1 занятие. Презентация итогов конспектирования работ, посвященных разным аспектам теории журналистики.
В начале семестра студент выбирает 5 произведений из предложенного списка. При работе с крупными монографическими произведениями или сборниками можно ограничиться конспектированием 1-2 разделов.
Литература для конспектирования
А) Работы, из которых нужно выбрать не менее 5 позиций:
- 60 лет университетскому журналистскому образованию в России. 1946-2006. Ленинград-Санкт-Петербург, факультет журналистики СПбГУ. – СПб.: Моби Дик, 2006. 192 с. (история Ленинградской - Петербургской научно-образовательной школы журналистики)
- Наш дом на Моховой. Факультет журналистики сегодня. М., 2017. (история Московской научно-образовательной школы журналистики): https://drive.google.com/file/d/15zIbhtzQD2U94EfOlYsuQUprpdc-11Bv/view
- Декрет о печати // Ленин В. И. О печати. М., 1982 (или другие источники).
- И припомним жизни годы лучшие, над Невой любимый факультет. СПб., 2006. 244 с. (история Ленинградской - Петербургской научно-образовательной школы журналистики).
- Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. Т. 12.
- Ломоносов М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов // История русской журналистики: Хрестоматия / сост. Б. И. Есин. М., 1991.
- Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.
8. Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.
- Победоносцев К. П. Печать // Великая ложь нашего времени. М., 1993.
- Форссколь П. Мысли о гражданской свободе. Перевод оригинала с рукописи с комментариями. М., 2010. http://www.journ.msu.ru/science/books/1416/.
Б) Работы монографического характера и сборники
1. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.
2. Бережной А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс – журналисты. М., 1983.
3. Бережной А.Ф. В первые послевоенные годы: 1946-1954. К истории Ленинградского-Санкт-Петербургского университета. СПб. СПбГУ 2005г. 114 с.
4. Бережной А.Ф. Отделение - факультет журналистики Ленинградского государственного университета в 1946-1985 гг.: История. События. Факты. Проблемы. Люди (в документах, публикациях и воспоминаниях). СПб., 2003.
5. Больц Н. Азбука медиа / Пер. с нем. Л.Ионин, А.Черных. М.: Европа, 2011. 136 с.
6. Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 344 с. URL:// http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/80d/80d08d1137146fa8c584f8915c0e21e9.pdf.
7. Кучерова Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX вв.). Ростов н/Д, 2000.
8. Оганов Г. С. TV по-американски. М.: Искусство, 1985.
9. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001.
10. Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.
11. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.
12. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.
13. Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Алетейя, 2018. – 254 с. – (Петербургская школа журналистики и МК).
14. Ученова В. В. У истоков публицистики. М., 1989.
15. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 456 с.
16. Черных А. Мир современных медиа. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 312 с.
17. Четыре теории прессы [Текст]: Пер. с англ. / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. – М.: Национальный ин-т прессы: Вагриус, 1998. - 223 с.
При невозможности найти указанные в списке источники или по рекомендации преподавателя допускается использование других теоретических произведений, однако это не должны быть учебники и учебные пособия.
Конспект выполняется в отдельной тетради, от руки, не на компьютере (не забудьте указать на обложке фамилию и имя, курс, название дисциплины). По содержанию он должен отражать основные идеи источников, имеющие отношение к изучаемым в курсе проблемам.
Внимание: не следует переписывать подряд изучаемые произведения – конспект представляет собой результат самостоятельного осмысления материала и служит формой подготовки к экзамену. Он нужен, прежде всего, самому студенту. Надо постараться сделать работу аккуратно, чтобы ее было удобно читать и проверять, текст тщательно вычитывается; для комментариев оставляются широкие поля; выходные данные произведения и цитируемые страницы точно обозначаются в тексте. Собственные суждения о прочитанном надо графически отделить от цитируемых фрагментов источника.
Не позднее последней недели занятий в семестре (точная дата определяется совместно с преподавателем, ведущим семинары) конспект необходимо сдать на проверку руководителю семинарской группы или лектору (если работа выполнена до начала семинаров). После получения отметки о проверке конспект можно забрать.
Конспект используется на экзамене при ответе на вопрос «обзор литературы по курсу».
Мультимедийная презентация, которая должна быть выполнена по итогам конспектирования и представленная в часы самостоятельной работы в присутствии преподавателя, содержит следующую информацию:
а) ФИО и номер группы автора выполненного конспекта (титульный лист),
б) перечень конспектируемых трудов с указанием их выходных данных,
в) краткое описание биографии исследователя, чья работа конспектируется,
г) описание исторического контекста, в котором создавался труд,
д) выдержки из цитируемого труда;
е) мнение студента о прочитанном.
Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.
Внутрисеместровый контроль
· Контроль посещаемости занятий,
· отчетность по заданиям, выполнение которых предусмотрено планом практических занятий;
· конспект;
· тестирование по теоретическим разделам курса.
Конспектирование источников и тестирование являются обязательными.
Вопросы к экзамену
1. Агитационно-пропагандистская функция прессы.
2. Аудитория СМИ: понятие и взаимоотношения с редакцией.
3. Буржуазная и социалистическая модели журналистики.
4. Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати.
5. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития.
6. Гуманитарно-демократическая и коммуникационная концепции прессы.
7. Декрет о печати (теоретико-правовая и историческая характеристика).
8. Духовно-идеологическая роль журналистики.
9. Журналистские союзы и организации.
10. Информационно-коммуникативная роль прессы.
11. Информационные службы в системе СМИ.
12. История журналистского образования в России.
13. Петербургская научно-образовательная школа журналистики: история формирования и современное состояние.
14. Качественная и массовая пресса.
15. Классово-политический подход к свободе печати.
16. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики.
17. Нормативно-правовой подход к свободе печати.
18. Обзор литературы по курсу.
19. Организаторская функция прессы и массовая работа редакции.
20. Понятие гласности и ее проявления в журналистике.
21. Понятие и формы проявления эффективности журналистики.
22. Понятия журналистики, СМИ, СМК, публицистики, массмедиа.
23. Производственно-экономическая роль прессы.
24. Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати.
25. Профессиональная квалификация журналиста (составляющие и критерии оценки).
26. Профессиональный успех и карьера в журналистике.
27. Революционно-демократический взгляд на свободу печати.
28. Система СМИ и перспективы ее развития.
29. Система функций журналистики (общая характеристика).
30. Социально-правовой статус журналиста.
31. Социально-регулирующая роль прессы.
32. Типология прессы по региону и специализации.
33. Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам.
34. Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики.
35. Функции журналистики на уровне журналиста.
36. Функции журналистики на уровне личности.
37. Функции журналистики на уровне общества.
38. Функции журналистики на уровне социальных институтов и организаций.
Критерии оценки
Оценка по дисциплине складывается из следующих параметров:
а) результатов текущей работы в семестре (учёт посещаемости и активности работы на практических занятиях);
б) оценки за выполненные в ходе самостоятельной работы конспекты (оцениваются по системе «зачет/незачет», выдающиеся работы могут быть отмечены преподавателем);
в) итогов письменных опросов (проводятся на семинарских занятиях, оцениваются по системе «зачет/незачет») и тестирования по теоретическим разделам курса;
г) письменного ответа на экзамене.
Студент может получить оценку по итогам внутрисеместровой работы:
а) посетив не менее 70% занятий и приняв участие в интерактивном семинарском занятии (в модерируемой дискуссии);
б) успешно справившись с письменными опросами по темам «Эффективность журналистской деятельности» и «Гласность и свобода слова в России» и выступив с докладом (презентацией самостоятельной работы) на практическом занятии по теме «Эффективность журналистской деятельности»
в) выполнив конспект надлежащего качества, сдав его преподавателю не позднее срока, указанного в УММ (за несвоевременную сдачу конспекта оценка за экзамен снижается).
Приоритетное значение при выставлении оценки по итогам внутрисеместровой работы имеет оценка за тест.
Шкала перевода баллов теста в оценки:
0-19 – неудовлетворительно
20-26 - удовлетворительно
27-33 - хорошо
34-40 – отлично
· Каждый правильный ответ на закрытый вопрос – 2 балла.
· Каждый правильный (полный ответ) на открытый вопрос – 3 балла.
· Отсутствие примеров – минус 2 балла.
Тест является обязательным к выполнению.
Студент, получивший за тест оценку «неудовлетворительно» (или не написавший его в обозначенное в расписании время), переписывает его на экзамене.
Время выполнения теста – 30 минут.
Если работы, описанные в УММ, выполнены не все (отсутствуют данные по одному из критериев оценки), или студент не согласен с предварительной оценкой, итоговая оценка выставляется с учетом ответа на экзамене.
Форма проведения экзамена - письменная (по билетам).
Количество вопросов в билете – два.
На подготовку ответа дается 30 минут.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.