Задание для обучающегося, находящегося на дистанционном обучении

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Преподаватель (Ф.И.О.) Григорова Елена Николаевна  
Дата и время занятия:  
Специальность (профессия): 15.02.12. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Группа: 1-1мв, 1-1бв
Дисциплина (МДК) Биология
Тема урока: Практическая работа«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»
Цель урока:  

 

Задание для самостоятельной работы на уроке:

Практическая работа № 5. «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».

В результате выполнения практической работы обучающийся должен уметь:

Составлять схемы передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

 Характер работы (репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер) – репродуктивный.

Форма организации занятия ( фронтальная, групповая, индивидуальная) – индивидуальная.

Время выполнения работы - 2 часа.

Инструктаж по использованию оборудования - не требуется.

Отчет студента оформляется на листе А4.

Методические рекомендации по выполнению практической работы

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Оборудование: варианты с заданиями.

Теоретическая часть

Энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Первый трофический уровень представлен автотрофами или продуцентами, например растениями, так как они производят первичную органику. Живые организмы – гетеротрофы, которые питаются автотрофами (растительноядные) называются консументами первого порядка и находятся на втором трофическом уровне, на третьем уровне располагаются консументы второго порядка – это хищники, они питаются консументами первого порядка. Цепь питания может включать консументов третьего, четвертого… порядка, но следует отметить, что более пяти трофических уровней в природе почти не встречается. Заканчивается цепь, как правило редуцентами, это сапрофиты, разлагающие органику до простых неорганических веществ (грибы, бактерии, личинки некоторых насекомых).

Живые организмы, поедая представителей предыдущего уровня, получают запасенную в его клетках и тканях энергию. Значительную часть этой энергии (до 90%) он расходует на движение, дыхание, нагревание тела и так далее и только 10% накапливает в своем теле виде белков (мышцы), жиров (жировая ткань). Таким образом, на следующий уровень передается только 10% энергии, накопленной предыдущим уровнем. Именно поэтому пищевые цепи не могут быть очень длинными. При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками с какого уровня была получена энергия.

Например: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка.

Ответ: сосна -> гусеница -> синица -> коршун. Консумент второго порядка

синица.

Рассмотрим еще один тип экологических задач.

Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон à нехищные рыбыàхищные рыбыà дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только

10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг (хищные рыбы) Этот вес составляет только

10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова состав им пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес?

Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг необходимо 300 000кг

Планктона.

Ход работы:

I ВАРИАНТ.

1. Впишите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

· Семена растений à............. à гадюка àёж à.............

· Трава à гусеница à.............. à ястреб.

·  бактерии à мелкие рачки àличинка стрекозыà…… àокунь à……..

·  Опавшая листва à дождевой червь à медведка à………….. à филин

·  цветы à бабочки à …………….

2. Из предложенного списка живых организмов составьте трофическую сеть: клевер луговой, олень, подорожник, бабочка, тля, лягушка, уж, крот, лиса, опавшие листья, дождевой червь, еж, кузнечик, божья коровка.

 

3. Укажите какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам.

 

4. На основании правила перехода энергии с одного трофического уровня на другой, постройте пирамиду биомассы, если цепь питания имеет вид: злаки à кузнечики à насекомоядные птицыà орел. Определите, сколько орлов может вырасти при наличии 180 т злаковых растений, если известно, что средний вес орла около 6 кг.

 

5. Вывод: укажите, что отражают правила экологических пирамид?

 

II ВАРИАНТ.

1. Впишите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

· Нектар цветов à муха à………. à синица à …….

· Древесина à ……..à дятел

· Трава à кузнечик à ………. àуж à……….

· Листья березы à ………à кукушка

· Семена à ……….à гадюка à аист

 

  2. Из предложенного списка живых организмов составьте трофическую сеть: душица обыкновенная, малина, муха, синица, галка, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, слизни, одуванчик, землеройка, кузнечик, мышь полёвка.

3. Укажите, какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам.

 

4. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы пятой пищевой цепи (из задания 1) если известно, что биомасса семян составляет 24 тонны. Сколько вырастет аистов, если один аист весит около 4 кг.

 

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

 

Отчет о выполненной работе присылаете мне в виде фотографии, либо документа Word, презентации на электронную почту Оригиналы работ сохраняйте! ОБЯЗАТЕЛЬНО СТРОГО!!!! укажите в темеписьма и на каждой странице рукописного текста ДАТУ УРОКА, № группы и свою ФАМИЛИЮ ИМЯ. Все оригиналы сохраняйте!!!

 

Контактные данные преподавателя для обратной связи: Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать на электронную почту не позднее 1 часа после проведения занятия по расписанию. Выполненную домашнюю работу присылать не позднее даты проведения следующего учебного занятия.
Электронная почта преподавателя: Ekologie2015@yandex.ru
Мобильный телефон преподавателя (для передачи информации через «Ватсап»): т.915 149 99 76

 

 

Приложение 4

к приказу директора

ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»

от 03.04.2020 г. №101

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Преподаватель (Ф.И.О.) Григорова Елена Николаевна  
Дата и время занятия:  
Специальность (профессия): 15.02.12. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Группа: 1-1мв, 1-1бв
Дисциплина (МДК) Биология
Тема урока:  Итоговое занятие
Цель урока:  

 

Задание для самостоятельной работы на уроке:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ЗАЧЕТА ПО БИОЛОГИИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: