Фактически уже сложившийся земельный строй нашел свое окончательное закрепление и оформление в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. Фундаментальной основой нового земельного строя стало закрепление в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ множественности форм собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных формы собственности. В ст. 36 Конституции отдельно подчеркивается право граждан и юридических лиц иметь в частной собственности земельные участки, а так же гарантируется объем правомочий собственников земельных участков и социально – правовые основания их ограничений. Законодательно закрепив признание и защиту равным образом всех форм собственности, Конституция РФ создала условия для кардинального реформирования земельных отношений.
После принятия Основного закона государства, назрела необходимость приведения земельного законодательства в соответствии с ним. 24 декабря 1993 года Президент РФ издает Указ «О приведении земельного законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации»[21], которым отменяются около трети статей Земельного кодекса РСФСР. С одной стороны такой шаг был необходим, так как Земельный кодекс образца 1991 года содержал ограничения, которые прямо противоречили новой Конституции РФ. С другой стороны, правомерность кодифицированного нормативного правового акта Президентом РФ, не обладающим такими конституционными полномочиями, до сих пор ставиться под сомнение некоторыми юристами.
|
|
Надежды общественности на скорое принятие нового земельного закона не оправдались, что создало пробелы и неопределенности по многим вопросам регулирования земельных отношений. Земельный вопрос, возродившийся с новой силой, стал камнем преткновения в политической борьбе различных направлений. И самые жаркие политические баталии, как и почти сто лет назад, вновь разгорелись по поводу введения частной собственности на землю.