Палеолитическое искусство

Палеолитическое искусство делится на три жанра:

Монументальное (пещерная живопись и рельефы)

Искусство малых форм (статуэтки)

Прикладное ( украшение, предметы быта и т.п.)

Основными темами прикладного и живописного искусства являлись образы человека и зверя. Животные, представленные наскальными рисунками, изображены настолько реалистично, что палеонтологи могут определить виды животных (часто встречаются мамонты, бизоны, лошади, хищники). Человек достаточно редко появляется монументальном искусстве, но он широко представлен антропоморфными статуэтками, как правило, изображающими женщин или отдельных частей тела («палеолитические Венеры). Мужские изображения немногочисленны. Скульптурные изображения животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью

Монументальное искусство, помимо наскальной живописи, представлено рельефными изображениями, выполненными в технике гравировки и пикетажа (выбивания точечных углублений).

 

Вопрос 2

Культурные памятники Вавилона:

Вавилонская культура является дальнейшим развитием шумерской. Вавилония не создала собственной культуры, но сумела не только сохранить достижения Шумера, но и преумножить их.

Лучшим из сохранившихся памятников культуры Вавилона является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти.

Важнейшими центрами культурной жизни Вавилона являлись храмы. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Их классической формой была высокая ступенчатая башня — зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне, более известный как Вавилонская башня.

Также встречались такие элементы архитектуры, как купола, арки, сводчатые потолки. Скорее всего, эти формы впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Культурные памятники Ассирии:

Ассирийское искусство, в отличие от Вавилонского, было основано не на воспевании бога, а на прославление военных походов и воспевание царской доблести.

Характерная особенность ассирийских сооружений- существование «крепостной» архитектуры. Ярким представителем такой архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II. Царский дворец включал в себя 210 залов и 30 внутренних дворов и состоял из семи ярусов.

Наибольшую ценность представляет библиотека глиняных клинописных табличек, считающаяся одной из древнейших в мире, ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В ней собраны царские указы, исторические заметки, литературные памятники, среди которых текст выдающегося произведения Месопотамии, шумерского эпоса "Песнь о Гильгамеше"(была обнаружена в Ниневии, столице Ассирии).

БИЛЕТ 13

1.Возникновение и развитие искусства (палеолит-мезолит)

Первобытное искусство

Искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение

Как можно видеть, группы сложно взаимосвязаны, границы между ними размыты.

В палеолит искусство становится достаточно развитым (искусство возникает ещё в ашель-мустье). В нем можно выделить 3 типа — 1) монументальное

(пещерная живопись, рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа) изображали животных, реже людей. Изображения человека довольно корявые. 2) искусство малых форм

(мелкая пластика) Тоже животные, люди. Возможно они применялись в магии. В антропоморфной пластике преобладают «палеолитические венеры». Они были связаны с культом хранительниц домашнего Очага. Их находят около костров иногда в спец. Ямах. В мелкой пластике применялись бивни, мягкие камни, кость, янтарь, глина (которую умели обжигать очень хорошо) 3) прикладное

(украшения, красивые предметы) орнаменты там всякие. Леруа Гуран выделил 4 стиля позднепалеолитического искусства -первый примитивный

(нечеткая обрисовка контуров, незаконченность фигур.) Ориньяк, Гравет -второй примитивный

(странная парабола на спине) Гравет, Солютре -архаический

(нет синусойды, изображения объёмны, но непропорциональны) Солютре, Модлен -классический

(много деталей, реал. Пропорции, используются разные цвета.) искусство мезолита

Эпоха мезолита характеризуется глобальным потеплением. Ледник растаял, отступил и на месте ледяных скал образовались моря, реки и озёра. Люди выбираются из глубины пещер и основывают стоянки на открытом воздухе, занимаясь охотой на мелкого зверя и рыбной ловлей. В этот период впервые можно говорить о формировании архитектурного мышления

Область живописи характеризуется повсеместным распространением антропоморфных изображений, и эти образы уже начинают приобретать значение, появляются в конкретной сюжетной привязке.

Для мезолита характерно присутствие человека в сцене. Изображения стилизованы. Часто они чёрно-белые. Они более абстрактные, схематичные. Типы те же, что и в палеолите. 1) МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО много людей, изображаются сюжеты (обычно охота/война) часто картины не в пещерах, а на скальных выступах. 2) те же тенденции... все упрощается, схематизируется.осн. элементы — линии, штрихи, зикзаги, сетка.

2. Переход к железному веку в лесостепной и лесной зоне Восточной Европы.

Железный век – третья из технологических макроэпох, наступившая за эпохой раннего металла (энеолит и бронзовый век). Смена бронзового века железным знаменует рубеж, с которого развитие металлургии и металлообработки претерпевает кардинальные изменения и приводит к вытеснению медных и бронзовых орудий и оружия железными. Этот процесс особенно быстро протекал на Кавказе и в степях Восточной Европы. Напротив, в лесных и лесостепных районах Северной Евразии в начале эпохи железа цветная металлообработка достигает расцвета, и лишь в конце раннего железного века железо полностью вытесняет медь и бронзу из производства орудий и оружия. Концом раннего железного века стали Великое переселение народов и крушение античной цивилизации. В Средневековье чёрная металлургия поднимается на новую ступень: при восстановлении железа из руд достигается температура плавления железа.

В середине 1-го тысячелетия до н.э. железо распространилось далеко к северу. С ним были знакомы жители лесной полосы Восточной Европы. Однако культура племен, живших в лесах в 1-м тысячелетии до н.э., отличалась от культуры скифского мира. Большое значение имели изделия из кости и рога, а в хозяйстве значительную роль продолжала играть охота. Но наряду с охотой развивалось домашнее скотоводство и подсечно-огневое земледелие. На западе этой территории обитали балты, а на востоке и севере - финно-угорские племена. На земледельческий характер культуры указывают орудия труда (проушные топоры, железные серпы и каменные зернотерки), а также найденные зерна злаков.

Эпоха ранне­го железа на территории России в целом определяется в рамках нач. 1-го тыс. до н. э. – 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Однако первые железные и би­ме­тал­ли­че­ские орудия (отдельные части которых изготавливались из бронзы) и украшения (ножи, тёсла, кольца, обоймы и др.) появились на юге Восточной Европы и Сая­но-Алтайском нагорье ещё в раннем и среднем бронзовом веке (кон. 4-го – 3-е тыс. до н. э.). Они были изготовлены кузнецами ямной и афанасьевской культур из метеоритного железа с помощью холодной и горячей

ковки.

Вместе с тем опыт использования метеоритного железа никак не повлиял на начавшиеся в позднем бронзовом веке усилия по выработке кричного железа, т. е. на зарождение собственно чёрной металлургии. Этот процесс на территории России и быв. СССР интенсивнее всего протекал в Закавказье и на юге Восточной Европы (колхидская, кобанская, срубная, сабатиновская, белозерская, бондарихинская, маклашеевская культуры). В 9–8 вв. до н. э. в Восточной Европе завершился период первичного освоения железа. Широко распространяются биметаллические предметы, в частности кинжалы и мечи, рукояти, которых отливались из бронзы по индивидуальным моделям, а клинки делались из железа. Они стали прототипами более поздних цельно железных кинжалов и мечей. Наиболее распространённым бы­ло простое железо и случайно науглероженное в горне (т. н. сырцовая сталь). Наряду с восточноевропейской традицией использования железа и сырцовой стали в Северное Причерноморье, на Северный Кавказ и в Волго-Камье проникает закавказская традиция намеренного науглероживания, или цементации, железного изделия или заготовки. В 8–7 вв. до н. э. в Восточной Европе распространяются такие технологические приёмы, как цементация всей поверхности изделия или его рабочей части, формовочная ковка с помощью специальных обжимников и штампов, кузнечная сварка (как внахлёст, так и методом пакетирования), дифференцированная термообработка и т. д. Передовыми районами железо обработки в этот период на территории России и быв. СССР были Предкавказье и Закавказье, лесостепное Поднепровье и южно-таёжное Волго-Камье. К этому же времени можно отнести и начало эпохи железа в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, исключая глубинные таёжные и тундровые территории.

Следующий важный сдвиг в развитии чёрной металлургии и кузнечного дела на территории Восточной Европы относится к концу 1-го тыс. до н. э. – нач. 1-го тыс. н. э. и характеризуется резким ростом количества автономных локальных центров железоделательного производства и широким распространением добычи и обработки железа.

 

 

Билет №14.

 Вопрос 1. Общая характеристика мезолита.

Мезолит (20 – 6/5 тыс. до н.э.) – Археологический период, впервые выделенный М.Я. Рудинским, Д. Г. Д. Кларком, М. В. Воеводским.

Природные условия. Смена плейстоцена голоценом, окончание ледникового периода в 11 тыс. до н.э. Поднимается уровень мирового океана. Появление более пышной теплолюбивой флоры. Миграция на север и вымирание крупной, привыкшей к холоду плейстоценовой фауны и миграция групп охотников и собирателей за ними. Появление лесов на территории русской равнины.

Состояние хозяйства и общества. Для народов лесостепей и степей характерно широкое распространение охоты и собирательства, за счет большого количества голоценовых животных развившихся в скотоводство. Промысел ведется небольшими группами, вооруженными луками.

На территориях плодородного полумесяца происходит быстрый переход к неолитическому производящему хозяйству, в связи с крайне благоприятными условиями для сельского хозяйства.

Для лесных зон характерно рыболовство с применением сетей с поплавками.

Основным типом поселения а также археологического памятника является стоянка небольшой площади с шалашами, кроме того легкие жилища, навесы, пещеры.

Орудия и их изготовление. В качестве основных орудий можно выделить копья, луки и стрелы, сети, топоры, скребки, тёсла, мотыги, кайла, остроги и гарпуны.

При обработке используются шлифовка, сверление, полировка и ретушь. Из-за этого возможность создания удобных форм, в дальнейшем заимствованных металлическими орудиями.

Искусство и погребение. В живописи основным трендом является символизм и упрощение изображений животных и людей, сценки охоты, петроглифы.

Прикладное искусство выражается в орнаментальных изображениях на тех или иных орудиях.

Урочище Кобыстан, грот Зараут- Камар, холм каменная могила петроглифы Онежского оз., Веретье 1.

Захоронения одиночные за пределами стоянки, содержат зооморфные изображения. Свидетельствуют о почти эгалитарном обществе с неформальным лидерством и культе животных.

Мезолитические ареалы и культуры Евразии.

· Рессетинская 11000 до н. э. — 9000 до н. э. Центральные области Русской равнины, Московская область. Европеоиды

· Иеневская (мезолитический этап) 10000 до н. э. — 6000 до н. э. Центральные области Русской равнины, Волго-Окское междуречье Европеоиды

· Натуфийская 10000 до н. э.—7000 до н. э. Палестина, Ливан, Сирия

· Азильская 8000 до н. э.—7500 до н. э. Франция, Германия

· Аренсбургская, или Лингби 9000 до н. э.—8000 до н. э. Южный берег Северного и Балтийского морей

· Аскола 9000 до н. э.—6500 до н. э. Карелия

· Маглемозе 8000 до н. э.—5000 до н. э. Южный берег Северного и Балтийского морей, Дания, Англия, юг Скандинавии

· Неманская (мезолитический этап) 8000 до н. э.—4000 до н. э. Литва, Северо-западная часть Белоруссии

· Кундаская 8000 до н. э.—3000 до н. э. Эстония, Латвия, северная часть Литвы, Ленинградская область

· Комса 8000 до н. э.—3000 до н. э. Северное побережье Норвегии и Кольского полуострова

· Капсийская 8000 до н. э.—4000 до н. э. Северо-Западная Африка

· Суомусъярви 6500 до н. э.—4000 до н. э. Финляндия, Карелия

· Каргопольская[6] (круг КЯГК) 6000 до н. э. — 1200 до н. э. В районе озёр Лача, Воже, Кенозеро и отчасти Белого (современная Вологодская и Архангельская области России)

· Тарденуазская 6000 до н. э.—3000 до н. э. Западная и Центральная Европа

· Эртебёлле 6000 до н. э.—3000 до н. э. Южный берег Балтийского моря, Дания, Южная часть Скандинавии

· Импрессо 6000 до н. э.—5000 до н. э. Адриатика, затем Средиземноморское побережье Италии, Испании и Франции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: