Проблемы и пути совершенствования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.

Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
65
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.

Существует широкий круг проблем, порождающих сиротство. Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления.

Очевидно, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.

«Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, юридические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

1. Экономические проблемы.

Многие эксперты отмечают, что система российских пособий при беременности и родах, для детей из бедных семей и тому подобное, не может рассматриваться, как экономический стимул рожать или принимать детей в семью. Ни одно из этих пособий не обеспечивает даже 25% среднего дохода домохозяйств, что является европейской нормой. Большинство экспертов согласны с тем, что необходимо увеличить размеры детского пособия и пособия для инвалидов детства, увеличить размер пособия одиноким матерям, по утере кормильца, придумать систему льгот для молодой семьи.

К экономическим проблемам борьбы с сиротством относится недостаточность средств, выделяемых государством: денег на зарплаты специалистам, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.

2. Юридические проблемы.

Долгое время в России существовали серьезные юридические проблемы в деле усыновления и других форм семейного устройства сирот. Сама процедура усыновления была сложной, длительной и запутанной. Сейчас такого рода проблемы в основном преодолены, однако принятым в сентябре 2008 года ФЗ № 48 оказались недовольны и усыновители, и патронатные организации.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
66
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
С одной стороны, с принятием данного ФЗ № 48 усыновление стало самой материально невыгодной формой семейного устройства для потенциальных родителей. За ребенка в этом случае новым родителям полагается только единовременное пособие - 8860 рублей 54 копейки. По статистике на начало июля 2009 года усыновлены всего 5554 сироты.

Большинство семей теперь предпочитают оформлять опекунство. Попечителям, помимо единовременной выплаты в размере 9592 рублей 3 копеек, в зависимости от возраста ребенка полагается ежемесячно от 5410 до 6160 рублей, не считая существующих в отдельных регионах вознаграждений из местной казны и прочих доплат.

Многие эксперты считают, что необходима коррекция действующего закона и другие изменения законодательства, например, в сторону дифференциации размеров и направлений государственной помощи для категорий «сироты» и «социальные сироты».

3. Социальные и культурные проблемы.

За десятилетие гражданской войны и первых лет строительства был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. Практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение к старшим.

Последовавший затем советский социализм предлагал технократическую модель семьи, где различные общественные приспособления: ясли, детские сады, школы с продленным днем и интернаты должны были «освободить» родителей от хлопот, связанных с воспитанием детей, а заодно - и от тесных эмоциональных связей с ними.

С 2007 года государство объявило семейное устройство детей-сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Однако, чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.

4. Педагогические проблемы.

Педагогических проблем в области борьбы с сиротством много и они имеют разный характер.

Во-первых, в целом сирот значительно хуже обучают, чем других детей. Многие из них и сами не горят желание учиться, но, фактически, не

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
67
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
существует системы обучения, которая учитывала бы их особенности и была бы при этом эффективной. Достаточно сложно они интегрируются и в обычных школах и профессионально-технических заведениях.

Во-вторых, крайне низок уровень знаний в обществе о самом сиротстве - о его масштабах, причинах, способах борьбы с ним. В обществе имеют хождение самые фантастические мифы о феномене сиротства и самих сиротах.

В-третьих, низок и профессиональный уровень специалистов, работающих с сиротами - педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников и работников различных центров сопровождения семей и сирот. Это отмечают многие эксперты и признают необходимость колоссальной образовательной работы.

Недостаточно высок уровень представлений о сиротстве специалистов-медиков. В частности, если речь идет о ребенке, родившемся с серьезными проблемами здоровья, многие врачи, выступая в качестве «институализированного советчика» часто наставляют родителей на путь отказа от ребенка. По-прежнему, широко распространено мнение «Вы еще родите другого, нормального, а этого оставьте». И другие специалисты все еще искренне считают, что ребенку, например, с ДЦП, в интернате лучше, чем в семье - «там качественный уход» - говорят они. То есть работа должна вестись не только с общественностью, но и, в первую очередь, со специалистами, оказывающими непосредственное влияние на принятие родителями решения.

5. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном сознании.

В российском обществе наблюдается низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение - по-прежнему две самых известных формы устройства сирот. Искаженно и представление о законодательстве относительно сиротства. Можно отметить низкую личную вовлеченность населения. Больше 75 % опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь, то есть помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.

Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей. Эти 75% опрошенных даже никогда и не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью. Бытует представление о сиротах как об обезличенной массе. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
68
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
мнении доминирует показатель «тысячи». К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый негативный стереотип о детях-сиротах. 89% высказываний, характеризующих детей-сирот, дают отрицательную характеристику этим детям: «дети с тяжелыми наследственными заболеваниями», «яблоко от яблони недалеко падает», «детей плохая генетика», «это дети наркоманов и алкоголиков с их генами», «запущенность», «дети все с отклонениями».

6. Организационные проблемы.

Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и многофункциональной, а проще сказать - запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.

Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в системе сопровождения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Из-за множественности функций и многочисленности персонала органов опеки, они фактические не в состоянии осуществлять индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствуют федеральная и региональные структуры органов опеки и попечительства.

Координирующую роль в системе социальной защиты детей призваны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Их функции часто совпадают с обязанностями органов опеки, что приводит к дублированию в работе, снижению ответственности за достижение позитивных результатов их деятельности.

7. Стратегические проблемы борьбы с сиротством.

Под стратегическими проблемами понимаются проблемы, связанные с главными направлениями борьбы с сиротством и ее основными целями.

Одна из таких проблем, связанная именно с пониманием целей и природы борьбы с сиротством - отсутствие профилактики сиротства. Под профилактикой сиротства очень многие специалисты, занимающиеся судьбами и устройством сирот, понимаю, фактически, работу с уже состоявшимися сиротами, а не работу, предупрежденную их появление.

По мнению многих экспертов, в эпицентре стоит разрушение семейных ценностей, общее снижение морали и нравственности в обществе, отсутствие воспитательной работы с детьми. Очень важно защитить, прежде всего,

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
69
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
законодательно, несовершеннолетних от влияния индустрии, зарабатывающей на сексе как на товаре или услуге.

Фундаментальной профилактикой социального сиротства является создание условий для обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании. Из школы практически уходит воспитательный процесс.

Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Самыми острыми среди них являются:

- недостаточность финансовых и организационных ресурсов;

- непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;

- отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;

- низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;

- негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;

- слабая профилактика сиротства.

Сформулируем основные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления системой социальной защиты детей сирот СПб:

1) Совершенствование законодательства;

2) Увеличение финансирования;

3) Эффективное использование выделяемого финансирования;

4) Профилактика сиротства;

5) Установление патронажа;

6) Тщательная проверка граждан, претендующих на роль опекунов:

7) Психологическая помощь;

8) Введение системы преференций;

9) Популяризация опеки;

10) Введение временной опеки;

11) Стандартизация и методическое обеспечение;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
70
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
12) Обеспечение современными техническими средствами, оборудованием и т.д.:

13) Привлечение специализированных организаций.

14)Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ в рамках интегрированного разно уровневого обучения.

15)Создание телепередачи по проблемам сиротства, пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

16)Разработка систем мониторинга и внедрения технологий своевременного (раннего) выявления детей, нуждающихся в помощи государства.

17) Контроль.

Рассмотрим детально предложенные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления системой социальной защиты детей сирот СПб.

Совершенствование законодательства должно осуществляться в направлении принятия нормативно-правовых актов, восполняющих существующие пробелы, а также гармонизация и согласование нормативно-правовых баз всех уровней власти (федерального, регионального и местного). Законодательное закрепление механизмов взаимодействий различных органов власти в процессе управления системой опеки и попечительства субъекта РФ над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Например, следует ввести дополнение в Федеральный закон от 21 июня 1197 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества в РФ» и Семейный Кодекс. Жилье, предоставляемое детям-сиротам после 18 лет, не должно ими приватизироваться в течение 5 лет. За это время они смогут адаптироваться в самостоятельной жизни, и никто не отберет это жилье, выделенное обществом.

2)Увеличение финансирования должно осуществляться за счет:

а) централизации финансирования, т.е. привлечения федеральных, региональных средств и местных средств.

б) привлечения частных средств (спонсорство и меценатство) -- децентрализация финансирования.

в) создания специальных фондов, как на муниципальном, так и региональном уровне (например, региональные фонды со финансирования социальных расходов).

3)Эффективное использование выделяемого финансирования;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
71
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
4)Профилактика социального сиротства должно осуществляться через правовое установление формы профилактической работы органов системы опеки и попечительства субъекта РФ с ребенком, нуждающимся в защите и с его родителями, с целью сохранения ребенка в биологической семье.

Установление над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей патронажа до достижения ими возраста 23 лет.

Тщательная проверка граждан, претендующих на роль опекунов;

Психологическая помощь предусматривает создание штата психологов (особенно детских), которые должны:

- проводить предварительный профессиональный отбор и подготовку граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью (на схеме - Профессиональный отбор);

- подбирать семью для ребенка по принципу психологической совместимости (на схеме - Психологическая совместимость);

- психологически готовить ребенка к устройству в семью (на схеме - Психологическая подготовка);

- длительно и подробно изучать семью, желающую взять ребенка на воспитание (на схеме - Выбор семьи);

- сопровождать семью после принятия ребенка.

Ведение системы преференций. Определение и установление ряда льгот для опекунов и попечителей и разработать механизмы их реализации, а также упорядочение предоставления льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Популяризация опеки. Разработка перечня мероприятий (с привлечением политических партий, СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью, и оказание добровольной помощи детям и семьям с детьми в кризисной ситуации.

Введение временной опеки. Законодательно закрепить такие формы устройства как патронат и предварительную опеку (попечительства) - правоотношения, возникающие на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. В перспективе: введение договорной опеки.

Стандартизация и методическое обеспечение. Принятие на уровне Правительства России комплекса документов в сфере опеки и попечительства, аналогичного существующим обязательным стандартам,

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
72
ДР.40.02.01.08.ПЗ  
нормативам, типовым положениям об образовательном учреждении в сфере начального и среднего образования.

Обеспечение современными техническими средствами, оборудованием.

Обеспечение возможности привлечения специализированных организаций для выполнения различных работ по опеке и попечительству в рамках и на основе механизма муниципального социального заказа.

Внедрение индивидуальных коррекционно-развивающих программ в рамках интегрированного разно уровневого обучения

Создание телепередачи по проблемам сиротства, пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Разработка систем мониторинга и внедрения технологий своевременного (раннего) выявления детей, нуждающихся в помощи государства.

Контроль. Введение контроля над самими органами опеки и попечительства, контроль за исполнением должностными лицами органов власти своих обязанностей, предусмотренных законом, а также усиления контроля за опекунами, как на стадии их выбора, так и на стадии их дальнейшей деятельности.

Выработаны способы повышения эффективности социальной защиты детей:

· развитие новых форм семейного устройства детей-сирот (содействие созданию приемных семей, семейных воспитательных групп);

· воспитание детей-родственников в одной социальной семье;

· внедрение разновозрастного принципа комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;

· открытость учреждений интернатского типа, обеспечение образовательной, познавательной, физической активности детей вне стен детского дома, вместе с семейными детьми;

· установление отношений с кровными родителями и родственниками;

· - минимизация социально-психологических последствий условий институционализации (воспитания в учреждении) - обеспечить количество проживающих вместе детей не более 12 человек.

Таким образом, полученные рекомендации позволяют максимально грамотно осуществить социальную защиту детей-сирот, разработать пути

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
73
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
повышения эффективности социальной защиты детей в Домах ребенка, разработать комплекс необходимых программ и проверок по выполнению действующего законодательства по защите законных прав и интересов воспитанников.

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
74
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Подводя итоги в изучении и рассмотрение исследуемой темы, можно сделать вывод о том, что  что социальная защита- является одним из основных направлений деятельности государства. Она представляет собой, совокупность необходимых мер социальной поддержки, которые направлены на поддержание слабо защищенных категорий населения. В конкретном случае, была рассмотрена такая категория граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

 «Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно объединены по следующим критериям: 1. по месту пребывания: - интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, приютов и социально-реабилитационных центров, школ интернатов); - улица (беспризорные дети, дети-беглецы); - семья (безнадзорные дети, жертвы семейного насилия); 2. по протяженности во времени: - временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах по социальным показаниям); неограниченные временные рамки (дети, родители которых лишены родительских прав, родители, ограниченные в родительских правах по медицинским показаниям); 3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений: - родители (дети-подкидыши, отказные дети); - дети (дети-беглецы); - государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой). Изучение причин сиротства, показало, что около 3 % детей в домах ребенка, относятся к разряду «подкидышей».

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей — приоритетная задача любого государства. Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особо в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ставит главными целями государственной политики в интересах детей - недопущение их дискриминации, установление основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, инвалиды, беженцы и др.), имеют право на особую защиту со стороны нашего государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
75
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Обязанности по защите прав сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возлагаются на органы опеки и попечительства: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей- на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья- на отделы социального обеспечения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989г, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39) Семейного кодекса РФ (ст. 121-125) Жилищного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).

Международно-правовые стандарты прав ребенка обязывают государство на национальном уровне обеспечивать соблюдение всех прав ребенка в целях его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, наделены также специальными правами, призванными обеспечить достижение наилучших интересов ребенка.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и представлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В этом же законе содержится важная норма, где дополнительные гарантии по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот охраняются и обеспечиваются государством, представляются в соответствии с действующим законодательством.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
76
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Этот же закон определяет меры и содержание, общие принципы, государственной поддержки детей, которые остались без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет и детей-сирот. Этот закон регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и предоставлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Жилищный кодекс РФ - основной нормативный акт, регламентирующий жилищные правоотношения указанной категории граждан.

Как следует из статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом п. 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ устанавливает такие категории лиц, которым по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди. К этой категории относят дети-сироты.

В итоге, помимо предоставления жилья вне очередного детям-сиротам, федеральное законодательство определяет минимальный размер предоставляемого им жилого помещения, то, на кого возлагается обязанность предоставления таких жилых помещений – органы исполнительной власти субъектов. Но при этом расходы на предоставление детям-сиротам жилья частично финансируются за счет средств федерального бюджета.

В целях софинансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями таких категорий детей из федерального бюджета существуют правила предоставления субсидий, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 31.12.2009 года № 1203. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений, согласно которому предоставляется субсидия на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и детям-сиротам. Оно также предусматривает, что детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных, в детских учреждениях, в детских домах семейного типа, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
77
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
виде лишения свободы, в том числе по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других учреждениях предоставляется право на субсидию. Такой категорией граждан может быть использована субсидия на приобретение по их выбору готового жилья. Такие жилые помещения должны соответствовать предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям требованиям, которые применяются к условиям выбранного населенного пункта.

Социальная защита детей представляет собой систему, которая содержит различные социальные меры поддержки детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Такая социальная система защиты, опирается на определенную нормативно-правовую базу, в область действия которой могут попасть различные группы населения (это могут быть члены семьи, учителя и другие лица, которые контактируют с детьми). Структура социально-правовой защиты детства состоит из четырёх этапов: локальный, региональный, федеральный, международный. Эта система представляет собой комплекс социальных институтов, регламентирующий их работы, нормативные документы, права детей, механизмы реализации и защиты этих прав.

Права детей включают в себя две области: личные права (имя, гражданство, личная жизнь, неприкосновенность жилища, отдых и досуг охрана здоровья и т. д.) и право на образование.

Специально для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:

ü единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства (ЕКВ при прекращении попечительства);

ü единовременная денежная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования или при трудоустройстве (ЕДВ выпускникам);

ü ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;

ü

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
78
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет и лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, оба родителя которых неизвестны или умерли, а также детям умершей одинокой матери и другим категориям детей. Осиротевшие дети, родители которых известны, имеют также право на фиксированную выплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца;

ü ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей — несовершеннолетним детям, не имеющим не имеющим права на какой-либо вид пенсионного обеспечения и алименты.

Дополнительные гарантии права на образование закреплены в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Согласно ФЗ № 159, при медицинском обслуживании детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В Федеральных законах от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ указано что детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения отдыха и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
79
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Согласно статье 98 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют проф. ориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

 - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 - учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
80
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
 - социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Правовой статус, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – является специальным правовым статусом. Дети, оставшиеся без попечения родителей – это своего рода отдельная группа граждан, которых объединяет отличительная черта, такая как отсутствие родительской опеки, что выражается в фактическом лишении некоторых прав, закрепленных в законодательстве. Для обеспечения гарантированных прав детям, оставшимся без попечения родителей, государство использует все возможные способы и меры, которые будут направлены на реализацию этих прав. Например, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой прав в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в реализации их прав и интересов оказывают такие государственные органы как:

ü органы опеки и попечительства;

ü специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

ü

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
81
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
органы управления образованием и образовательные учреждения (образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты);

ü комиссия по делам несовершеннолетних;

ü органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции;

ü органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, и иные учреждения органов по делам молодежи);

ü органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

ü подразделения криминальной милиции органов внутренних дел.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и воспитании

Социальные органы по контролю за детьми — организации, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие различного рода услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей. Социальными органами и органами местного самоуправления осуществляется комплексная поддержка и защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Таким образом, каждый год разрабатываются дополнительные методы защиты прав и интересов ребенка, а также обновляется законодательная база на которой основывается данная защита.

Основная цель групп социальной поддержки - социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, контролируют деятельность специализированных учреждений для

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
82
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
несовершеннолетних, а также принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, нуждающихся в помощи государства.

Органы управления образованием в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации, в области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, а также создают психолого-медико-педагогические комиссии.

Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, а также медицинское обследование и выхаживание несовершеннолетних, и другие функции.

Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также выявляют и занимаются розыском несовершеннолетних правонарушителей.

При исследовании данной темы, был проведен анализ не только федерального законодательства, но и нормативно-правовых актов на региональных уровнях. В соответствии с потребностями регионов, в их нормативно-правовых актам, прослеживаются определенные дополнительные льготы и меры социальной поддержки, которые улучшают их социальное положение.

Помимо этого, хочется затронуть выявленные проблемы и предложить возможные пути их совершенствования.

Главная проблема заключается в том, что вся система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особенности – ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.

Устранения данной проблемы, необходимо путем закрепления в нормативно правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд, на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
83
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
Список литературы:

1. Алексеева Л. С. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности / Л. С. Алексеева. - М., 1999. - 169 с.

2. Алексеева Л. С. Проблемы социального сиротства и пути их решения / Л. С. Алексеева. - М., 1999. - 218 с.

3. Бабушкин А. В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сб. нормативных актов, судебной и правовой практики / А. В. Бабушкин. - М., 2002. - 126 с.

4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.

5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.).

6. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.).

7. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

8. 4. Всеобщая декларация прав ребенка. Сборник документов по правам человека, 1994.

9. 5. Конвенция по защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2.

10. 6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (текст): ФЗ от 01.12.2004 № 150 – ФЗ// Справочно–правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 24.04.2004.

11. 7. О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи (текст): Постановление Правительства от 9 декабря 1998 № 3344 – 2// Справочно–правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 24.04.2004.

12. 8. О дополнительных гарантиях по защите детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 – ФЗ// Собрание Законодательства. – 2003. - № 2. – ст. 160.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
84
МДК.40.02.01.08.ПЗ  
13. 9. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. № 4 // Сборник Законов Амурской области. – 1997. – том 1. – ст. 52.

14. 10. О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р// СЗ РФ. - № 41. – ст. 3984.

15. 11. А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (постатейный). 2010

16. 12. Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е.М. Рыбинский. – М., 1997.

17. 13.. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми // Результаты исслед. проекта /В.В. Елизаров, Э. Билсон и др.; Ред. совет: М.В. Гордеева и др. Министерство труда и соц. развития, Департамент по делам детей, женщин и семьи. – М., 2003.

18. 14. Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества / Л.Е. Никитина // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 36-41.





Подборка статей по вашей теме: