Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Класс 2 четверть.

Ученик(ца)_____________________________________________________________

 

                                                  Ссора птиц          Индийская сказка

 

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить: – Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, – сказали вороны. – Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, – предложили скворцы. – Будем стараться все как один, – может, и освободимся. Думали птицы, думали и придумали. – Давайте, – заговорили голуби, – все разом взмахнём крыльями – может, взлетим? Поднимем сеть? – Верно, – подхватили остальные птицы, – может, поднимем сеть, если дружно возьмём! Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, – диву дался и бросился вдогонку Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ними птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...» И действительно, некоторое время птицы дружно махали крыльями. А потом вороны закаркали: – Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю! Услышали это голуби и рассердились: – Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас! Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они. Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал. (266 слов)

 

1. Где, в каком месте, происходит начало событий, описанных в тексте?

а) В поле; б) в лесу; в) в саду; г) в парке.

 

 2. Что привлекло птиц в сеть птицелова?

____________________________________________

3. Перечисли разных птиц, попавших в сеть птицелова. _________________________________________

 

4. С каким предложением выступили скворцы? Ответ подчеркни в тексте прямой линией.

 

5. Какое предложение голубя приняли птицы? Ответ подчеркни в тексте волнистой линией

 

6. Восстанови сочетания слов, характеризующие действия птиц по вызволению из плена, близкие по значению слову дружно.

 а) Все, будем, один, как, стараться; _________________________________________

б) взмахнём, разом, все, крыльями. _____________________________________________________________________

7. Восстанови с помощью цифр последовательность действий птиц, попавших в сеть. а) Подняли;  б) полетели;     в) взмахнули.

8. Объясни с помощью других слов (слова) значение выражения диву дался.

_______________________________________________________________________

9. На что стал надеяться птицелов, когда увидел, что птицы в сети летят разные? Ответ подчеркни в тексте прерывистой линией.

10. Как автор показывает нарастающее недовольство летящих в сети птиц? Допиши предложения словами из текста.

а) Вороны ___________.

б) Голуби ____________.

в) Скворцы ______________.

11. Допиши близкие по значению слова (1–2) к слову браниться.

Браниться – __________, ___________.

12. Выпиши из текста главную мысль сказки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. С помощью цифр восстанови деформированный план текста.

 а) Торжество птицелова.

б) Как птицы придумали вырваться на волю.

в) Надежда птицелова на ссору птиц.

г) Как птицы попали в сеть птицелова.

д) Как птицы перессорились.

 

14. Придумай своё заглавие текста, которое раскрывает главную мысль

__________________________________________________________________

 

 

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

                                            4 класс 1 четверть.

 

Ученик(ца)___________________________________________________________

УМНАЯ МАМА-ЖАВОРОНОК

   Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день».
На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях.
На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр».
«Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день».
Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.
Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».

(Эзоп)

1. Как ты понимаешь выражения: 1.семья жаворонков свила своё гнездо.

                                                    2. засеянное поле 1.__________________________________________________________

2.___________________________________________________________

 

2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

Зимой;   весной; летом; осенью.

 

3. Каким злаком было засеяно поле? ________________________________

 

 

4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?

________________________________________________________________________

 

5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?

1. Были заняты на собственных полях;
2. были обижены на хозяина поля;

3. посчитали, что урожай ещё не созрел.

 

6. Найди в тексте выражение, которое  помогает понять главную мысль текста? Закрась его жёлтым цветом

 

7. Восстанови деформированный план текста.

Начало уборки урожая – пора перелёта.
Дом посреди засеянного поля.
Маленькие жаворонки предупреждают маму об опасности.
Мама-жаворонок не торопится улетать.

 

8. Дайте характеристику хозяину

________________________________________________________________________

9. Почему маму-жаворонок автор называет умной?

_______________________________________________________________________

10. Придумай своё заглавие текста, которое раскрывает главную мысль

__________________________________________________________________

 

11. Какая пословица раскрывает главную мысль рассказа?

 

Маленькое дело лучше большого безделья.

За всякое дело берись смело.

На Бога уповай, а без дела не бывай.

 

12. Определи жанр этого произведения.

           Сказка          басня               рассказ                 былина

 

 

13. Почему ты выбрал этот жанр?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: