Урок 3. Тема: Подготовка к сочинению-описанию интерьера по картине Т. Яблонской «Утро»

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями художественного описания (помещения); подготовить детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро», воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в обычном и привычном окружении.

Оборудование: репродукция картины Т. Н. Яблонской, слайд-презентация, включающая другие картины художницы.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение.

Вопросы для повторения: что вы описывали в своих сочинениях в V классе?

Какие из описаний прошлого года запомнились вам? Чем? Можно ли в художественном стиле описать помещение? В чем особенности этих описаний?

III. Вступительное слово о художнице и ее картине.

Первичное восприятие произведения искусства.

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.

В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем разобраться в этом.

IV. Беседа по картине.

− Что вы видите на картине?

− Какие чувства вы испытываете, смотря на картину?

− Как автор относится к изображаемому?

− Какими средствами живописи автор передаёт своё ощущение?

− На какие детали комнаты вы обращаете особое внимание?

− Что в изображаемом помещении помогает нам увидеть время, в котором была написана картина?

В итоге делаем вывод: глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.

V. Составление рабочих материалов к описанию картины. Составление плана.

Часть работы выполняется коллективно, часть — самостоятельно. Желательно выбрать для коллективной работы составление материалов к описанию комнаты. Один из вариантов таких материалов.

Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное белье. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.

Запись возможной схемы описания: 1) комната (помещение, мебель, украшения); 2) утро; 3) девочка. Учитель подчеркивает возможность иной последовательности описания, например: 1) утро; 2) комната; 3) девочка и т. д.

Анализ аналогичного сочинения с недочетами. Текст этого сочинения заблаговременно записывается на доске.

VI. Самостоятельная работа учащихся. Создание варианта сочинения.

Пользуясь составленной схемой описания и рабочими материалами урока напишите сочинение-описание по картине.

VII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие средства помогают в художественном стиле описать помещение?

__________ класс Описание внешности

Урок 4. Сочинение-описание внешности человека по картине оренбургского художника А.И. Овчинникова

 

Урок начинается со вступительного слова учителя.

Чтение эпиграфа

… что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

- Сегодня мы проводим урок развития речи на тему: «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека».

По написанному эпиграфу на доске вместе с обучающимися определяем тему урока, а также ставим цели, которые нужно достичь к концу урока.

Целеполагание

Поставим цели урока и его задачи.

Далее проводится диалог с классом:

- Ребята, что такое портрет.

- Назовите основные элементы описания внешности.

Далее беседа с классом:

- Что будем описывать, если речь идет о внешности.

Работа над структурой описания внешности

Рассмотрим структуру описания внешности человека:

- Общий облик человека: возраст, фигура, поза.

- Ситуация, в которой находится человек.

- Одежда человека.

- Выражение лица.

Описание внешности используется в тексте как одно из средств характеристики героя (персонажа). Сегодня нам предстоит описать внешность человека по картине оренбургского художника Александра Ивановича Овчинникова.

Но сначала давайте рассмотрим на картины известных художников, как они описывали внешности и выражали отношение к изображенному. Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи (демонстрация видеоэкскурсии).

На что вы обратили внимание во внешности человека?

(Обсуждение просмотренного)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: