План практических занятий

Основы теории журналистики

Преподаватель: Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент

Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

 

11 февраля. Знакомство со структурой и литературой по курсу. Распределение заданий к семинарским занятиям.

18 февраля. Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет и место курса в программе профессионального образования. Понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «пресса», «публицистика», «массмедиа» и др.

25 февраля. Возникновение и ранние этапы развития журналистики. Предпосылки возникновения журналистики в мировой и отечественной истории. Историческое время зарождения периодической печати. Первоначальные формы прессы и становление системы печати. Идейная и политическая борьба вокруг ранней журналистики.

3 марта. Идейно-теоретические концепции журналистики. Пресса как объект теоретических поисков и дискуссий. Фундаментальные концепции журналистики и журналистской деятельности. Современное состояние теории журналистики, ее состав и направления развития.

10 марта. Модели журналистики и журналистской деятельности. Феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая модели. Формирование моделей журналистики в современной России. Национально-культурное своеобразие российских СМИ.

17 марта. Типология СМИ как способ классификации периодических изданий и программ вещания. Факторы развития типологии СМИ. Критерии типологизации: по учредителю, региону, специализации (тематике и аудитории), издательским характеристикам. Качественная и массовая пресса. Особенности различных информационных каналов и их взаимодействие.

24 марта. Система СМИ.Тенденции и перспективы развития системы СМИ. Интернет как фактор трансформации системы СМИ.

31 марта. Социально-правовой статус журналиста. Профессиональный успех и карьера в журналистике.Социальный статус журналиста. Правовое определение статуса журналиста. Социальные гарантии журналистской деятельности. Карьера в журналистике. Объединения журналистов. Профессионально-квалификационные характеристики журналиста.

7 апреля. Социальные роли журналистики. Социально-ролевая концепция прессы как отражение многомерной природы журналистики. Соотношение сфер жизни общества и социальных ролей прессы (производственно-экономической, регулирующей, информационно-коммуникативной, духовно-идеологической). Иерархия ролей, их взаимодействие и соблюдение социально-ролевого баланса в практике журналистики.

14 апреля. Социальные функции журналистики. Различие теоретических взглядов на функциональную природу журналистики. Необходимость системного основания для выявления функций. Субъектный подход к определению функций прессы. Многообразие социальных потребностей и ожиданий от прессы. Функции журналистики на уровне социальной системы, социальных институтов и организаций, личности читателя (зрителя, слушателя) и журналиста.

 

План практических занятий

 

1 занятие. Эффективность журналистской деятельности. Редакционный контроль результативности журналистской деятельности.

Форма работы: презентация подготовленных студентами работ, содержащих оценку эффективности конкретных журналистских выступлений.

 

В начале занятия проводится письменный опрос по теме семинара.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Понятие эффективности. Эффективность в журналистике.

2. Методы оценки эффективности в журналистике.

3. Контроль эффективности журналистских выступлений.

Литература:

1. Эффективность журналистской практики // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С. 197-214.

 

Далее студенты представляют итоги самостоятельно выполненных работ (мультимедийные презентации приветствуются).

Цель задания: изучить реальную практику редакционного контроля результативности журналистских выступлений.

Студенты должны найти публикации (каждый по одной - две), в которых журналисты оценивают эффективность (или признают полную неэффективность) своих выступлений. Можно анализировать не только печатные СМИ, но и телевизионный или радиоконтент, сетевые издания.

Анализируемые примеры должны быть опубликованы в СМИ не ранее текущего семестра (январь – май 2020 г.).

Заимствование примеров из Интернета недопустимо!

Алгоритм анализа: выявить, когда и какую проблему подняли журналисты, к кому апеллировали авторы публикации, как проблема была решена (полностью, частично или не решена), с каким намерением и через какое время редакция повторно вернулась к освещаемой проблеме. Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.

2 занятие. Свобода печати и журналистской деятельности. Гласность и ее проявления в журналистике.

Форма работы: модерируемая дискуссия «Свобода слова и СМИ в России: миф или реальность?» (2 пары).

Модерируемая дискуссия предваряется письменным опросом по теме семинара.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Происхождение лозунга свободы печати.

2. Концепции свободы печати.

3. Специфика трактовки свободы печати в советский период.

4. Юридическое признание права на свободу информации и свободу печати.

5. Понятие гласности. Традиции гласности в России. Проявления гласности в журналистике

Литература:

1. Гласность и ее проявления в журналистике // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С.231 -238.

2. Свобода печати и журналистской деятельности // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011. С. 215-230.

3 занятие. Социально-профессиональный статус журналиста. Карьера выпускника СПбГУ.

Формы работы:

1) обсуждение данных социологических исследований, посвященных профессии журналиста.

2) Доклады по темам, согласованным с преподавателем.

Практические занятия ведут:

Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, доцент

Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент

Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: