Правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

 ‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

 ‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

 - ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики. Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права. Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права. Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности.

Жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело. Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
33
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей,
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
34
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

 - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 - учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

 - социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на содержание ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
35
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:

– от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

– от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются следующие виды детских домов:

– для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

– для детей дошкольного возраста;

– для детей школьного возраста;

– смешанный;

– школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.

К таким формам относятся:

– семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
36
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
– детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.

Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно среди интернатных учреждений различают:

– интернатное учреждение обычного типа;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
37
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
– интернатное учреждение по типу семьи.

– интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

– коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

– коррекционное общеобразовательное учреждение;

– коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:

– не слышащих детей;

– слабослышащих и позднооглохших детей;

– незрячих детей;

– слабовидящих и поздно ослепших детей;

– детей с тяжелыми нарушениями речи;

– детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– детей с задержкой психического развития;

– умственно-отсталых детей.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
38
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

– санаторная школа-интернат;

– санаторно-лесная школа;

– санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

– кадетская школа;

– кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;

– школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;

– воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
39
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям относятся:

– приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;

– приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;

– приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;

– семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

– семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

 - предоставления им за время пребывания в соответствующем государственном и муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

 - обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
40
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие малолетний — несовершеннолетний, достигший 14 лет. В Федеральном законе от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве" понятие несовершеннолетний гражданин трактуется как не полностью дееспособный гражданин.

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:

1) Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Форма свидетельства о смерти утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Форма бланка записи акта о смерти утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния» (далее приказ Минюста РФ от 30 декабря 1998 года № 194).

Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 года № 432 (далее - постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 года № 432).

 Заявление о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния (далее – орган ЗАГС) обязаны подать:

- супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

- медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
41
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
- учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

- орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

- орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

- командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС в порядке, установленном статьями 64-68 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон «Об актах гражданского состояния»).

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что государственная регистрация смерти родителя не была оформлена, но у физических или юридических лиц имеются:

- медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08 утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти»;

- судебное решение об установлении факта смерти;

- судебное решение об объявлении родителей умершими;

Орган опеки и попечительства принимает меры к тому, чтобы физические или юридические лица, имеющие вышеперечисленные документы, обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка или подает заявление от своего имени.

Если государственная регистрация смерти не была произведена, а медицинское свидетельство о смерти утрачено, орган опеки и попечительства или законный представитель ребенка запрашивает дубликат медицинского свидетельства о смерти и после его получения обращается в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
42
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Рекомендации о порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о смерти установлены письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 января 2009 года № 14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти».

При невозможности получения необходимых документов для государственной регистрации смерти, законные представители подают исковое заявление в суд об установлении факта смерти родителей ребенка.

В случае установления органом дознания или следствия личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица, в целях установления факта смерти родителей ребенка законный представитель ребенка принимает меры по внесению соответствующих изменений в запись акта о смерти неизвестного лица и получает свидетельство о смерти лица, являющегося родителем ребенка.

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что смерть родителей зарегистрирована, но свидетельство о смерти утрачено или не представляется возможным истребовать его у родственников, орган опеки и попечительства получает повторное свидетельство о смерти родителя ребенка в порядке, установленном статьей 9 Закона «Об актах гражданского состояния».

Органы управления образованием, опеки и попечительства освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повторных свидетельств о смерти их родителей, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленных в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.

Лицу, обратившемуся в орган ЗАГС лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

В случае, если лицо обращается в орган ЗАГС с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу (статья 9 Закона «Об актах гражданского состояния»).

2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
43
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
 ‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Гражданин может быть признан в порядке статьи 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

В случае, если о гражданине по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, заинтересованные лица (опекун, попечитель, приемный родитель, орган опеки и попечительства или руководитель организации, где воспитывается ребенок) обязаны подать исковое заявление в суд о признании гражданина умершим (статья 45 ГК РФ).

‒ ограничением родителей в родительских правах;

‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном статьей 29 ГК РФ.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном статьей 30 ГК РФ.

Решение суда об ограничении родителя в дееспособности является основанием для внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако орган опеки и попечительства или иное заинтересованное лицо по поручению органа опеки и попечительства обязаны обратиться в суд о лишении такого родителя родительских прав в порядке, установленном статьями 69 - 70 СК РФ.

Заявление в суд подается в течение семи дней со дня внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

В исключительных случаях болезнь родителя, дающая право органу опеки и попечительства признать ребенка оставшимся без попечения родителей, может быть подтверждена:

Справкой медицинской организации о хроническом алкоголизме или наркомании родителей (родителя)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
44
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
В исключительных случаях, когда не представляется возможным в целях защиты интересов ребенка применить статью 77 СК РФ, орган опеки и попечительства может признать ребенка оставшимся без попечения

‒ объявлением родителей умершими;

‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

 ‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Правовой статус, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – является специальным или как его еще называют родовым правовым статусом.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это своего рода отдельная группа граждан, которых объединяет отличительная черта, такая как отсутствие родительской опеки, что выражается в фактическом лишении некоторых прав, закрепленных в законодательстве.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется следующим:

- правовой статус личности несовершеннолетнего ребенка – совокупность прав и свобод, сущность которых определяется Конституцией РФ;

- правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством. Но есть особенность, что для реализации имущественных прав, значительное влияние оказывают иные субъекты, которые прямо или косвенно воздействуют на права ребенка.

В российском законодательстве нет четкого определения о правовом статусе детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому ученые по-своему трактуют и раскрывают данное понятие. Его можно рассматривать по определенным критериям:

- отраслевому;

- возрастному;

- в зависимости от объема дееспособности.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
45
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
В правовом статусе, основными составляющими является, право, обязанности и ответственность.

Что касается прав детей, то наиболее важными правами детей, признанными как в России, так и на международном уровне являются:

- право на образование (ст. 28);

- на медицинское обслуживание (ст. 24);

- на юридическую помощь (ст. 40);

- имущественные права (ст. 27);

- и право на труд (ст. 32) [1].

Для обеспечения гарантированных прав детям, оставшимся без попечения родителей, государство использует все возможные способы и меры, которые будут направлены на реализацию этих прав. Например, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Так дети, имеют право на получение содержания от своих родителей. Это является неотвратимой обязанностью родителей. Но у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют родители и обязанности по их содержанию осуществляет государство, в лице опекунов(попечителей), усыновителей и организаций, осуществляющих надзор, для лиц из данной категории.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Следующий элемент правового статуса – обязанности. Как таковых, нормативно закрепленных обязанностей, у детей, оставшихся, без попечения родителей нет. Но можно предположить, что в обязанности ребенка входит поддержание чистоты места, где он живет, соблюдение элементарных норм приличия, уважение к старшим и другие подобные обязанности, которые в большей степени касаются воспитания ребенка.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и детей-сирот, в возрасте от 14 до и 18 лет, самостоятельно несут ответственность за причиненный вред.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
46
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Вред возмещается из имущества несовершеннолетних, а при невозможности или отсутствия такого имущества, ответственность переходит к законным представителям.

Так в зависимости от возраста, у детей, оставшихся без попечения родителей, имеются лица, которые заменяют родителей, это могут быть опекуны или попечители. До возраста 14 лет, над ребенком осуществляется опека и лица, осуществляющие ее, пользуются всеми права и обязанностями законных представителей. После достижения ребенком возраста 14 лет, опека прекращается и в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, действует только попечительство. Оно в свою очередь представляет собой форму содействия при осуществлении ребенком своих прав и исполнении обязанностей.

Таким образом, дети, которые лишены родительской опеки, по достижению возраста 14 лет, фактически лишаются законных представителей, что является в свою очередь, недопустимым нарушением прав по сравнению с другими детьми.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", закрепляющий понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей", которыми являются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке".

Дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
47
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения. В Постановлении от 27 ноября 2000 г. N 896, которое издано в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" закреплено, что для детей, оставшихся без попечения родителей, созданы следующие типы учреждений: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Данные учреждения являются органом, который обеспечивает реализацию правового статуса детей указанного типа.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, приведенный в пункте 1 статьи 121 СК РФ, не является исчерпывающим. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» также содержит перечень ситуаций, при которых ребенок остается без попечения родителей. В дополнение к СК РФ названы следующие случаи утраты ребенком родительского попечения: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых.

При определении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует учесть все вышеперечисленные случаи утраты ребенком родительского попечения.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

ü дети-сироты;

ü дети, родители которых неизвестны;

ü дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

ü

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
48
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

ü дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

· лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

· отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

· бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

· лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

-воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

-заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

-вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка, находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
49
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой прав в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Во-первых, право на судебную защиту прав и свобод гарантировано законодательно.

Следует, исходить из положений Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"*, в соответствии с которым каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Механизм судебной защиты прав закреплен в ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ*(84) в отдельной главе 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Во ст. ст. 254-258 ГПК РФ. закреплен порядок обращения гражданина в суд с заявлением об оспаривании действий (решений) госорганов и их должностных лиц и рассмотрения этого заявления регламентирован.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К органам государственной власти, действия и решения которых могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ и другими законодательными актами для осуществления своей деятельности.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
50
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

В ст. 246 ГПК РФ указано, что причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, Верховным Судом Российской Федерации - в течение 2-х месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
51
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Некоторые вопросы рассмотрения дел, связанных с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних, нашли обобщение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ* рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту.

В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении,

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
52
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

Прокуроры предъявляли в суд заявления в защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в случаях, когда жилое помещение, закрепленное за ними при помещении в детское учреждение, признавалось непригодным для проживания.

Судебная практика подтверждает полномочия прокурора по защите публичных интересов в сфере охраны прав ребенка, только при отсутствии у несовершеннолетних законных представителей, либо невозможности из их стороны осуществить защиту их прав. В частности, подтверждает подобный вывод Определение Верховного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 58, содержащего официальную позицию относительно функций прокурора. По смыслу сделанных судом выводов, обращение прокурора в суд с заявлением о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, в силу ст.ст. 45 и 131 ГПК РФ возможно лишь в случае, если в заявлении содержится обоснование невозможности предъявления данного иска опекуном.

Подводя итог вышесказанному, можно заметить одну самую главную особенность, такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это то, что данные дети, в большинстве своем лишены родительной заботы и любви. Поэтому осуществление нравственных потребностей ребенка, в области родительского внимания и воспитания в семье не всегда возможно воплотить в жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: