Николай Гаврилович Чернышевский

Консерватизм

Консерватизм (от лат. conservo – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного и органичного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.

Из писем К.П. Победоносцева императору Александру III

1881 год

«Народ верит в эту волю Божию, – и по Его велению возносит надежду свою на Вас и на крепкую власть, Богом вручённую Вам… Да ободрит Вас молитва народная, а вера народная да даст Вам силу и разум править крепкою рукою и твёрдой волей. Вам достаётся Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы её повели твёрдою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твёрдо, чего она хочет и чего не хочет и не допустит никак. Все будут ждать в волнении, в чём Ваша воля обозначится. Многие захотят завладеть ею и направлять её…»

«…Я решаюсь опять писать, потому что час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда. Если будут вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступить так называемому общественному мнению, – о, ради Бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте.

Это будет гибель, гибель России и ваша: это ясно для меня, как день… Их можно унять, злое семя можно вырвать только борьбой с ними на живот и на смерть, железом и кровью…

Нет, Ваше Величество: один только и есть верный, прямой путь – встать на ноги и начать, не засыпая ни на минуту, борьбу, самую святую, какая только бывала в России…

Новую политику надобно заявить немедленно и решительно. Надобно покончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании. Всё это ложь пустых и дряблых людей, и её надобно отбросить ради правды народной и блага народного…»

1883 год

«…Во время коронации особенно слышался этот всенародный зов к правительству об исцелении этой ужасной язвы, разъедающей народ, – об освобождении от кабака, перед всесильною властью коего бессилен народ, бесплодны и отдельные усилия лиц, вступающих в борьбу с кабаком и кабатчиками…

Кабак – есть главный у нас источник преступлений и всякого разврата умственного и нравственного, – и действие его невообразимо ужасно в тёмной крестьянской и рабочей среде, где ничего нельзя противопоставить его влиянию, где жизнь пуста и господствуют одни материальные интересы насущного хлеба. Кабак высасывает из народа все здоровые соки и распространяет повсюду голое нищенство и болезнь...

Уничтожение кабака есть решительно первая потребность, есть необходимая мера для спасения России. Борьба внешними мерами против нигилизма не будет иметь успеха, покуда стоит в нынешней силе кабак… кабаки – главный проводник нигилистических теорий в народ…

Это первая потребность. Наряду с нею – другая. Чтобы спасти и поднять народ, необходимо дать ему школу, которая просвещала бы и воспитывала бы его в истинном духе, в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность...»

 

Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма считались чиновно-бюрократический государственный аппарат, Церковь, значительная часть периодической печати. Консервативный традиционализм признавался официальной идеологией России до 1917 г.

Либерализм как общественно-политическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, за демо­кратические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора «всеподданнейших адресов» — ходатайств с предложениями программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.п. Идеологическое обоснование российского либерализма можно найти в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др. Либеральное общественное движение было достаточно аморфно, не имело какой-нибудь устойчивой организационной структуры, между его различными группами существовали серьёзные разногласия.

Либерализм

Либерализм – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII–XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма – в направленных против абсолютизма и феодальной регламентации концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескьё, и др. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). Либерализм отверг многие положения, которые являлись основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монарха. В XIX – начале XX в. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, то есть общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, права и свободы личности, правовое государство (то есть способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются права и свободы человека, а также соблюдается принцип разделения властей), демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и Церкви, верховенством закона частной собственностью и свободой частного предпринимательства.

 

В конце царствования Александра II ключевые посты в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов. Основу программы его деятельности составляла идея сотрудничества с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. 28 января 1881 г. М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, называемый иногда, без достаточных оснований, историками и публицистами конституцией Лорис-Меликова. Суть проекта состояла в учреждении подготовительных комиссий с привлечением к участию в них представителей земских органов. Комиссиям предстояло обсуждать законопроекты, высказывать своё мнение до их внесения в Государственный совет. Конечно, данный проект нельзя назвать конституцией, так как он полностью сохранял принцип неограниченной самодержавной власти и кардинально не затрагивал политическую систему страны.

268

Александр II в принципе одобрил проект, но 1 марта 1881 г. в результате террористического акта он был убит народовольцами. Вступивший на престол Александр III и его консервативное окружение отвергли предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре ушёл в отставку.

Самыми активными в общественном движении были представители радикального направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путём. Идейной основой этого направления была теория особого, некапиталистического развития России через «общинный социализм». У истоков этой теории стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышев­ский. Критикуя капитализм, они предполагали, что ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Эти теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения — народничества.

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – революционный демократ, литературный критик, писатель.

Родился в Саратове в семье священника. Учился в двух семинариях. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета преподавал в Саратовской гимназии. В середине 1850-х гг. сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Современник». После земельной реформы Чернышевский возглавил узкую группу единомышленников, решивших обратиться с воззваниями к различным группам населения. В прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон...» он разоблачал грабительский характер Крестьянской реформы, предостерегал помещичьих крестьян от стихийных разрозненных выступлений и призывал их готовиться к всеобщему восстанию по сигналу революционеров.

Летом 1861 – весной 1862 г. Чернышевский был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». В 1862 г. был арестован, признан виновным в «принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», осуждён на 7 лет каторжных работ с последующей ссылкой в Вилюйск. В одиночном заключении Н.Г. Чернышевский обратился к художественной литературе. В романе «Что делать?» он описал жизнь «новых людей» – «разумных эгоистов». Позднее получил право переселиться в Саратов, где и умер в 1889 г.

 

2. Народническое движение. Пути достижения нового справедливого общества были сформулированы другими идеологами революционного народничества, заложившими основы трёх идейных течений.

1) Бунтарское (анархическое). Идеолог этого направления М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе является бунтарём и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: