Перси Биши Шелли (1792 - 1822)

 Биши Шелли родился в богатой и знатной семье, мечтавшей видеть его крупным политическим деятелем. Мальчик показывал незаурядные способности в словесности и физике и отличался тонким чувством справедливости. Последнее, впрочем, не послужило ему к добру. Уже в Итонском колледже он вступил в постоянные конфликты с окружающими. Усердно читая Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Вольтера, Дидро, он рано начал писать. Книга "Политическая справедливость" пробудила его симпатии к начинавшему формироваться в творчестве этого писателя утопическому социализму. В 1810 году Шелли поступил в Оксфорд, но был исключен за атеизм. Поселившись в Лондоне, Шелли занялся изучением политэкономии, сблизился с Годвиным. Но и здесь его поджидало несчастье: из чувства жалости он женился на шестнадцатилетней дочери трактирщика, постоянно ее избивавшего. Жена Шелли оказалась душевнобольной, что привело к разводу супругов, суд, однако, отказался передать Шелли двух его детей, мотивируя свое решение его атеизмом. В феврале 1812 года Шелли уехал в Дублин, решив принять участие в национально-освободительном движении ирландского народа, угроза ареста, а также самоубийство бывшей жены заставило Шелли покинуть Англию. Он уехал с дочерью Годвина в Швейцарию. Здесь он подружился с Байроном, и здесь же Мэри Годвин (вскоре - Мэри Шелли) написала своего знаменитого "Франкенштейна", Через некоторое время Шелли вернулся в Англию, но опасение, что у Мэри и у него отнимут ребенка, заставило его в 1818 году уехать в Италию. Там они и погибли 8 июля 1822 года, застигнутые на яхте неожиданно разразившейся бурей.

В Италии в 1819 году Шелли пишет лирическую драму "Освобожденный Прометей", навеянную стихотворением Байрона. В этой драме полнее всего сказался пантеизм Шелли. Его Прометей воплощает в себе и человеческое начало, и ту природу, которая соединяет в себе любовь, доброту, потребность в гармонии и созидании. "Прометей" Шелли написан в полемике с Эсхилом. "Говоря правду, я испытал отвращение к такой слабой развязке, как примирение Поборника человечества с его Утеснителем, - заявляет Шелли в предисловии. - Моральный интерес вымысла, столь мощным образом поддерживаемый страданием и непреклонностью Прометея, исчез бы, если б могли себе представить, что он отказался от своего гордого языка и робко преклонился перед торжествующим и коварным противником". Черты Прометея, продолжает Шелли, есть у мильтоновского Сатаны (речь идет о поэме Джона Мильтона "Потерянный рай"), но герой Мильтона честолюбив, завистлив, мстителен. Шелли же мечтает создать образ выразителя революционного духа, который был бы лишен этих недостатков. Поэтому для него Прометей "является типом высшего морального и интеллектуального совершенства, повинующимся самым чистым бескорыстным побуждениям, которые ведут к самым прекрасным, к самым благородным целям". В "Освобожденном Прометее" Шелли Зевса свергает Вечность, иными словами - самый ход исторического развития, ведущий к постепенному просветлению человеческого сознания и души. Когда человек окончательно освободится как личность, говорит своей пьесой поэт, власть Зевса окажется невозможной.

     В том же 1819 году написано и главное драматическое произведение Шелли - трагедия "Ченчи". В этой трагедии Шелли, о чем автор писал в предисловии к ней, постарался отдалиться от той собственно лирической стихии, которая заметно преобладала в "Освобожденном Прометее", и создать произведение, отвечающее задачам драматического жанра. Трагедия писалась для сцены, и Шелли предназначал главную женскую роль для актрисы "Ковент-Гардена" Элизы О'Нил. В роли старика Ченчи он мечтал увидеть Эдмунда Кина. Однако от директора театра, которому он послал пьесу, он получил ответ, звучавший следующим образом: "Ковент-Гарденские подмостки не могут быть опозорены представлением пьесы с таким возмутительным содержанием, и мисс О'Нил сочтет за оскорбление даже самое предложение играть в ней какую бы то ни было роль". Впервые на сцене эта пьеса появилась в 1886 году в клубной постановке "Общества Шелли" и с тех пор ставилась нередко. В 1920 году трагедия Шелли была поставлена К. Марджановым в театре Корша. Создавая "Ченчи", Шелли опирался на старинную итальянскую хронику XVI века, запечатлевшую злодеяния графа Франческо Ченчи, убитого его дочерью Беатриче. Ченчи воплощает в себе сразу и "дикость феодальную", и "ужасную и позорную власть золота". Этот человек, всецело преданный удовлетворению своих низменных инстинктов, совершает ужасные преступления и покупает их прощение у папы. В поисках наслаждений, которые могли бы что-то значить для него, закоренелого и все уже испытавшего сластолюбца и злодея, он насилует собственную дочь. И тут его настигает расплата: Беатриче, которая проповедовала терпение и служила поддержкой своей мачехе, помогая ей выносить все издевательства Ченчи, нанимает убийц и заставляет их зарезать спящего старика.

Трагедия "Ченчи" предвещает "Каина", это не только антифеодальная и антибуржуазная, но и богоборческая пьеса. Отцовская власть Ченчи все время ассоциируется в ней с властью папы и властью бога. Эта линия пьесы достигает своей вершины, где Ченчи, вынужденный увеличить содержание своим страдающим от нужды сыновьям, возносит молитву богу, требуя, чтоб тот погубил их, и узнает о том, что господь откликнулся на его просьбу, - в ту же ночь одного сына убили, другой же погиб под сводами обрушившегося храма, т. е. в самом "доме божьем"! С другой стороны, история Ченчи, домашнего тирана, который свел в могилу первую жену, издевается над второю, заменившей мать его детям, и разоряет собственного сына, очень напоминает то, что Бальзак назвал потом "буржуазными трагедиями без крови и кинжала", с той только разницей, что в пьесе Шелли есть и кровь, и кинжал. Если ни на небе, ни на земле некому заступиться за человека, утверждает Шелли, он сам должен себя отстоять. И Беатриче отстаивает свое достоинство, сначала кровавой местью, потом в борьбе с судом и, наконец, с величайшим мужеством встречая казнь. Беатриче - необыкновенно сильный и цельный характер. Беатриче всегда ведома идеей. И если раньше вера в бога диктовала ей покорность, то утрата этой веры подвигает ее на бунт. Система, против которой восстала Беатриче, осталась незыблемой. Но в этом и состоит романтизм Байрона и Шелли, что их герои, восставая против притеснителей, не соизмеряют свои силы с силами зла. Они чужды расчета даже в этом и готовы идти на верную гибель ради того, чтобы отстоять свою честь, внести вклад в борьбу за свободу.

  С 1818 года Шелли работает над драмой "Карл I", посвященной событиям английской буржуазной революции XVII века. В ней освободительные идеи Шелли должны были быть раскрыты на историческом материале. Но эта драма, в которой Шелли взял себе образцом Шекспира, осталась неоконченной. В 1821 году, откликаясь на начало освободительной войны греков против турок, Шелли пишет лирическую драму "Эллада", подражая "Персам" Эсхила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: