Урок 1. Подготовка к сочинению-описанию помещения (интерьера) на основе картины и текста
I. Работа по теме урока.
― Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами... Что вы видите?
― Для того, чтобы рассказать о том, что вы увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание? (Описание ― это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)
― С какими видами описаний вы уже знакомы? (Описание картины, предмета, человека)
― О каком описании идёт речь, когда мы говорим о внутреннем убранстве комнаты? (Описание интерьера)
― Что такое интерьер? (Интерьер (от фр. "внутренний") ― это внутреннее наполнение помещения, которое отвечает за его красоту и обеспечивает человеку комфортные условия жизни). Интерьер бывает двух видов: общественный (театр, концертный зал) и жилой)
― Прослушайте отрывок из воспоминаний современников и подумайте кому может принадлежать описываемая комната: «В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне ― подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую [он] использовал для укрепления руки. На полу ― большой ковер, почти во всю комнату».
― Догадались, кому принадлежит кабинет? (А.С. Пушкину)
― Как обстановка кабинета характеризует А.С. Пушкина?
― Чего достигает автор воспоминания, подчеркивая соотношение могучей фигуры поэта и его кабинета? (Кабинет несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)
― От чего зависит характер интерьера? (От эпохи, назначения, увлечения хозяина, сословия)
II. Работа с репродукцией.
― Рассмотрите картину М.К. Финогеновой «Светлый день», проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.
― Какое настроение вызывает у вас картина?
― Какие краски использует художник?
― Что изображено на картине?
― Что находится в центре комнаты? Что рядом?
― Есть ли в комнате окна? Сколько их? Какие они?
― Есть ли на окнах занавески? Какого они цвета?
― Какого цвета полы?
― Что можно сказать о хозяйке этой комнаты?
― Попробуйте составить устное описание интерьера по плану:
1. Передний план картины:
а) стол (форма, размер, предметы, расположенные на столе);
б) кресла, диван;
в) пол.
2. Задний план картины:
а) шторы (цвет, материал);
б) окна (количество, вид из окон).
3. Потолок.
4. Краски картины.
― Почему же картина названа «Светлый день»?
III. Анализ текстов-сочинений (выражение отношения к описываемому).
Текст № 1. Моя комната .
Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, заливая ее розовым светом. И от этого света становится очень хорошо, спокойно на душе.
У окна стоит письменный стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь по вечерам, в комнате становится очень уютно. А еще важная вещь – полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня много, и мне нравится их читать.
Я люблю свою комнату, мне в ней очень хорошо!
― Докажите, что это описание.
― Какова основная мысль описания?
― Как автор выражает свое отношение к описываемой комнате?
Текст № 2. Комната бабушки .
Комната моей бабушки маленькая, но как удачно все в ней расположено!
Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости!
А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная кровать крепко прижалась к комоду.
Нельзя не сказать швейной машинке под чистеньким ситцевым чехлом, которая расположилась у двери. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет.
Вот какая бабушкина комната! Хотя многое в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда очень уютно.
― Как автор передал свое отношение к комнате?
― Сложилось ли у вас впечатление о вкусе, увлечении бабушки?
Текст №3. Комната брата.
Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.
― Что хотел подчеркнуть автор в описании?
― Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?
― Какие выводы мы можем сделать, проанализировав 3 текста описания интерьера? (Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение. Тогда всем, кто прочтет описание, станет понятен вкус, привычки, что-то новое о человеке, который описывал комнату).
IV. Составление памятки «Как работать над сочинением-описанием помещения».
1. Общее впечатление о помещении (состояние помещения).
2. Интерьер помещения, описание деталей (перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение; каждый предмет можно не только назвать, но и описать).
3. Отношение к описываемому помещении.
V. Чтение сочинения-образца.
Моя комната.
Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная.
От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул.
В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз.
Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ―диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами.
На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги.
Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.
VI. Самостоятельная работа над составлением текста.
Самостоятельная работа учащихся над сочинением на тему «Комната, в которой я живу» (сначала в черновике, консультация учителя).
_____класс описание природы