Сценическое искусство

   Два обстоятельства определили характер английского театра 1-й половины XIX века: господство театральной монополии и жестокость цензурных запретов.

   На протяжении первой половины столетия основными ведущими театрами Лондона оставались два привилегированных театра - "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн". Им противостояла большая группа так называемых "малых" театров. Привилегированным театрам предоставлялось право на постановку так называемой "правильной" драмы, т. е. драмы литературной. Малые же театры были обречены на постановку пантомимы, оперы, мелодрамы и фарса, т. е. тех драматических жанров, представление которых обязательно сопровождалось музыкой, что не могло губительным образом не сказаться на развитии их искусства. За отмену театральной монополии боролась прогрессивная интеллигенция Англии в течение нескольких десятилетий. Наконец в 1834 году эта борьба увенчалась успехом. Но и после отмены театральной монополии в силе оставалась цензура. Она свирепствовала, запрещая театрам касаться каких бы то ни было серьезных общественных вопросов. Усиление цензуры усугубляло отрыв театра от литературы, жившей большими идеями современности, обусловливало отставание театра от поэзии и прозы, в которой творили Байрон и Шелли, Диккенс и Теккерей. Этот разрыв между большой литературой и театральным репертуаром не мог не сказаться на уровне театральной культуры, тем более что этот разрыв был преодолен только в конце XIX века.

Трудное положение английского театра, лишенного возможности выражать ведущие идеи своего времени, достигло катастрофической степени, когда в середине века ведущие театры "Ковент Гарден" и "Друри-Лейн" были вынуждены отдавать свои помещения для показа дрессированных зверей, петушиных боев, цирковых представлений и т. д. В конце концов, потерпев полный финансовый крах, "Ковент-Гарден" как драматический театр в 1850 году прекратил свое существование. Не лучше дела обстояли и в "Друри-Лейн", который спасся от смерти только приглашением из провинции Э. Кина. И все же, работая в исключительно трудных условиях, английский театр 1-й половины XIX века создал свои ценности. Он выдвинул плеяду больших актеров, заложил основу английской режиссуры. Даже лишенные полноценного современного репертуара, английские актеры сумели, опираясь на классику, выразить мысли и чувства своих современников, вызвать энтузиазм взволнованных их искусством зрителей. И первым среди этих замечательных художников сцены был великий романтический актер Эдмунд Кин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: