный подход к определению функций прессы. Многообразие социальных потребностей и ожиданий от прессы. Функции журналистики на уровне социальной системы, социальных институтов и организаций, личности читателя (зрителя, слушателя) и журналиста.
План практических занятий
1 занятие. Эффективность журналистской деятельности. Редакционный контроль результативности журналистской деятельности.
Форма работы: презентация подготовленных студентами работ, содержащих оценку эффективности конкретных журналистских выступлений.
В начале занятия проводится письменный опрос по теме семинара.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
1. Понятие эффективности. Эффективность в журналистике.
2. Методы оценки эффективности в журналистике.
3. Контроль эффективности журналистских выступлений.
Литература:
1. Эффективность журналистской практики // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С. 197-214.
Далее студенты представляют итоги самостоятельно выполненных работ (мультимедийные презентации приветствуются).
Цель задания: изучить реальную практику редакционного контроля результативности журналистских выступлений.
Студенты должны найти публикации (каждый по одной - две), в которых журналисты оценивают эффективность (или признают полную неэффективность) своих выступлений. Можно анализировать не только печатные СМИ, но и телевизионный или радиоконтент, сетевые издания.
Анализируемые примеры должны быть опубликованы в СМИ не ранее текущего семестра (январь – май 2020 г.).
Заимствование примеров из Интернета недопустимо!
Алгоритм анализа: выявить, когда и какую проблему подняли журналисты, к кому апеллировали авторы публикации, как проблема была решена (полностью, частично или не решена), с каким намерением и через какое время редакция повторно вернулась к освещаемой проблеме. Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.
2 занятие. Свобода печати и журналистской деятельности. Гласность и ее проявления в журналистике.
Форма работы: модерируемая дискуссия «Свобода слова и СМИ в России: миф или реальность?» (2 пары).
Модерируемая дискуссия предваряется письменным опросом по теме семинара.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
1. Происхождение лозунга свободы печати.
2. Концепции свободы печати.
3. Специфика трактовки свободы печати в советский период.
4. Юридическое признание права на свободу информации и свободу печати.
5. Понятие гласности. Традиции гласности в России. Проявления гласности в журналистике
Литература:
1. Гласность и ее проявления в журналистике // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С.231 -238.
2. Свобода печати и журналистской деятельности // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С. 215-230.
3 занятие. Социально-профессиональный статус журналиста. Карьера выпускника СПбГУ.
Формы работы:
1) обсуждение данных социологических исследований, посвященных профессии журналиста.
2) Доклады по темам, согласованным с преподавателем.
Практические занятия ведут:
Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, доцент
Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент
Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент