Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 65 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Существует широкий круг проблем, порождающих сиротство. Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления.
Очевидно, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
«Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, юридические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.
Многие эксперты отмечают, что система российских пособий при беременности и родах, для детей из бедных семей и тому подобное, не может рассматриваться, как экономический стимул рожать или принимать детей в семью. Ни одно из этих пособий не обеспечивает даже 25% среднего дохода домохозяйств, что является европейской нормой. Большинство экспертов согласны с тем, что необходимо увеличить размеры детского пособия и пособия для инвалидов детства, увеличить размер пособия одиноким матерям, по утере кормильца, придумать систему льгот для молодой семьи.
К экономическим проблемам борьбы с сиротством относится недостаточность средств, выделяемых государством: денег на зарплаты специалистам, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.
2. Юридические проблемы.
Долгое время в России существовали серьезные юридические проблемы в деле усыновления и других форм семейного устройства сирот. Сама процедура усыновления была сложной, длительной и запутанной. Сейчас такого рода проблемы в основном преодолены, однако принятым в сентябре 2008 года ФЗ № 48 оказались недовольны и усыновители, и патронатные организации.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 66 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Большинство семей теперь предпочитают оформлять опекунство. Попечителям, помимо единовременной выплаты в размере 9592 рублей 3 копеек, в зависимости от возраста ребенка полагается ежемесячно от 5410 до 6160 рублей, не считая существующих в отдельных регионах вознаграждений из местной казны и прочих доплат.
Многие эксперты считают, что необходима коррекция действующего закона и другие изменения законодательства, например, в сторону дифференциации размеров и направлений государственной помощи для категорий «сироты» и «социальные сироты».
3. Социальные и культурные проблемы.
За десятилетие гражданской войны и первых лет строительства был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. Практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение к старшим.
Последовавший затем советский социализм предлагал технократическую модель семьи, где различные общественные приспособления: ясли, детские сады, школы с продленным днем и интернаты должны были «освободить» родителей от хлопот, связанных с воспитанием детей, а заодно - и от тесных эмоциональных связей с ними.
С 2007 года государство объявило семейное устройство детей-сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Однако, чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.
Педагогических проблем в области борьбы с сиротством много и они имеют разный характер.
Во-первых, в целом сирот значительно хуже обучают, чем других детей. Многие из них и сами не горят желание учиться, но, фактически, не
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 67 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Во-вторых, крайне низок уровень знаний в обществе о самом сиротстве - о его масштабах, причинах, способах борьбы с ним. В обществе имеют хождение самые фантастические мифы о феномене сиротства и самих сиротах.
В-третьих, низок и профессиональный уровень специалистов, работающих с сиротами - педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников и работников различных центров сопровождения семей и сирот. Это отмечают многие эксперты и признают необходимость колоссальной образовательной работы.
Недостаточно высок уровень представлений о сиротстве специалистов-медиков. В частности, если речь идет о ребенке, родившемся с серьезными проблемами здоровья, многие врачи, выступая в качестве «институализированного советчика» часто наставляют родителей на путь отказа от ребенка. По-прежнему, широко распространено мнение «Вы еще родите другого, нормального, а этого оставьте». И другие специалисты все еще искренне считают, что ребенку, например, с ДЦП, в интернате лучше, чем в семье - «там качественный уход» - говорят они. То есть работа должна вестись не только с общественностью, но и, в первую очередь, со специалистами, оказывающими непосредственное влияние на принятие родителями решения.
5. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном сознании.
В российском обществе наблюдается низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение - по-прежнему две самых известных формы устройства сирот. Искаженно и представление о законодательстве относительно сиротства. Можно отметить низкую личную вовлеченность населения. Больше 75 % опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь, то есть помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.
Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей. Эти 75% опрошенных даже никогда и не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью. Бытует представление о сиротах как об обезличенной массе. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 68 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
6. Организационные проблемы.
Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и многофункциональной, а проще сказать - запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.
Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в системе сопровождения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Из-за множественности функций и многочисленности персонала органов опеки, они фактические не в состоянии осуществлять индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствуют федеральная и региональные структуры органов опеки и попечительства.
Координирующую роль в системе социальной защиты детей призваны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Их функции часто совпадают с обязанностями органов опеки, что приводит к дублированию в работе, снижению ответственности за достижение позитивных результатов их деятельности.
7. Стратегические проблемы борьбы с сиротством.
Под стратегическими проблемами понимаются проблемы, связанные с главными направлениями борьбы с сиротством и ее основными целями.
Одна из таких проблем, связанная именно с пониманием целей и природы борьбы с сиротством - отсутствие профилактики сиротства. Под профилактикой сиротства очень многие специалисты, занимающиеся судьбами и устройством сирот, понимаю, фактически, работу с уже состоявшимися сиротами, а не работу, предупрежденную их появление.
По мнению многих экспертов, в эпицентре стоит разрушение семейных ценностей, общее снижение морали и нравственности в обществе, отсутствие воспитательной работы с детьми. Очень важно защитить, прежде всего,
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 69 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Фундаментальной профилактикой социального сиротства является создание условий для обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании. Из школы практически уходит воспитательный процесс.
Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Самыми острыми среди них являются:
- недостаточность финансовых и организационных ресурсов;
- непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;
- отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;
- низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;
- негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;
- слабая профилактика сиротства.
Сформулируем основные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления системой социальной защиты детей сирот СПб:
1) Совершенствование законодательства;
2) Увеличение финансирования;
3) Эффективное использование выделяемого финансирования;
4) Профилактика сиротства;
5) Установление патронажа;
6) Тщательная проверка граждан, претендующих на роль опекунов:
8) Введение системы преференций;
9) Популяризация опеки;
10) Введение временной опеки;
11) Стандартизация и методическое обеспечение;
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 70 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
13) Привлечение специализированных организаций.
14)Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ в рамках интегрированного разно уровневого обучения.
15)Создание телепередачи по проблемам сиротства, пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
16)Разработка систем мониторинга и внедрения технологий своевременного (раннего) выявления детей, нуждающихся в помощи государства.
17) Контроль.
Рассмотрим детально предложенные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления системой социальной защиты детей сирот СПб.
Совершенствование законодательства должно осуществляться в направлении принятия нормативно-правовых актов, восполняющих существующие пробелы, а также гармонизация и согласование нормативно-правовых баз всех уровней власти (федерального, регионального и местного). Законодательное закрепление механизмов взаимодействий различных органов власти в процессе управления системой опеки и попечительства субъекта РФ над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Например, следует ввести дополнение в Федеральный закон от 21 июня 1197 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества в РФ» и Семейный Кодекс. Жилье, предоставляемое детям-сиротам после 18 лет, не должно ими приватизироваться в течение 5 лет. За это время они смогут адаптироваться в самостоятельной жизни, и никто не отберет это жилье, выделенное обществом.
2)Увеличение финансирования должно осуществляться за счет:
а) централизации финансирования, т.е. привлечения федеральных, региональных средств и местных средств.
б) привлечения частных средств (спонсорство и меценатство) -- децентрализация финансирования.
в) создания специальных фондов, как на муниципальном, так и региональном уровне (например, региональные фонды со финансирования социальных расходов).
3)Эффективное использование выделяемого финансирования;
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 71 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Установление над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей патронажа до достижения ими возраста 23 лет.
Тщательная проверка граждан, претендующих на роль опекунов;
Психологическая помощь предусматривает создание штата психологов (особенно детских), которые должны:
- проводить предварительный профессиональный отбор и подготовку граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью (на схеме - Профессиональный отбор);
- подбирать семью для ребенка по принципу психологической совместимости (на схеме - Психологическая совместимость);
- психологически готовить ребенка к устройству в семью (на схеме - Психологическая подготовка);
- длительно и подробно изучать семью, желающую взять ребенка на воспитание (на схеме - Выбор семьи);
- сопровождать семью после принятия ребенка.
Ведение системы преференций. Определение и установление ряда льгот для опекунов и попечителей и разработать механизмы их реализации, а также упорядочение предоставления льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Популяризация опеки. Разработка перечня мероприятий (с привлечением политических партий, СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью, и оказание добровольной помощи детям и семьям с детьми в кризисной ситуации.
Введение временной опеки. Законодательно закрепить такие формы устройства как патронат и предварительную опеку (попечительства) - правоотношения, возникающие на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. В перспективе: введение договорной опеки.
Стандартизация и методическое обеспечение. Принятие на уровне Правительства России комплекса документов в сфере опеки и попечительства, аналогичного существующим обязательным стандартам,
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 72 |
| ДР.40.02.01.08.ПЗ |
Обеспечение современными техническими средствами, оборудованием.
Обеспечение возможности привлечения специализированных организаций для выполнения различных работ по опеке и попечительству в рамках и на основе механизма муниципального социального заказа.
Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ в рамках интегрированного разно уровневого обучения
Создание телепередачи по проблемам сиротства, пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Разработка систем мониторинга и внедрения технологий своевременного (раннего) выявления детей, нуждающихся в помощи государства.
Контроль. Введение контроля над самими органами опеки и попечительства, контроль за исполнением должностными лицами органов власти своих обязанностей, предусмотренных законом, а также усиления контроля за опекунами, как на стадии их выбора, так и на стадии их дальнейшей деятельности.
Выработаны способы повышения эффективности социальной защиты детей:
· развитие новых форм семейного устройства детей-сирот (содействие созданию приемных семей, семейных воспитательных групп);
· воспитание детей-родственников в одной социальной семье;
· внедрение разновозрастного принципа комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;
· открытость учреждений интернатского типа, обеспечение образовательной, познавательной, физической активности детей вне стен детского дома, вместе с семейными детьми;
· установление отношений с кровными родителями и родственниками;
· - минимизация социально-психологических последствий условий институционализации (воспитания в учреждении) - обеспечить количество проживающих вместе детей не более 12 человек.
Таким образом, полученные рекомендации позволяют максимально грамотно осуществить социальную защиту детей-сирот, разработать пути
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 73 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 74 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Подводя итоги в изучении и рассмотрение исследуемой темы, можно сделать вывод о том, что что социальная защита- является одним из основных направлений деятельности государства. Она представляет собой, совокупность необходимых мер социальной поддержки, которые направлены на поддержание слабо защищенных категорий населения. В конкретном случае, была рассмотрена такая категория граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно объединены по следующим критериям: 1. по месту пребывания: - интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, приютов и социально-реабилитационных центров, школ интернатов); - улица (беспризорные дети, дети-беглецы); - семья (безнадзорные дети, жертвы семейного насилия); 2. по протяженности во времени: - временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах по социальным показаниям); неограниченные временные рамки (дети, родители которых лишены родительских прав, родители, ограниченные в родительских правах по медицинским показаниям); 3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений: - родители (дети-подкидыши, отказные дети); - дети (дети-беглецы); - государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой). Изучение причин сиротства, показало, что около 3 % детей в домах ребенка, относятся к разряду «подкидышей».
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей — приоритетная задача любого государства. Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особо в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ставит главными целями государственной политики в интересах детей - недопущение их дискриминации, установление основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, инвалиды, беженцы и др.), имеют право на особую защиту со стороны нашего государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 75 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Обязанности по защите прав сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возлагаются на органы опеки и попечительства: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей- на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья- на отделы социального обеспечения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989г, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39) Семейного кодекса РФ (ст. 121-125) Жилищного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).
Международно-правовые стандарты прав ребенка обязывают государство на национальном уровне обеспечивать соблюдение всех прав ребенка в целях его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, наделены также специальными правами, призванными обеспечить достижение наилучших интересов ребенка.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и представлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В этом же законе содержится важная норма, где дополнительные гарантии по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот охраняются и обеспечиваются государством, представляются в соответствии с действующим законодательством.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 76 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Жилищный кодекс РФ - основной нормативный акт, регламентирующий жилищные правоотношения указанной категории граждан.
Как следует из статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом п. 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ устанавливает такие категории лиц, которым по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди. К этой категории относят дети-сироты.
В итоге, помимо предоставления жилья вне очередного детям-сиротам, федеральное законодательство определяет минимальный размер предоставляемого им жилого помещения, то, на кого возлагается обязанность предоставления таких жилых помещений – органы исполнительной власти субъектов. Но при этом расходы на предоставление детям-сиротам жилья частично финансируются за счет средств федерального бюджета.
В целях софинансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями таких категорий детей из федерального бюджета существуют правила предоставления субсидий, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 31.12.2009 года № 1203. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений, согласно которому предоставляется субсидия на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и детям-сиротам. Оно также предусматривает, что детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных, в детских учреждениях, в детских домах семейного типа, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 77 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Социальная защита детей представляет собой систему, которая содержит различные социальные меры поддержки детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Такая социальная система защиты, опирается на определенную нормативно-правовую базу, в область действия которой могут попасть различные группы населения (это могут быть члены семьи, учителя и другие лица, которые контактируют с детьми). Структура социально-правовой защиты детства состоит из четырёх этапов: локальный, региональный, федеральный, международный. Эта система представляет собой комплекс социальных институтов, регламентирующий их работы, нормативные документы, права детей, механизмы реализации и защиты этих прав.
Права детей включают в себя две области: личные права (имя, гражданство, личная жизнь, неприкосновенность жилища, отдых и досуг охрана здоровья и т. д.) и право на образование.
Специально для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:
ü единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства (ЕКВ при прекращении попечительства);
ü единовременная денежная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования или при трудоустройстве (ЕДВ выпускникам);
ü ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;
ü
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 78 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
ü ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей — несовершеннолетним детям, не имеющим не имеющим права на какой-либо вид пенсионного обеспечения и алименты.
Дополнительные гарантии права на образование закреплены в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Согласно ФЗ № 159, при медицинском обслуживании детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
В Федеральных законах от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ указано что детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения отдыха и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 79 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют проф. ориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 80 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Правовой статус, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – является специальным правовым статусом. Дети, оставшиеся без попечения родителей – это своего рода отдельная группа граждан, которых объединяет отличительная черта, такая как отсутствие родительской опеки, что выражается в фактическом лишении некоторых прав, закрепленных в законодательстве. Для обеспечения гарантированных прав детям, оставшимся без попечения родителей, государство использует все возможные способы и меры, которые будут направлены на реализацию этих прав. Например, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой прав в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в реализации их прав и интересов оказывают такие государственные органы как:
ü органы опеки и попечительства;
ü специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
ü
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 81 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
ü комиссия по делам несовершеннолетних;
ü органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции;
ü органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, и иные учреждения органов по делам молодежи);
ü органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
ü подразделения криминальной милиции органов внутренних дел.
В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и воспитании
Социальные органы по контролю за детьми — организации, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие различного рода услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей. Социальными органами и органами местного самоуправления осуществляется комплексная поддержка и защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Таким образом, каждый год разрабатываются дополнительные методы защиты прав и интересов ребенка, а также обновляется законодательная база на которой основывается данная защита.
Основная цель групп социальной поддержки - социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, контролируют деятельность специализированных учреждений для
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 82 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
Органы управления образованием в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации, в области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, а также создают психолого-медико-педагогические комиссии.
Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, а также медицинское обследование и выхаживание несовершеннолетних, и другие функции.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также выявляют и занимаются розыском несовершеннолетних правонарушителей.
При исследовании данной темы, был проведен анализ не только федерального законодательства, но и нормативно-правовых актов на региональных уровнях. В соответствии с потребностями регионов, в их нормативно-правовых актам, прослеживаются определенные дополнительные льготы и меры социальной поддержки, которые улучшают их социальное положение.
Помимо этого, хочется затронуть выявленные проблемы и предложить возможные пути их совершенствования.
Главная проблема заключается в том, что вся система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особенности – ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
Устранения данной проблемы, необходимо путем закрепления в нормативно правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд, на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 83 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
1. Алексеева Л. С. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности / Л. С. Алексеева. - М., 1999. - 169 с.
2. Алексеева Л. С. Проблемы социального сиротства и пути их решения / Л. С. Алексеева. - М., 1999. - 218 с.
3. Бабушкин А. В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сб. нормативных актов, судебной и правовой практики / А. В. Бабушкин. - М., 2002. - 126 с.
4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.
5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.).
6. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.).
7. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
8. 4. Всеобщая декларация прав ребенка. Сборник документов по правам человека, 1994.
9. 5. Конвенция по защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2.
10. 6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (текст): ФЗ от 01.12.2004 № 150 – ФЗ// Справочно–правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 24.04.2004.
11. 7. О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи (текст): Постановление Правительства от 9 декабря 1998 № 3344 – 2// Справочно–правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 24.04.2004.
12. 8. О дополнительных гарантиях по защите детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 – ФЗ// Собрание Законодательства. – 2003. - № 2. – ст. 160.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 84 |
| МДК.40.02.01.08.ПЗ |
14. 10. О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р// СЗ РФ. - № 41. – ст. 3984.
15. 11. А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (постатейный). 2010
16. 12. Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е.М. Рыбинский. – М., 1997.
17. 13.. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми // Результаты исслед. проекта /В.В. Елизаров, Э. Билсон и др.; Ред. совет: М.В. Гордеева и др. Министерство труда и соц. развития, Департамент по делам детей, женщин и семьи. – М., 2003.
18. 14. Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества / Л.Е. Никитина // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 36-41.