Гальштатская культурно-историческая общность

Эта общность в период своего расцвета занимала значительную территорию, имела полиэтничный характер и состояла из ряда самостоятельных археологических культур. Гальштатская культура как таковая возникла еще в конце II тыс. до н.э., в эпоху позднего бронзового века, на территории Верхнего и Среднего Придунавья и Северо-Западных Балкан.

Расцвет гальштатской общности связан именно с наступлением эпохи железа в Западной и Средней Европе начиная с VIII в. до н.э. Единый финальный рубеж для всей гальштатской общности определить невозможно, ибо в начале V в. до н.э. в ее западной зоне начинается постепенный переход к наследующей ей латенской общности, завершающийся в одних регионах уже к середине V в., в других — лишь к началу IV в. до н.э. Таким образом, мы будем характеризовать гальштатскую общность в хронологических рамках VIII-V вв. до н.э.

Гальштатская культура названа так по Гальштатскому могильнику, расположенному в северо-западной Австрии в горной долине близ городка Гальштат (Hallstatt). Могильник обнаружен в 1846 году австрийским горняком И. Г. Рамзауэром.

География и этногеография. Поскольку первая половина первого тысячелетия до н. э. в Европе уже освещена, хоть и смутно, античными письменными источниками – греческими и немного латинскими, культуры этого времени уже как-то сопоставляются с народами, о которых знали античные авторы. Гальштат, в общем, расположен в странах, где античные авторы размещали кельтов и иллирийцев. Те и другие – индоевропейцы.

Выделяют две основные области распространения гальштатской культуры(общности):

- западную (Верхняя Австрия, южные районы Германии, северная Швейцария, восточная Франция) – эту область числят за кельтами;

- восточную (Нижняя Австрия, Словения, северная Хорватия, почти вся Чехия и Словакия, Южная Польша) – эту область обычно отводят иллирийцам

Вне влияния гальштатской общности (в Северо-Восточной Германии, в Западной Франции, в Британии и в Скандинавии) в соответствующую эпоху еще продолжается бронзовый век.

Способы погребения. Могильники гальштата бескурганные и курганные. Бескурганные находятся обычно рядом с городищами. К бескурганным принадлежит и эпонимный Гальштатский могильник, функционировавший почти 300 лет (с 750 по 450 г. до н.э.). Он биритуальный: большая половина отведена под трупоположения, меньшая половина – под трупосожжения. В инвентаре трупоположений оружия нет. Трупосожжения обычно богаче и принадлежат чаще мужчинам. В них покойники лежат в больших овальных ямах вытянутыми на спине или на боку. Кремирование же обычно осуществлялось вне могильника, прах ссыпали на дно небольшой ямы или помещали в урну и ставили ее в яму. В могилах много импортных изделий из Греции и Италии.

Курганные же могильники обычно из курганов средней величины, округлых или овальных. К концу гальштатской эпохи они могли быть и весьма крупными (до 8 – 13 м высотой, до 100 м. в диаметре), часто на возвышенных местах, иногда изолировано или на краю могильника. В таких крупных курганах погребения часто на повозках или колесницах, иногда в деревянных камерах. Это погребения знати. Именно захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

Ярким примером такого захоронения является один из крупнейших в Европе курган Гохмихеле у вышеназванного городища Гейнебург (кон.VII - нач. VI в. до н.э). В центральной камере была расположена повозка с останками знатной женщины, в одной из боковых камер – парное погребение мужчины с диадемой и колчаном и женщины. (Другой пример) Курган конца VI в. до н. э. в Виксе (Франция) содержал деревянную камеру с четырехколесной повозкой, а в ней покоилась женщина 35 лет в золотой диадеме с фигурками Пегасов и множеством импортных греческих вещей, в их числе огромный бронзовый кратер греческой работы объемом в 1200 литров (демонстрирует связь местной знати со средиземноморскими центрами).

Характерные артефакты создают облик культуры:

антенные мечи — длинные бронзовые и железные мечи с рукоятью в виде колокола или в виде дуги, повёрнутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, фибулы фигурные зооморфные с дужкой, у ранних ладьевидной или змеевидной, у поздних – в виде дуги, очков или литавр, разнообразная бронзовая посуда, в частности ситулы (усечённо-конические погребальные урны), ожерелья из непрозрачного стекла.

Поселение Гальштатские городища защищались рвом и валом, который мог быть обыкновенным земляным, а мог иметь деревянную и каменную основу. В конце гальштатской эпохи появляются также деревянно-земляные крепостные стены с каменным панцирем снаружи, из которого выступают вертикальные столбы, вкопанные в землю и соединенные горизонтальными балками-поперечинами с аналогичными столбами на тыльной стороне; иногда такую стену с тыла дополняли земляной насыпью (укрепления Гейнебурга).

Гальштатские жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей.

В культуре много соляных копей, медных рудников и железоплавильных мастерских, и кузен. Богатство культуры основано на них – это была, прежде всего, культура рудокопов и мастеровых.

Хозяйство. Переход от бронзового века к железному был не мгновенным, происходил постепенно. На начальном этапе гальштатской культуры (900—700 гг.до н. э.) бронзовые и железные орудия сосуществовали, позже железо в орудиях стало основным.

В хозяйстве земледелие достигло стадии плужного. Плуг и соха – деревянные. Все виды злаков позднейшей Европы были уже известны, кроме овса. Для подсечного земледелия использовались кельты – втульчатые топоры для насадки на коленчатую рукоять. Животноводство было подсобным, но все известные для Европы виды домашнего скота уже имелись. Для транспортировки применялись телеги, но практиковалась и верховая езда (гальштатские псалии имели вид бронзовых стержней с тремя отверстиями – для пропускания ремней от удил к оголовью). Племена гальштатской общности имели развитую черную металлургию, что установлено благодаря находкам криц в форме брусков с острыми концами, а также остатков сыродутных печей и кузниц.

Культы гальштата засвидетельствованы изображениями и погребальными памятниками. О солярном культе говорит массовое использование концентрических кругов в орнаментах. О божестве плодородия – изображение в центре модели колесницы из Штретвега нагой женщины вдвое выше окружающих, которые приносят ей в жертву животных.

Искусство гальштата было в массе прикладным и орнаментальным, тяготело к богатой росписи, к созданию впечатления роскоши. Украшения делались из бронзы, золота, стекла и кости. Это фибулы с фигурками зверей, шейные гривны, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором.

Керамика лепная, иногда на гончарном круге. Она жёлтая или красная, с черной поверхностью (благодаря использованию графита), с резным или штампованным геометрическим орнаментом, иногда с многоцветной росписью. Сосуды с раздутым посредине тулова и узким горлышком, небольшим плоским донцем.

Билет 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: