Нормативно-правовое регулирование предоставления гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Правовая основа социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

КР.МДК.01.01 40.02.01

Курсовую работу разработал(а)  _______________         _________________________

                                                           (подпись)                     (фамилия, инициалы)

 

_________________

(дата)

 

Руководитель курсовой работы ______________              _______________________

                                                          (подпись)                          (фамилия, инициалы)

_________________

(дата)

 

Итоговая оценка    _____________ (____________________)

Члены комиссии         

 __________________________ ____________________________________

                  (подпись)                (фамилия и инициалы)

                                      

 ___________________________ ___________________________________

                  (подпись)                (фамилия и инициалы)

                                      

 ___________________________ ___________________________________

                  (подпись)                (фамилия и инициалы)

Керчь 2020

Изм.
Лист
№ докум.  
Подпись
Дата
Лист
2   5  
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Разработ.
Завьялова
Провер.
 
 
   
Н. Контр.
   
Утвер.
   
  Пояснительная записка
Литера
Листов
85  
ПОСО-17-1/9
Содержание

Введение                                                                                                                   

Глава 1 Правовые основы осуществления социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1 Нормативно-правовое регулирование предоставления гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 

1.2 Мероприятия, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.                                                              

Глава 2 Особенности социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. 

2.1 Правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты.

2.2 Правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Глава 3 Проблемы правового регулирования и организации социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и пути их преодоления.

3.1 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение

Литература                                                 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Введение

Каждый год в России появляются дети – социальные сироты, сироты при живых родителях, т.е. дети, оставшихся без попечения родителей. Проблема сиротства с каждым днем становится все более актуальной и болезненной темой для нашего общества.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Ежегодно в России без попечения родителей остаются более 50 тыс. детей. В настоящее время их численность составляет около 330 тыс., в том числе более 160 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях. Свыше 170 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граждан. 90% этих детей являются «социальными сиротами», имеют живых родителей. За одно поколение семья, семейные роли и семейные ценности, приоритеты претерпели глубокие изменения. В обществе изменилось отношение к институту семьи. Большинство россиян продолжают признавать значение брака, но все же около половины населения допускают, что развод является лучшим выходом для пары, не сумевшей решить свои проблемы. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Резкое социальное расслоение общества, безработица, невозможность обеспечить семью, детей необходимыми для полноценного развития средствами, несостоятельность многих мужчин в качестве главы семьи, алкоголизм и суицид, в качестве способов ухода от проблем, падение авторитета отца-главы семьи, резкий дефицит материнской заботы, физического присутствия из-за необходимости содержать всю семью, - привели к воспитательной несостоятельности большинства семей.

Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. «Социальное сиротство» - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты - это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях. «Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно объединены по следующим критериям: 1. по месту пребывания: - интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, приютов и социально-реабилитационных центров, школ интернатов); - улица (беспризорные дети, дети-беглецы); - семья (безнадзорные дети, жертвы семейного насилия); 2. по протяженности во времени: - временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
родительских правах по социальным показаниям); неограниченные временные рамки (дети, родители которых лишены родительских прав, родители ограниченные в родительских правах по медицинским показаниям); 3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений: - родители (дети-подкидыши, отказные дети); - дети (дети-беглецы); - государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой). Изучение причин сиротства, показало, что около 3 % детей в домах ребенка, относятся к разряду «подкидышей». Около 60%, являются так называемыми «отказными», из малообеспеченных семей и семей матерей одиночек - родители аргументируют свой отказ тяжелым материальным положением, молодые матери - отсутствием материнских чувств. Не менее 30% детей поступают в дома ребенка из семей родителей алкоголиков, наркоманов. Общеизвестно, что дети, воспитывающие в домах ребенка с рождения, имеют более низкие показатели психофизического развития, чем дети, поступающие туда в более позднем возрасте из неблагополучных семей.

 Законодательное определение термина "дети, оставшиеся без попечения родителей" содержится в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной статьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел). В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Сегодня российское общество поставлено перед необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им социальную поддержку в деле жизнеустройства. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо не только заложить работу по преодолению причин

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
самого явления – сиротства, но и систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо совершенствовать механизмы передача таких детей в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительство, устройство в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей — приоритетная задача любого государства. Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особо в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей.

    О необходимости особой защиты данной категории детей сегодня говорят на разных уровнях власти. Обязанности по защите прав сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возлагаются на органы опеки и попечительства: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей- на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья- на отделы социального обеспечения.

Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989г, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39) Семейного кодекса РФ (ст. 121-125) Жилищного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).

Государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот положение которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996г № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в президентской программе

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
«Дети России» (Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. №543) в целевой программе «Дети сироты». Эти меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современных экономических условиях, на различные формы устройства детей-сирот, улучшения их медицинского обслуживания, а также на улучшение кадровой и материальной базы социального обеспечения.

Актуальность выбранной темы- сложное эконмическое положение государства.

Цель исследования – раскрыть сущность правовой основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сокращение бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может привести к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Кроме этого, сокращение социальной сферы может негативно сказаться и на обеспечении государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.

Объект исследования – дети-сироты как социальная проблема. Предмет исследования – правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами исследования являются: рассмотреть правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты; рассмотреть правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; изучить нормативно-правовое регулирование предоставления гарантий детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; проанализировать основные меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определить проблемы и предложить пути совершенствования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе написания дипломной работы были использованы различные методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме работы, метод обобщения и сравнительно-правовой метод.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
7
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Глава 1. Правовые основы осуществления социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормативно-правовое регулирование предоставления гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В статье 7 Конституции Российской Федерации говорится, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; также согласно части 1 статьи 38 Конституции. Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Международно-правовые стандарты прав ребенка обязывают государство на национальном уровне обеспечивать соблюдение всех прав ребенка в целях его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, наделены также специальными правами, призванными обеспечить достижение наилучших интересов ребенка.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство - это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социально-правовой защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
8
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов(статья 1551 СК РФ).

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (статья 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», статьи 31, 34 ГК РФ, статьи 3, 4 СК РФ).

Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
9
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.

Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

В соответствии с нормами права, ребенок должен находиться и развиваться в гармоничных для него условиях, в окружении своих родителей и сверстников. Но если, по каким-либо причинам, окружающая его среда, в которой живет ребенок, перестает отвечать его интересам, а даже может нанести вред, тогда государство и оказывает социальную поддержку и защиту таким детям. Права всех детей определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в его собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь. В конвенции о правах ребенка рассматриваются нормативно-правовые основы защиты прав ребенка в современном образовательном учреждении; проблема защиты прав детей и пути ее решения; реализация прав ребенка в РФ; содержание, формы и методы работы с педагогическим коллективом образовательных учреждений по защите прав ребенка. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Указанные положения нашли своё отражение в российском законодательстве. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ставит главными целями государственной политики в интересах детей - недопущение их дискриминации, установление основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, инвалиды, беженцы и др.), имеют право на особую защиту со стороны нашего государства. Такая защита должна обеспечивать

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
10
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В действующем российском законодательстве закреплены дополнительные гарантии, входящие в содержание правового статуса детей, нуждающихся в особом внимании. К ним относятся право на образование, право на медицинское обеспечение, право на имущество и жилое помещение, право на труд, а также право на судебную защиту. Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации устанавливает правовое регулирование социального обслуживания граждан, выделяет уровни нормативных правовых актов, которые применяются для правового регулирования отношений по социальному обслуживанию:

- федеральные нормативные правовые акты;

- нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 статье 76) по предметам совместного ведения субъектов РФ и РФ издаются федеральные законы, которые принимаются по мере необходимости, существенно расширяют и уточняют специфику данной проблемы в каждом отдельном регионе.

Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, или изменять нормы этого Закона и федеральных нормативных правовых актов. Во всех названных случаях действуют нормы федерального законодательства.

Принимать нормативные правовые акты субъектов РФ могут только органы государственной власти субъектов РФ, наделенные такими полномочиями, прежде всего законодательные и исполнительные органы государственной власти. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в форме законов, постановлений, распоряжений, приказов.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
11
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Известно, что участники правоотношений в сфере социального обслуживания руководствуются законодательством субъекта РФ, в котором возникают такие правоотношения (например, с учетом региона, в котором проживает получатель и осуществляет деятельность поставщик социальных услуг). Обратим внимание, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и представлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В этом же законе содержится важная норма, где дополнительные гарантии по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот охраняются и обеспечиваются государством, представляются в соответствии с действующим законодательством.

Этот же закон определяет меры и содержание, общие принципы, государственной поддержки детей, которые остались без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет и детей-сирот. Этот закон регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и предоставлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот производятся за счёт средств бюджетов субъектов РФ за счёт государственных внебюджетных фондов и федерального бюджета, что регулируется Бюджетным Кодексом РФ

За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
12
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте и другие.

В большинстве субъектов РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот. Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей.

Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в соответствии с упомянутым Законом в пределах полномочий федерального центра - Российской Федерации и конкретного органа государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания установлены в ст. 7 данного Закона.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:

- регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения. Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [33], который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и прочее. Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
13
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
получателя социальных услуг, и поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты и социального обслуживания;

- регулирующие смежные вопросы в иных сферах. К этой категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для организации социального обслуживания. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ, устанавливающий основные положения об опеке и попечительстве. Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются, прежде всего, нормами Гражданского Кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом. То есть нормы этого Закона уточняют и дополняют нормы Гражданского кодекса РФ в этой сфере.

Жилищный кодекс РФ- основной нормативный акт, регламентирующий жилищные правоотношения указанной категории граждан.

Как следует из статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом п. 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ устанавливает такие категории лиц, которым по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди. К этой категории относят дети-сироты.

В итоге, помимо предоставления жилья вне очередного детям-сиротам, федеральное законодательство определяет минимальный размер предоставляемого им жилого помещения, то, на кого возлагается обязанность предоставления таких жилых помещений - органы исполнительной власти субъектов. Но при этом расходы на предоставление детям-сиротам жилья частично финансируются за счет средств федерального бюджета.

В целях софинансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями таких категорий детей из федерального бюджета существуют правила предоставления субсидий, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
14
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
договорам найма специализированных жилых помещений» от 31.12.2009 года № 1203. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений, согласно которому предоставляется субсидия на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и детям-сиротам. Оно также предусматривает, что детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных, в детских учреждениях, в детских домах семейного типа, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других учреждениях предоставляется право на субсидию. Такой категорией граждан может быть использована субсидия на приобретение по их выбору готового жилья. Такие жилые помещения должны соответствовать предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям требованиям, которые применяются к условиям выбранного населенного пункта.

Известно, что те граждане, которые претендуют на получение такой субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления в качестве лиц, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот с заявлением положенной формы, представляют одновременно пакет необходимых документов. Органы местного самоуправления на основании пакета документов изучают права гражданина: либо дают разрешение на ее получение или мотивированно отказывают в ее предоставлении.

Обязанности по обеспечению детей-сирот жильем возложены федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов России. Субъекты РФ могут самостоятельно передать отдельные полномочия органам местного самоуправления своими законами, при этом предоставлять на их выполнение определенные финансовые ресурсы. Предоставляются субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей, находящихся под опекой (попечительством), но не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: