Правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия.

Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Таким образом защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важнейшая задача социальной политики государства.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
53
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в реализации их прав и интересов оказывают такие государственные органы как:

ü органы опеки и попечительства;

ü специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

ü органы управления образованием и образовательные учреждения (образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты);

ü комиссия по делам несовершеннолетних;

ü органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции;

ü органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, и иные учреждения органов по делам молодежи);

ü органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

ü подразделения криминальной милиции органов внутренних дел.

Одним из самых значимых органов в государстве являются органы опеки и попечительства, которые дают в установленном порядке согласие на усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также перевод из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, не одно судебное заседание, затрагивающее права и интересы детей, не проходит без участия этих органов. Обязанности и права органа опеки распространяются на сферу взаимоотношений, связанных в первую очередь с опекой и попечительством над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными (ограничено дееспособными) совершеннолетними лицами органы опеки и попечительства - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данные органы осуществляют функции на основе которых, в дальнейшем, происходит реализация защиты прав и интересов безнадзорных детей. Наиболее важными являются:

ü выявление детей, над которыми необходима установка опеки и попечительства, соответственно установление опеки и попечительства.

ü

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
54
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
надзор за исполнением своих обязанностей организациями, в которых находятся безнадзорные дети. а также контроль деятельности опекунов и попечителей;

ü помощь опекунам и попечителям в содержании своих подопечных, а также реализации их прав;

ü представление законных интересов детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;

ü подготовка граждан, выразивших желание усыновить или принять ребенка, оставшегося без попечения родителей;

ü регулярная проверка условий жизни детей, над которыми установлена опека и попечительства.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и воспитании.

Органы опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребенка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приемными родителями, патронатными воспитателями.

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, - на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
55
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Орган опеки и попечительства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Основными задачами органа опеки и попечительства являются:

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

2. Защита имущественных и личных неимущественных прав, и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

3. Защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Социальные органы по контролю за детьми — организации, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие различного рода услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей. Социальными органами и органами местного самоуправления осуществляется комплексная поддержка и защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Таким образом каждый год разрабатываются дополнительные методы защиты прав и интересов ребенка, а также обновляется законодательная база на которой основывается данная защита.

В статье Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) Главе II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 - 25.1) Статье 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации четко указано, что к

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
56
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Основаниями приема являются:

- личное обращение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет;

- заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

- направление органа социальной защиты населения администрации муниципального района (городского округа) Ставропольского края (далее - орган соцзащиты) по месту жительства (нахождения) несовершеннолетнего в случае, если учреждение находится на территории этого района (города), или согласованное с этим органом соцзащиты ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- путевка министерства социальной защиты населения Ставропольского края;

- постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
57
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган соцзащиты по местонахождению учреждения.

При поступлении несовершеннолетнего в учреждение на него оформляется личная карточка, заводится личное дело.

Несовершеннолетние зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспитанников и регистрируются в журнале учета лиц, находящихся в учреждении. На них оформляются личные дела, которые хранятся в учреждении в течение 25 лет. Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В учреждениях создаются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом степени их социальной дезадаптации. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. Обучение несовершеннолетних организуется в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации.

Если несовершеннолетний, находящийся в учреждении, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, специалисты направляют сведения о нем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Выпуск несовершеннолетних из учреждения оформляется приказом директора учреждения на основании:

- постановления главы администрации муниципального района или городского округа об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним, передаче на усыновление, в приемную семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выписки из решения консилиума о завершении срока реабилитации;

- личного заявления родителей (лиц, их заменяющих);

- личного заявления несовершеннолетнего, принятого в учреждение на основании личного заявления;

- заявления руководителя учреждения, из которого самовольно ушел их воспитанник, о возвращении его в учреждение;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
58
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
- документов органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающих улучшение положения в семье (при принятии решения консилиума о возвращении ребенка в родную или замещающую семью).

Отчисленные из учреждения воспитанники обеспечиваются одеждой и обувью по сезону.

Сегодня, как никогда очень важно проводить профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Данная социальная функция возложена на специальные подразделения по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатной юридической помощи.

Должность уполномоченного по правам ребенка является государственной должностью. Своей деятельностью уполномоченный дополняет формы и средства защиты прав и интересов детей. Основные задачи государственного служащего, занимающего эту должность:

•   обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних детей;

•   правовое ознакомление и просвещение населения по вопросам, связанным с правами и интересами детей;

•   восстановление нарушенных прав ребенка.

Для выполнения своих задач, уполномоченный по правам ребенка: ведет прием граждан, рассматривает обращения и жалобы в области нарушения прав и интересов ребенка, в случае установления детей, соответствующих рассматриваемой категории, сообщает об этом в соответствующие органы местного самоуправления, разрабатывает методы и рекомендации по улучшению защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

В Российской Федерации наряду с другими органами защиты детей функционирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав, образуемые органами местного самоуправления, которая в пределах своей компетенции обеспечивают защиту и восстановление прав несовершеннолетних, контроль за условиями их воспитания и содержания, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
59
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Группы социальной поддержки населения действуют на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Контроль за деятельностью групп социальной поддержки населения осуществляет отдел по проблемам семьи, женщин и детей областного Департамента социальной защиты.

Они дают приют детям и подросткам от 4-х до 16 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите.

Это дети и подростки:

· покинутые и заблудившиеся;

· отказавшиеся жить в семье;

· оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, без средств к существованию;

· задержанные за бродяжничество;

· подвергавшиеся любым формам насилия;

· из остронуждающихся семей с критически низким уровнем жизни.

Группы социальной поддержки населения осуществляют следующие виды деятельности:

ü оказание экстренной помощи при угрозе суицидальной ситуации;

ü проведения комплекса мероприятий, направленных на вывод ребенка из кризисной ситуации, и создание условий для вовлечения его в нормальный жизненный процесс; 

ü консультирование детей, родителей, работников детских учреждений в экстренных случаях;

ü осуществление медико-психолого-педагогической коррекции; проведение социально-педагогической реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социо-культурные и оздоровительные программы; реабилитационная помощь (восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи: поиск наиболее приемлемых и комфортных условий для жизнедеятельности ребенка; оздоровление системы межличностных отношений, восстановление его социального статуса коллективе сверстников по месту учебы, работы;

ü

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
60
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
определение и снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей;

ü юридическая помощь и правовая защита несовершеннолетних.

Основная цель групп социальной поддержки - социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, нуждающихся в помощи государства.

Органы управления образованием в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации, в области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, а также создают психолого-медико-педагогические комиссии. Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
61
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения; принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
62
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода; организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов.

Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений; информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение; направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; готовит представления в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам: перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления; прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
63
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
воздействия; продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их обучения.

Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, а также медицинское обследование и выхаживание несовершеннолетних, и другие функции.

Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также выявляют и занимаются розыском несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, существуют различные государственные органы, содействующие реализации защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в свою очередь создают все условия, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чувствовали себя защищенными от различных неблагоприятных обстоятельств, сложившихся в их жизни, а также имели гарантии получения бесплатного образования и бесплатной медицинской помощи со стороны государства.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
64
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Глава 3 Проблемы правового регулирования и организации социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и пути их преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: