Археологические культуры лесной и лесостепной зон Евразии 2 тыс. до н. э

Билет 1

Археология и ее место среди исторических наук.

Археологические культуры лесной и лесостепной зон Евразии 2 тыс. до н. э.

1. Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение имеет археология для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Археология тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией, историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой - наукой о монетах, сфрагистикой - наукой о печатях, геральдикой - наукой о гербах.

2.

Ямочно-гребенчатой керамики  (комплекс археологических культур; КЯГК) 3200 до н. э. — 1500 до н. э.

В лесной полосе Восточной Европы: на севере — до Финляндии и Белого моря, на юге — до лесостепи (верховья рек Воронеж и Дон)

Европеоиды

Шнуровой керамики (комплекс археологических культур; КШК; другое название — Культура боевых топоров)

3200 до н. э. — 1800 до н. э.

В Средней, Восточной и Северной Европе

Европеоиды

Беломорская[24] (круг КЯГК)

3000 до н. э. — 1000 до н. э.

По побережью Двинского и по восточной части Онежского залива Белого моря

Европеоиды

Ладьевидных топоров (круг КШК)

2500 до н. э. — 1500 до н. э.

В Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии

Карельская[26] (круг КЯГК)

2200 до н. э. — 200 до н. э.

На территории современной Карелии

Висло-неманская (жуцевская)

2300 до н. э.—1500 до н. э.

Северо-восточная Польша, Калининградская область, Литва, Латвия

Колоколовидных кубков

2200 до н. э.—1800 до н. э.

Западная и Центральная Европа

 
Фатьяновская[29] (круг КШК) 2000 до н. э. — 1000 до н. э.

От Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье

«Западные» индоевропейцы

Андроновская 2000 до н. э.—1400 до н. э.

Территория между верховьем Енисея, Сырдарьей и Южным Уралом

Индоиранцы

Унетицкая[30] 1700 до н. э. — 1400 до н. э.

В Центральной Европе (Нижняя Австрия, Моравия, Чехия, Тюрингия, Саксония, южная часть Бранденбурга, юго-западная Польша)

Абашевская[31] 1500 до н. э. — 1000 до н. э.

Воронежская область, Марий ЭЛ, Чувашия и Башкирия

Индоиранцы (?)

Срубная 2000 до н. э.—1500 до н. э.

От реки Урал до Днепра, между Окой и Чёрным морем

Индоиранцы

Курганная

1500 до н. э.—1200 до н. э.

Южная часть Центральной Европы

     
                           

 

· Ямочно-гребенчатой керамики (комплекс археологических культур; КЯГК) -


· Фатьяновско-балановская культ.-ист. общность (широколиственные леса Европейской России Десна-Кама/Вятка) - это есть одна из культур шнуровой керамики

· Среднеднепровская культ. (Сев Украина, Белоруссия)

· Культура ладьевидных топоров (Швеция, Финляндия, Эстония)

· Висло-неманская (Польша), Срубная

· Культура колоковидных кубков (Зап и Центр Европа), Курганна

· Карельская (вокруг Онежского оз), Киукайс (Финляндия

 

Первый рис: каменный век

 

Второй рис: бронзовый век


 

 



Билет 2

1. Возникновение археологии как самостоятельной науки.

2. Срубная культурно-историческая общность

 

 

 1.

  Первый период (XVIII - начало XIX в.) - возникновение и начальный этап развития русской археологии, энциклопедизм в науке. Проводятся первые раскопки скифских и славянских курганов, античных поселений, курганов в Сибири, формируются археологические коллекции. Однако в этот период вряд ли можно говорить об археологии как самостоятельной науке.

Второй период (середина XIX в. - середина 30-х годов XX в.) - демократический период развития русской археологии. Он характеризуется возникновением археологических обществ, местных изданий и музеев, большими по тем временам раскопками, открытиями памятников палеолита, неолита, эпохи бронзы, формированием русской археологии как науки и складыванием ее основных направлений (скифская, славяно-русская, античная), зарождением палеолитоведения и региональной археологии Кавказа, Средней Азии, Сибири. Завершением этого этапа явилось создание эволюционных схем периодизации археологии Восточной Европы (В.В. Городцов) и Сибири (С.А. Теплоухов). Октябрьский переворот не внес особых изменений в развитие археологии: кадры археологов до 30-х годов оставались прежними, а место царской Археологической комиссии заняла Российская академия материальной культуры.

Третий период (середина 30-х - конец 60-х годов) - централизация и идеологизация науки, внедрение в нее принципов марксистской идеологии, большевистских взглядов, сталинизм и, как его выражение, "лысенковщина" в исторической науке.

Четвертый период - современный

В России в XIX в., как и в Западной Европе, содержание этого термина также не вполне соответствовало его современному пониманию. Не только в популярной периодике, но и в профессиональной среде "археология" означала тогда любые сведения о предметах старины и вообще о древности, даже не очень глубокой. Так, в 1809 г. в программе Московского университета появился курс "Археологии и истории изящных искусств", а впоследствии здесь же была создана кафедра "Теории изящных искусств и археологии". В 1869 г. в своём докладе "Судьбы археологии в России" на I археологическом съезде в Москве известный историк М.Н. Погодин, определив археологию как "науку, учение о древностях", утверждал далее: "Археология имеет своим предметом преимущественно памятники вещественные, но во многих отношениях нельзя отделять от них не только памятники письменные, но и устные, бытовые. Да, памятники вещественные, устные, бытовые, письменные имеют тесную связь между собой и разделены быть не могут". Показательна и программа съезда. В раздел "Археология русская" входят "юридические древности", "церковное русское пение", "народное мирское пение и собственно музыка".

Отметим, что и ныне понятие "археология" трактуется неоднозначно. Ряд учёных, в особенности за рубежом, применяет данный термин преимущественно к полевой и камеральной практике - к раскопкам, к описанию и непосредственному анализу вещественных источников. В этом случае отрасль исторической науки, использующая и обобщающая результаты этих работ, именуется доисторией и протоисторией. Под доисторией понимают весь период существования человечества до возникновения письменности и исследование соответствующего периода. Под протоисторией подразумевается прошлое и изучение прошлого тех конкретных территорий, население которых либо совсем не знало письменности (хотя письменность в Других районах уже существовала), либо же письменных данных в отношении указанных регионов крайне недостаточно для реконструкции исторической картины. В любом случае основную информацию для восстановления доисторической и протоисторической ситуации дают вещественные источники - т.е. источники, в большинстве своем получаемые в результате археологических раскопок.

В первой половине XIX в. датских археолог X. Томсен, применив метод сравнительного анализа, научно обосновал мысль о делении истории человечества на три эпохи. Исходя из идей прогрессивного эволюционизма он в своих работах "Северные древности" и "Каталог музея а Копенгагена" показал, что вся дописьменная история делится на каменный, бронзовый и железный периоды. Так была заложены краеугольные камни археологической периодизации истории человечества.

Археологическую периодизацию, созданную Х. Томсеном, развил другой датский археолог - П. Ворсо. Изучая погребения эпохи неолита и бронзы, он построил более полную относительную хронологию найденных предметов и изложил её в труде "Новые подразделения каменного и бронзового века". Работу над хронологической схемой Томсена и Ворсо продолжил французский археолог Г. Мортилье, который подметил, что древнейшие каменные орудии не одинаковы - одни грубы и примитивны, другие более совершенны. На этом основании он разделил палеолит на несколько периодов, дав каждому из них название по месту первых находок. Исследования Томсена, Ворсо и Мортилье имели большое значение для развития мировой археологии и оказали значительное влияние на развитие археологической мысли в России.

Во второй половине XIX в. весь мир поразило открытие Г. Шлиманом памятников древнейших цивилизаций в бассейне Средиземного моря, послужившее своеобразным толчком для развития мировой археологии, Вторым крупнейшим событием в мировой археологии явились работы английского археологи А. Эванса на острове Крит. Он открыл царские дворцы, города, мастерские и храмы, создававшиеся на протяжении нескольких тысячелетий. Проведённые исследования пролили свет на древнейшую историю восточной части Средиземного моря [2, с.14].

Конец XIX - начало XX в. были отмечены рядом достижений в развитии теоретической археологии: открытием новых археологических культур, началом изучения культурных комплексов и успешным применением метода сравнительного анализа, признанием роли миграций народов в истории, попытками проследить распространение культур во времени и пространстве, выявить его причины.

Таким образом, археология представляет собой отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова. К вещественным источникам относятся как конкретные древние предметы, так и конструкции, сооружения, всякие следы и следствия человеческого труда и какой-либо антропогенной деятельности. Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, не отраженных в письменных источниках или в устной информации.

 

2.Происхождение срубных древностей ‒ одна из самых сложных проблем археологии бронзового века. Предполагалось, что первоначальное ядро срубной культуры сложилось на основе позднеямной культуры в Заволжье. Отсюда якобы началось ее распространение на запад до Днепра и на восток до Урала. Общность археологических культур бронзового века, существовавшая во второй половине II тыс. до н.э. (конец XVI-нач. XIII вв.). Ареал распространения ‒ степи, лесостепи и полупустыни Восточной Европы, Южного Зауралья и Западного Казахстана от левобережья нижнего и среднего Днепра на западе до верховьев Урала на востоке. В настоящее время выделяется несколько локальных вариантов и даже культур. Намечаются три этапа развития общности. На раннесрубном этапе в XVII/XVI вв. до н.э. начинается формирование этих древностей, определенный вклад в который внесли позднеямные, катакомбные и абашевские племена. Второй и третий этапы (XVI/XV - XV/XIV вв. до н.э.) ‒ период сложения, стабильного развития, а затем трансформации срубной общности. Характерной чертой данных этапов является активное взаимодействие с восточным андроновским ‒ алакульским и фёдоровским миром, а затем с «андроноидными» культурами ‒ черкаскульской, сусканской и др. Памятники срубной общности представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудными выработками, кладами медных слитков и орудий, а также случайными находками. Впервые срубная культура была выделена В.А. Городцовым в 1916 году вместе с катакомбной и ямной культурами по характерному типу подкурганных погребений. Поселения Расположены обычно на низких речных террасах (Суруш, Сусканские 1-2, Мосоловоское). Жилища сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции. Различают наземные жилища, полуземлянки и землянки с двускатной и шатровой крышей. Стены сложены из дерна, укреплены бревнами, редко использовался камень-плитняк. В больших постройках (иногда до 150 м2) жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, подпольные ямы, иногда колодец. На поселениях найдено большое количество керамики, металлических изделий, инструментов и приспособлений, связанных с металлическим производством. Исследованы также более двадцати поселений горняков и металлургов срубного времени в районе Каргалинского горно-металлургического центра на Урале. На Дону выделяется Мосоловка ‒ специализированное поселение металлургов-литейщиков. Орудия труда и оружие из камня представлены сверлеными топорами и булавами, наконечниками стрел, скребками, молотами и молотками, наковальнями, рудотерками, абразивами и др.; известны каменные бусины и подвески. Изделия из кости не менее разнообразны: рукояти металлических ножей и шильев, лощила, шпатели, проколки, иглы и спицы, совки и лопаты, наконечники стрел, псалиии, кольца, пуговицы, пронизи, игральные (гадательные) кости и др. Погребения Курганные могильники (Бережновский, Ягодное, Хрящевский и др.) размещаются на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже - на водоразделах. Они включают в себя небольшое число насыпей ‒ от 2 до 10-15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью. Могильные конструкции прямоугольной формы представлены ямами, деревянными срубами и каменными ящиками. Погребения, выложенные деревом по образцу сруба жилого дома, дали название культуре, однако их процент составил всего 2-5% от общего количества захоронений. Курганная насыпь покрывала сразу несколько захоронений. Ямы часто перекрывались бревенчатым накатом или деревянными плахами, во внутренней полости имелись опорные столбы. Погребенные лежали скорченно, обычно на левом боку, руки согнуты в локтях, кисти размещались перед лицом, тело ориентировано головой на север. В некоторых захоронениях зафиксированы следы органической подстилки, а также охры и мела. В раннесрубных памятниках у головы и ног умершего встречается посыпка золой и углем, а также следы зольника от костра на поверхности возле ямы. Известны случаи кремации - кальцинированные кости с охристой располагались в яме на коре. В ранний период в погребения могли класть домашних животных - лошадей, овец, которых помещали в могильную яму или на специальных площадках. Погребальный инвентарь скуден - обычно в могилу ставили от одного до трёх сосудов у кистей рук и колен, иногда встречаются медные или бронзовые ножи, шилья, бусины, подвески, деревянная посуда, иногда с бронзовыми оковками. Металлургия Горно-металлургическое производство срубной общности базировалось на медистых песчаниках Приуралья и Донецкого кряжа на востоке Украины. Оба основных производящих центра ‒ Каргалинский (доминирующий) и Донецкий - расположены на периферии общности. Также разрабатывались маломощные рудопроявления Среднего Поволжья (Михайло-Овсянка и др.). Распространение меди из этих центров имело главным образом широтный характер, в пределах восточноевропейской степи и лесостепи. Значительная часть металла, особенно украшений, поступала из мастерских алакульской общности Казахстана. Каргалинский горно-металлургический центр является крупнейшим в Северной Евразии. Однако его сырье использовалась только в Волго-Уральском регионе, не переходя восточную границу срубного ареала. Несмотря на большой импорт сырья и украшений с востока (оловянные и сурьмяно-мышьяковые бронзы), стратегически важная сфера изготовления орудий труда и оружия оставалась в руках срубных кузнецов и литейщиков, использовавших в основном «чистую» каргалинскую и донецкую медь. Основные формы оружия и орудий труда восходят к стереотипам предшествующей Циркумпонтийской металлургической провинции ‒ это вислообушные топоры, плоские и желобчастые тесла и долота, черенковые ножи с упором или перехватом, кинжалы с металлической рукоятью, наконечники копий и др. Топоры и серпы-секачи становятся более массивными. Появляются и новые характерные образцы орудий - кельты-тесла с открытой втулкой, перпендикулярной лезвию, отчего рукоять орудия становится коленчатой, при этом ранние вислообушные топоры выходят из употребления. Внедряется технология тонкостенного литья втульчатых наконечников копий, тесел и долот, но отливка заготовок и последующая ковка все еще остаются важнейшими приемами формообразования орудий. На позднем этапе срубные кузнецы овладевают секретами получения кричного железа, из которого отковываются еще немногочисленные ножи и шилья. Несмотря на обилие и разнообразие украшений (браслеты, кольца, подвески, накладки, бусы и др.), а также использование золота и серебра при их изготовлении, ювелирное дело срубной общности заметно уступает по своим масштабам и качеству исполнения восточному-алакульскому и федоровскому. Хозяйство Для основного ареала срубной общности ведущей формой хозяйства являлось придомное и отгонное скотоводство. В районах предкавказских и предкаспийских степей и полупустынь практиковалась подвижная, возможно полукочевая, форма. В стаде преобладал крупный рогатый скот, меньшая роль принадлежала овцам, козам и лошадям. Определенную роль играло и земледелие, судя по находкам специализированных орудий труда. Однако единичные зерна культурных злаков (в основном просо) обнаружены лишь в Донецко-Днепровском междуречье, в зоне пограничья срубной и сабатиновской культур. Возможно, это свидетельствует о наличии здесь пойменного земледелия.

 

Билет 3

Вопрос 1

Археологическая периодизация - это деление истории на макроэпохи и переходные периоды, названия которых восходят к материалам, из которых изготовлялись орудия труда.

 

Каменный век - первая и самый длительная макроэпоха человеческой жизни, для которого характерно использования камня как основного твердого материала для изготовления орудия.

 

Палеолит (3 миллиона - 10 тысяч лет назад)

 

Олдувайская эпоха (3 млн. -800 тысяч лет назад

Ашельская эпоха (800-120 тысяч лет назад)

Мустьерская эпоха (120/100 тысяч лет назад - 40 тысяч назад)

Верхний Палеолит (40-10 тысяч лет до н.э.)

Ориньякский (34-22 тысячи лет до н.э.)

Культура Салютре (21-19/18 тысяч лет до н.э.)

 

Мезолит (10-6 тысяч лет до н.э.)

 

Средний каменный век (мезолит) - период между палеолитом и неолитом.Термин введен в 20 веке благодаря исследованиям советских и британских археологов.

 

Неолит (Африка: 8/7 тысяч лет до н.э.) (Лесная зона Евразии: 6/5 - 3/2 тысячелетия до н.э.) (Северное Причерноморье, Средняя Азия, Южная Европа: 7-4 тысячелетия до н.э.)

 

Неолит - период в конце каменного века, в ходе которого был осуществлён переход от присваивающего к производящему хозяйству.

 

Энеолит (Ближний Восток: 5-2 тысячелетия до н.э.)

 

Энеолит - период, в ходе которого люди использовали орудия из камня и меди.

 

Бронзовый век (4-1 тысячелетия до н.э.)

 

Бронзовый век - макроэпоха, в ходе которой широкое распространение получили орудия из бронзы

 

Железный век (Конец 2 тысячелетия до н.э./Начало 1 тысячелетия до н.э.-5 век н.э.)

 

Железный век - третья макроэпоха, для которой характерно вытеснение бронзовых орудий железными.

 

Вопрос 2

Катакомбная культурно-историческая общность - группа культур, существовавшая в последней трети 3 тысячелетия до нашей эры - первой трети 2 тысячелетия до н.э. между Волгой и Прутом. Предшественником ККИО являлась Ямная культура, а преемником - Срубная культура. Культуры данной общности имеют схожую керамику (шнуровая керамика с веревочным орнаментом), но разные погребальные обряды.Сходства в захоронении были у всех культур (катакомбы, состоящие из ямы дромоса).В Донецкой катакомбной культуре захоронение осуществлялось таким образом: скорченное положение, на правом боку лицом которому входу.Захоронения также были совместными (мужчины и женщины).Захоронения были как моногамными, так и полигамными.В Манычской культуре сложились литейные традиции (Манычский металлургический очаг), изготовлялись знаменитые ножи.Манычская культура располагалась на территории современных субъектов РФ: Республика Калмыкия, Ставропольский край.

Скотоводство велось на приречных и водораздельных пастбищах и являлось основным занятием местных племён.Люди разводили лошадей, коров, овец.Также люди занимались земледелием, выращивая просо, обнаруженное археологами.

Жители этих земель изготовляли стрелы, копья, топоры, булавы из камня и кремния.Осуществлялся ввоз мышьяковой бронзы из кавказских земель.

Люди начали создавать транспортные средства (четырех колесая повозка).

Существует гипотеза, согласно которой население Катакомбной культурно-исторической общности относилось к ираноязычной группе.Существуют две теории возникновения Катакомбной культурно-исторической общности: автохтонная и миграционная.По автохтонной теории население катакомбной общности происходило от населения ямной культуры.По миграционной теории помимо коренного населения в возникновении общности участвовали миграционные популяции Предкавказья.

Изучение культурной общности началось в начале 20 века русским археологом В.Городцовым.

Билет 4

1)Основные виды археологических источников

Археология – единственная отрасль изучения человека, опирающаяся в большей мере на оставленные людьми материальные остатки, чем на непосредственные наблюдения над человеческим поведением или на письменные свидетельства. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет археологов совершенствовать те методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Категории археологических памятников. Материальные остатки, представляющие интерес для археолога, распадаются на четыре обширные категории.

Первая – это артефакты, т.е. объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми. К числу артефактов относятся орудия труда и украшения, такие, как каменные орудия, одежда из тканей, изъеденные временем бронзовые украшения, глиняные сосуды. К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие, как отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Вторая категория – археологические объекты, включающие обусловленные человеческой деятельностью нарушения грунтового слоя или созданные человеком сооружения. Простейшей и наиболее распространенной формой такого объекта является яма, выкопанная в земле для хранения продуктов или для мусора; такую заброшенную яму можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов. Тлен от столбов, темный к позволяют проследить очертания и структуру бревенчатой постройки. Несколько более сложным сооружением является очаг, в котором служившие для отражения тепла камни могут располагаться кольцом вокруг углубления, наполненного древесными углями и золой. К числу наиболее сложных объектов относятся каменные фундаменты построек, туннели рудников, земляные насыпи и гробницы.

Третью категорию составляют биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе. Необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, обугленные зерна и древесина – все это биологические остатки. По установившейся традиции биологические материалы, посредством обработки превращенные в артефакты, – такие, как костяные иглы или хлопчатая ткань, – не считаются биологическими остатками. Сами биологические остатки можно разделить на три вида. Пищевые остатки представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, раковина съедобного моллюска, кость от оленьей ноги, кукурузный початок, предполагающие, что сам моллюск, нога оленя или зерна кукурузы были съедены. Если же какие-то материалы животного или растительного происхождения служили для изготовления артефактов, то из них образуются технические отходы. Так, техническими отходами являются осколки кости от оленьей лопатки, получившиеся при вырезании из нее охотничьего орудия. Наконец, те остатки (биологического или иного происхождения), которые не были использованы или обработаны людьми, а просто сохранились на том же месте, где обитали люди, представляют собой экофакты. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить древняя растительная пыльца, раковины земляных улиток, панцири насекомых. Экофакты в принципе обеспечивают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

Четвертую категорию составляют почвенные, галечные и иные геологические отложения, скопившиеся на площади памятника. Среди них имеются важные экофакты, позволяющие получить информацию о его природной среде и об истории его образования. Отложения могут содержать также химические следы истлевших материалов. Пробы отложений часто позволяют обнаружить мельчайшие биологические остатки и артефакты, которые очень трудно или вообще невозможно выявить в полевых условиях. Поэтому в археологии общепринята практика брать в поле образцы отложений, чтобы впоследствии подвергнуть их тщательному лабораторному анализу.

Вероятно, следует упомянуть типологию археологических памятников, включающую в себя (По учебнику А.И. Мартынова):

1. Поселения

2. Погребения и погребальные сооружения

3. Мегалитические сооружения

4. Памятники наскального искусства

5. Памятники хозяйственной деятельности

6. Пещерные памятники

7. Архитектурно - археологические памятники

8. Каменные изваяния

9. Клады

10. Эпиграфические клады

11. Памятники подводной археологии

 

2) Археологические культуры поздней и финальной бронзы Восточной Европы.

Поздний бронзовый век в пределах России и бывшего СССР связан с формированием и развитием Евразийской металлургической провинции (ЕАМП). Время существования входивших в нее культур — XVIII/ХVII — IX/VIII вв. до н.э. (в рамках традиционной хронологии). В период расцвета территория ЕАМП простиралась от Левобережной Украины на западе до Саяно-Алтая на востоке, от предгорий Кавказа и оазисов Средней Азии на юге до лесных районов Сибири и Восточной Европы на севере.

Ранний этап:

На ранней фазе ЕАМП складываются два крупных блока культур и производящих центров. Первый из них связан с абашевской, синташтинской, петровской и раннесрубной культурами. Деятельность металлургических и металлообрабатывающих очагов блока охватывала значительные пространства восточноевропейских степей и лесостепей, Южное Зауралье, Северный и Центральный Казахстан.

 

Второй блок культур производящих центров локализуется в горах и предгорьях Саяно-Алтая, западносибирской лесостепи, зауральской тайге, лесах Восточной Европы и связан, прежде всего, с сейминско-турбинскими памятниками.

Первый блок:

- Абашевская культурно-историческая общность. Ареал — лесостепи от северного Дона до междуречья Урала и Тобола. Абашевцы селились обычно по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах, редко — на вершинах скальных выступов (Урал). Поселения с мощным культурным слоем и остатками наземных, слабо углубленных, реже земляночных и полуземляночных построек, иногда окруженные рвами, выявлены в бассейне Дона и на Южном Урале. Жили в слобозаглублённых домах. Реже в землянках/полуземлянках. Погребения — от одного до нескольких — совершались под круглыми или овальными насыпями. Могильники в основном небольшие. Погребения совершались в ямах прямоугольной или овальной формы, реже в камерах с деревянной или каменной облицовкой стен и иногда с перекрытием из бревен, плах или плит камня. Погребенные — одиночные, реже парами, рядами и коллективные — укладывались на спину с подогнутыми ногами, иногда на левый бок, в слабо скорченном положении. Известны случаи расчлененных и частичных костяков, а также кенотафы. Погребенные сопровождались керамикой, медными и серебряными украшениями, иногда ножами и шильями, изделиями из камня и кости. Керамика плоскодонная с примесью ракушек в глине. Оригинальны колоколовидные и острореберные сосуды с геометрической орнаментацией, особенно пышной на погребальной посуде. Найдено много металлических орудий. Яркий колорит культуре придают украшения из меди, серебра и биллона: браслеты, очковидные подвески из проволоки, височные подвески в 1,5 оборота, гривны, бляшки, но прежде всего — литые нашивные бляшки-розетки — характерный этнографический признак абашевского женского костюма, в особенности головного убора.

- Синташтинская культура, получившая название по эпонимному комплексу памятников на юге Челябинской области, выделяется среди степного блока культур и производственных центров начала позднего бронзового века рядом ярких черт. Ее ареал компактен — это небольшая территория (400×200 км) вдоль восточного склона Уральского хребта. Синташтинские курганные и грунтовые могильники (Синташта, Кривое озеро, Большекараганский) расположены на краю террасы либо на водоразделе у слияния небольших рек. Погребения в курганах расположены линейно или по кругу. В ряде случаев они перекрывают друг друга, образуя ярусные комплексы. Захоронения — индивидуальные или коллективные — совершены в грунтовых ямах, подбоях, катакомбах, иногда в деревянных камерах, перекрытых бревнами. Преобладающее положение погребенных — слабо скорченное на левом боку, зафиксировано также вытянутое положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Обращает на себя внимание военизированный характер синташтинского общества. Известны экстраординарные погребения, содержащие колесничные комплексы (остатки боевых колесниц-двуколок, вкопанные колеса, костяные псалии). Часто они сопровождались захоронением 1-3 пар коней в самой могиле или в специальном отсеке.

Для синташтинской культуры характерен высокий уровень развития придомного и отгонного скотоводства, металлургии и металлообработки. Для отливки заготовок и последующей отковки орудий труда и оружия использовалась главным образом низколегированная мышьяковая бронза, а также «чистая» медь. Незначительная часть предметов (ножи и украшения) изготовлена из оловянной бронзы и биллона. Те же рецепты сплавов и уровень технологии характерны для территориально близких уральских абашевских центров.

- Петровская культура

Памятники петровского типа впервые были изучены у с. Петровка на р. Ишим на севере Казахстана — отсюда и название культуры. Ее истоки — в Южном Зауралье и прилегающих районах Казахстана. Расселение петровских племен на восток стимулировалось открытием и разработкой богатейших меднорудных месторождений Зауралья и Казахстана, которые с того времени станут базовыми для производящих центров Евразийской провинции. Большинство поселков имело выраженную металлургическую специализацию. Свидетельство тому — значительные серии медных и бронзовых орудий и производственных.

Погребения взрослых совершались под невысокими земляными курганами. Детские захоронения производили за пределами курганов. Насыпь перекрывала одну или несколько могил (до 30). Погребенные сопровождались богатым инвентарем — оружием, украшениями, частями боевых колесниц, а также жертвенными животными (лошади). Умершие покоились на левом или правом боку, иногда в вытянутом положении на спине. В редких случаях в больших центральных ямах погребали женщин с богатым и разнообразным набором украшений, в том числе с роскошными накосниками на кожаной основе.

Керамика петровской культуры представлена плоскодонными горшками и банками, иногда с ребром в верхней части или профилированными. Орнамент в виде треугольников и ромбов, горизонтальных зигзагов и линий нанесен в верхней и придонной частях сосудов, редко — по всей поверхности. Среди инвентаря — каменные булавы, топоры и наконечники стрел, костяные псалии. Оружие и орудия труда представлены боевыми топорами, наконечниками копий, плоскими и втульчатыми теслами, долотами и крюками, серповидными орудиями, ножами, шильями и иглами. Разнообразны украшения. Среди них специфически петровским типом являются крестовидные подвески и накладки. Орудия изготовлены в основном из чистой меди, оружие и украшения — из оловянных бронз.

Второй блок:

- Памятники сейминско-турбинского типа рассматриваются как своеобразный транскультурный феномен: они распространены на огромных пространствах в окружении множества культур, контакты с которыми были явными, однако исключительно своей, строго очерченной территории они не имеют. Подвижность, динамичность, агрессивность носителей сейминско-турбинского феномена очевидна — от этапа формирования данной культуры в самом начале II тыс. до н.э. и ее стремительного продвижения на запад и северо-запад вплоть до исчезновения. Эти памятники включают 6 крупных грунтовых некрополей (Ростовка, Сатыга, Турбино, Усть-Ветлуга, Сейма и Решное), малые и условные могильники, одиночные погребения на площади инокультурных кладбищ, захоронение шаманского комплекта (Галичский клад), святилище в Канинской пещере на Печоре, единичные находки бронзового оружия и литейных форм.

Два компонента легли в основу сейминско-турбинского феномена. Первый локализовался в степях, лесостепях и предгорьях Алтая и связан с племенами металлургов и коневодов (елунинская, логиновская, кротовская и другие культуры). Именно в этой алтайской среде зародились принципиально новые образцы втульчатого оружия и образы искусства (лошади, быки, бараны, верблюды и др.). Второй компонент — саянский — восходит к подвижным охотникам и рыболовам южной зоны восточносибирской тайги, известным по памятникам глазковской, шиверской и других культур Прибайкалья и бассейна Ангары. Носители этих культур добились совершенства в изготовлении кремневого, нефритового и костяного инвентаря; знали они и бронзолитейное дело, изготавливая, в частности, простейшие формы двулезвийных пластинчатых клинков, ножи-скобели, пилки. Все эти достижения, а также образы таежного мира (змея, лось, медведь и др.) они привнесли в культуру сейминско-турбинских племен.

Второй этап:
Срубно-андроновский мир и его периферия

В XVII-XVI вв. до н.э. завершается процесс формирования Евразийской металлургической провинции, происходит стабилизация производственных центров и значительная унификация продукции в основных регионах ЕАМП. На этой фазе все пространство евразийских степей и лесостепей занято памятниками срубной, алакульской и федоровской культур. 

- Ареал алакульской культуры был значительно расширен по сравнению с петровской до Иртыша на востоке, на юге — до севера Средней Азии. Исчезают оборонительные сооружения вокруг поселков, увеличиваются размеры жилищ. На многих поселениях обнаружены печи для выплавки меди из руды, в том числе сложной конструкции. Погребальные сооружения в могильниках становятся более многообразными — встречаются земляные и каменные насыпи, оградки из каменных плит (Алакуль, Кулевчи 6). Погребенные сопровождались посудой с мясной или молочной пищей. Чаще всего это профилированные горшки, украшенные по шейке и тулову меандрами, треугольниками, лентами зигзага. В мужских погребениях обычны медные и бронзовые ножи и шилья, иногда встречаются каменные топоры, булавы, молотки, кремневые, костяные и бронзовые наконечники стрел. Редкими становятся предметы конской упряжи. При этом щитковые псалии, пряжки и другие детали узды обнаруживаются в основном в поселениях, но не в могильниках. Погребения женщин сопровождались традиционным набором бронзовых украшений костюма, головного убора и даже обуви.

В алакулъских очагах металлообработки в Центральном, Северном, Западном Казахстане и Зауралье использовалась почти исключительно оловянная бронза. Большинство браслетов и колец покрыто тонкой золотой фольгой, а на многих бляшках, накладках и пронизях с помощью матриц нанесены рельефные линии и узоры.

- Памятники федоровской культуры не образуют сплошного массива: они исследованы несколькими локальными группами в Зауралье, Казахстане, на юге Западной Сибири, в Минусинской котловине, горах Средней Азии.

Основной принцип планировки поселков — линейный. Дома расположены в 1-2 ряда вдоль береговой кромки реки. Это легкие каркасные жилища или крупные многокамерные полуземлянки с мощными стенами. Производственные металлургические сооружения на территории поселков обособлены от жилых (Атасу). Могильники представляют собой невысокие насыпи, окруженные каменными оградками округлой или прямоугольной формы (Федоровский, Путиловская Заимка); известны и грунтовые некрополи. Встречаются долговременные памятники (30-120 и более сооружений) и небольшие могильники (6-25 курганов). Количество могил в кургане невелико — одна или несколько. Ямы расположены в центре кургана, по кругу или в ряд. Погребальные камеры сооружались из камня, дерева или глины, что придавало могильным ямам вид жилища-склепа. Особенно характерны для этой культуры каменные ящики и цисты. У федоровцев фиксируется устойчивый обряд сожжения и помещения праха в могилу, но распространен и обряд трупоположения. Известны могилы с погребальным инвентарем, но без останков умершего, а также символические погребения без инвентаря и останков.

Керамика представлена двумя группами сосудов: парадно-ритуальной и хозяйственно-бытовой. Первая — профилированные горшки с орнаментом в виде косых треугольников, ромбов, меандров, образующих сложные ковровые узоры, — сосредоточена в основном в погребениях, вторая, горшки и банки с более простыми узорами — в слоях поселений. Из оловянной бронзы изготовлялись втульчатые топоры, крюки и наконечники стрел, двулезвийные и реже однолезвийные ножи и кинжалы, серпы-секачи, разнообразные украшения, часто обложенные золотой фольгой. Особенно характерны для федоровской металлообработки браслеты со спиралевидными «рогатыми» концами, кольца с раструбом, накладки со штампованным узором, ножевидные подвески.

-Про срубную культуру есть отдельный билет(2).

Третий этап:

На третьем этапе развития Евразийской провинции основные культурно-исторические процессы характеризуются двумя коренными явлениями. Степные пространства стали ареной консолидации населения срубно-андроновского мира, что в итоге привело к формированию общности культур с валиковой керамикой (КВК). Напротив, в лесостепных и южнотаежных широтах наблюдается мозаичность культур, которая плавно переходит в монотонную картину мира лесных охотников и рыболовов с присущей этим обществам гребенчато-ямочной керамикой на востоке и текстильной — на западе

Общность КВК в азиатских и европейских степях характеризуется на ранней стадии заметным единством материальной культуры. Свое название она получила от характерной детали декора сосудов — налепных валиков под венчиком, по горлу или плечикам, иногда со свисающими концами в виде «усов». Общие черты в культурах общности КВК проявляются, помимо керамических традиций, в отказе от подкурганного обряда погребения, в приемах домостроительства, распространении земледелия, структуре скотоводческого хозяйства, в котором возрастает роль овец и лошадей. Весьма сходным оказался и морфологический состав металлического инвентаря.

 


АРХЕОЛОГИЯ.

Билет 5.

1. Основные методы археологического исследования.

 Методология – учение о методах

Под археологическими методами подразумеваются разведки археологических памятников; раскопки могильников, поселений и других объектов; полевая фиксация и документация; полевая консервация, анализ, реконструкции; описание и обработка археологических материалов; датировка и синхронизация; статистика; состав и технология древних материалов и некоторые другие.

Одним из важнейших вопросов в археологии является хронология. Найдя вещь, археолог должен ответить на вопрос, когда эта вещь сделана. Существует так же понятие периодизации- деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Хронология - определение времени поселения, могильника, сооружения или вещи.

1)Прямой метод:

· Сравнительно-типологический метод. Метод предназначен для организации археологического материала. Он основан на классификации по материалу, способу обработки, форме, орнаменту, а также на выделении и исследовании типов древних вещей. В результате этого выделяется археологическая культура. На основе типологии может прослеживаться эволюция ископаемых предметов во времени и в пространстве. Археологическая культура - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Основные принципы этого метода были изложены в работах Оскара Монтелиуса и Ханса Хильдебранда, Питта-Риверса и Городцова.

· Трасология. Это анализ следов человеческой деятельности, оставшихся на поверхности древних орудиях труда и на объектах, подверженных обработке этими орудиями. Цель – определение функций орудий и характеристика хозяйственных систем.

· Металлография или структурный анализ. Он позволяет выявить технологические приемы изготовления металлических изделий. Основа анализа – исследование шлифа под микроскопом.

· Спектральный анализ в археологии применяется для выявления химического состава меди и её сплавов, и других металлов.

· Петрографический метод. Он определяет породы камня, а так же анализирует силикаты. Он позволяет выявить особенности месторождений и их локализацию. Определяется и характер глины и её примеси. Это позволяет выявить технологию керамического производства, центры производства керамики.

· Спорово-пыльцевой анализ. Метод позволяет определить характер растительности того или иного периода, динамику её изменения.

 

2) Дистанционный метод:

-фотография

-мультиспектральное сканирование

-инфракрасная томография (дорогой метод)

-аэрофотосъемка (зонд)-изучение ледяных линз. Бывает вертикальная и под углом.

-электромагнитные и электрофизические методы

3 ) Исторические свидетельства - письменные источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: