Общая характеристика Неолита

Неолит — особая эпоха в истории человечества, он завершает период каменного века, в течение которого люди пользовались для изготовления орудий труда лишь камнем, костью и деревом. Время, когда начала использоваться медь, а позже и ее сплавы для производства орудий, оружия и украшений, знаменует окончание неолита и всего каменного века и наступление века металлов.

Хронология

Из-за различий в темпах и характере развития, сложившихся еще в мезолите(я так понимаю, тут нужно сказать про завершение Ледникового периода, который сформировал как раз климатические зоны), хронологические рамки неолита в различных климатических зонах определяют по-разному.

· Так, на «землях плодородного полумесяца», куда входят Ближний Восток и Северная Африка, мы можем говорить о начале неолитической эпохи уже в VIII—VII тыс. до н.э.

· В Средней Азии, Южной Европе и в Северном Причерноморье неолит выделяется с начала или середины VII и длится до IV тыс. до н.э.

· В лесной зоне Евразии, начавшись в основном на рубеже VI и V или в V тыс. до н.э., эта эпоха продолжалась до рубежа III—II, а в некоторых районах, особенно на Крайнем Севере, возможно, длилась и дольше.

(информация из Янина, но как мы знаем, по идее, есть деление на «докерамический» и «керамический», но нашла мало информации. ниже приведена информация с прошлого билета и Интернета)

В среднем это период от VI—IV тысячелетий до н. э. до III тысячелетия до н. э.

Докерамический неолит

Началом докерамического неолита считается развитие у местных культур производящего сельского хозяйства по окончании последнего ледникового периода, а конец приходится на период глобального похолодания 8,2 тыс. лет назад (6200 лет до н. э.), которое продолжалось несколько сотен лет.

Для периода докерамического неолита характерно отсутствие керамики

Примеры

Постройки культур докерамического неолита — город Иерхион, древнейший храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в юго-восточной Турции и город Хирокития на острове Кипр, а также ранние поселения в Фессалии (нижние слои памятников Ахиллейон, Аргисса-Магула, Сескло и др.)

Особый интерес представляет Ак-Кёпрюк, памятник докерамического неолита на территории Афганистана, поскольку он находился на значительном удалении от других центров докерамического неолита в ту эпоху.

Керамический неолит

период в истории Древнего Ближнего Востока около 6500—5500 гг. до н. э. На территории Леванта также именуется поздний неолит. В этот период наряду с земледелием было распространено скотоводство. Охота перестала быть основным источником мяса. Распространилось изготовление лепных (гончарный круг был изобретён позднее, в энеолите, после изобретения колеса) сосудов из обожжённой глины.

(краткая информация с Википедии,не знаю, вдруг важно)

 

 

Природные условия эпохи неолита

В географической среде еще происходили изменения, вызванные различными тектоническими процессами, колебались уровень и береговые линии морей и озер. Об этом свидетельствуют и неолитические поселения: некоторые из них перекрыты мощными озерными отложениями, а другие, некогда расположенные у самой воды, оказались на возвышенностях.

Неолит охватывает теплый и влажный атлантический климатический период (5500—3000 гг. до н. э.) и начало сухого и также теплого суббореального периода (до 500 г. до н. э.).

Хозяйственные и бытовые характеристики неолита

В неолите произошло становление и широкое распространение производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) — одного из важнейших достижений в истории человечества.(к примеру,можно сказать,что происходит доменстикация пшеницы и ячменя) вызвав существенные перемены во всех сферах социально-экономической деятельности — материальной культуре, социальном устройстве образе жизни, мировоззренческих представлениях. Это явление в истории человечества называют неолитической революцией.

Первоначально неолит и выделялся как «эпоха шлифованного камня». Кроме того, в это время получает очень широкое распространение керамика (Изготавливали из глины с примесью (песок, камни и т.д.) потом обжигалось. Делалось все руками с помощью налепа или выбиванием, украшалось орнаментами и обжигалось), используемая для различных целей — в основном для изготовления сосудов, а также различной утвари — пряслиц, грузил, мелкой пластики. Часто именно наличие керамики считается определяющим признаком эпохи неолита.

Орудия труда

Приемы обработки камня. Продолжала существовать техника двухсторонней оббивки, техника скола, ретушь. Появляется шлифование, пиление и заточка камня. Вязкие породы камня прекрасно обрабатываются шлифовкой, которую стали использовать и при изготовлении кремневых орудий. Заготовки, полученные путем оббивки или техникой скола, шлифовали на плоском камне, подсыпая мокрый песок, который и был шлифующим материалом. Новая техника обработки камня — также одно из отличий неолита.

 Костяные орудия, формы которых разнообразны и устойчивы. Возникают домашние «костерезные мастерские», (Нарва-I). Здесь найдено большое количество опиленных кусков рога, распиленных костей, заготовок и готовых костяных и роговых изделий.

 В неолите продолжается широкое совершенствование оружия и орудий. В южных областях - микролитическая техника, всеверных - крупные наконечники копий, костяные кинжалы, снабженные кремневыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя — лося или оленя. Но есть и маленькие кремневые наконечники стрел - для охоты на пушных зверей, чтобы не портить их шкурки. Встречаются всевозможные скребки, ножи из крупных ножевидных пластин. Обычны проколки, сверла и другие мелкие орудия.

В число важнейших орудий - топор, ранее неизвестный. Появляются каменные долота, стамески, тесла, новая техника обработки камня — шлифовка и затачивание. Значение топора велико в лесных районах, где он стал основным орудием борьбы с лесом. Топор помогал строить жилища. При помощи топора строили всевозможные загороди, загоны для скота. Топор был нужен для строительства заколов, перегораживающих реку, чтобы ловить рыбу. При помощи топора изготавливались плоты, лодки, сани, лыжи. Распространение этих средств передвижения означало расширение освоенной людьми территории, распространение прогресса.

 

Каменные орудия неолита: 1-6 — наконечники стрел; 7 — нож; 8 — рубящее орудие; 9-11 — наконечники; 12-14 — негеометрические микролиты (пластинки с ретушью); 15-18 — геометрические микролиты; 19-21 — скребки; 22, 23, 27 — шлифованные топоры из сланца; 24 — кремневый топор; 25, 26 — нуклеусы

Изготовление сосудов

Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спиралью виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, подсушивали на воздухе и обжигали. Пища готовилась на кострах, а горшок с плоским дном на костре неустойчив. Поэтому форма горшков часто полуяйцевидная (остродонная). Сосуды орнаментировали чаще всего нарезным узором, который процарапывался палочкой по сырой глине. Поэтому однотипность орнамента керамики служит для определения неолитического племени и для установления родственных отношений иногда удаленных племен

Появление ткачества. Плетение корзин, может быть, послужило предпосылкой ткачества. К предпосылкам ткачества следует отнести изобретение рыболовных сетей (неолит.ст-ка Сарнате), появившихся в неолите. Для сетей, как и для тканей, нужны были нити. Они делались из лыка, крапивы, из дикорастущей конопли. Найдены специальные костяные иглы для вязания сетей. Частой находкой с этого же времени становятся каменные грузила. Большие и маленькие, цельные и составные рыболовные крючки свидетельствуют, что рыбу ловили удочками, а возможно и переметами


Искусство

* Монументальная живопись (росписи охрой в пещерах, гравировка на стенах)

* Мелкая пластика (глиняные статуэтки матерь-богинь, зверей -джейтунская культура(Туркмения) + материалы из которого могли делать: камень, глина, кость, рога, янтарь)

* Прикладное искусство (орнаменты на керамике, костях и деревянных орнаментов.)

Погребения

* Индивидуальные, под домом(рядом)Пример: Чатал-Гуюк

* Могильники- вынесенные за пределы стоянок, носят массовый характер.

Могильники днепро-донецкой культуры мариупольского стиля- неглубокая яма, покойники в вытянутом положении, с инвентарем, засыпаны ярко-красной охрой. (Да, инфа с билета прошлого года про «Искусство» и «Могильники»,мне понравилось, т.к.,итак,много)

Позднеродовая община

Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Степень родства в период позднеродовой общины становится очень важной. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Функциями линиджа были организация повседневной жизни родственников, решение конфликтов внутри линиджа на основе обычаев. Появляются также фратрии. Фратрия – это объединение нескольких родов одного племени.

Очень часто мужчины и женщины раздельно работали и готовили пищу. Мужчины и женщины обладали равными правами на родовую собственность, могли иметь личную собственность

Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Продолжали существовать полигиния и полиандрия.

 

Неолити́ческая револю́ция или неолитиза́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад

Понятие «неолитическая революция» впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

Неолитические изделия из кости и зубов животных:

1- гарпун; 2 — шило; 3, 4 — наконечники стрел; 5 — рыболовные крючки; 6 — подвески из зубов животных; 7 — резные подвески; 8 — подвеска из клыка кабана; 9 — гребень; 10 — флейта

               

 

Изображения человека (1-8) и животных (9-17) в неолите (1, 2, 11, 13, 15, 16—кость; 4, 5, 10, 14— кремень; 3, 12— дерево; 6, 7, 9— изображения на керамических сосудах;

17— камень)

Керамика неолитических культур лесной зоны:

1,2 — верхневолжская культура; 3, 4 — культура сперрингс; 5, 6 — льяловская культура; 7-9 — нарвская культура; 10-13 — волосовская культура

 

Наскальная живопись в эпоху неолита становилась все более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

 

Общая характеристика этрусского искусства

(ниже краткая информация,кто они такие)

Этру́ски – древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр. Этруски создали развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Римляне много заимствовали у этрусков: инженерное искусство, в том числе возведение арочных сводов зданий, бои гладиаторов, гонки на колесницах, многие погребальные обряды и др.

В VII в. до н. э. у этрусков появилась письменность. О происхождении этрусков нет единого мнения. Предполагают, что их родиной была Италия.

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I вв. до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был практически завершён вместе с этрусской историей. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

 

(теперь Культура, предупреждаю будет немного сумбурно, будет презентация из Интернета)

Общая характеристика этрусского искусства

Этрусская цивилизация была преимущественно городской. Города обносились мощными стенами и стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц.

Саркофаг (около 150-130)
Гробница имела форму дома и была подобием дома. Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование.
Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). Мировоззрение же двух этих культур было разным.
Фактически, искусство этрусков являлось продолжением будничной жизни, поэтому оно носит натуралистический характер. Целью борьбы за спасение от смерти у этрусков считалась материальная реальность, а путём искусства действительность должна была обрести продолжение, хотя и в окружении нереального и небытия.

 

Этрусская архитектура

Архитектура этрусской цивилизации была достаточно развита. Храм большого значения не имел, храмовое строительство началось позже. В религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, которые они строили из дерева и глины, поэтому они не сохранились. Их восстанавливают на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма.

Реконструкция этрусского храма
Даже простые здания были обильно и ярко раскрашены, украшены фигурными рельефами.
Но лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. В VIII-VI вв. до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление — земляной вал в Поджио-Буко (VII век до н. э.).
Они умели обрабатывать и плотно пригонять друг к другу камни.

Некрополь в Черветери
Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Этруски обычно хоронили умерших прямо в земле. Сверху делалась земляная насыпь конической формы, основание её окружалось камнями. Сначала они кремировали умерших, позже стали хоронить в гробницах. Гробницы обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью или рельефами.


Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
В Сутри сохранился этрусский амфитеатр, вырубленный в скале.

Этрусская живопись

Сохранились этрусские фрески (живопись по сырой штукатурке). Ими украшали стены высеченных в скалах гробниц. Живопись этрусков сходна с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Тематика весьма разнообразна: сюжеты из земной жизни покойника, обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты.

Несмотря на то, что фрески предназначались для гробниц, они отличаются цветовой насыщенностью. Яркие краски должны были радовать покойника. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: цвета становятся менее разнообразными, движения фигур – более свободными. Вымысел должен был заменять утраченную действительность.
Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличаются сменой сюжетов и техники. Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. На лицах появляется чувство меланхолии.

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния (470 г. до н.э.)

Этрусская скульптура

Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома, и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов.
Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами.
Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного.













Бронзовая скульптура

В бронзовой скульптуре этруски добились особенных успехов. Из бронзы делали урны, различные фигурки и украшения. Бронзу использовали также при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: