Изделия из бронзы(тут более подробно )

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откиднымиящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи — стулья со спинками и столы с четырьмя ножками — свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы — на такие ставились кратеры и ойнохойи.

.Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы, изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

(Все это собрано из Википедии и сайтов. Есть еще статья из книги, которая возможно более информативнее, чем у меня, вдруг тоже поможет https://arheologija.ru/etrusskaya-grobnitsa/)

Билет №17.

 

Вопрос: 1) Неолит Передней и Средней Азии.

Основные культуры Средней Азии: джейтунская 7-6 т. (ю.-з. Туркмения), кельтеминарская 7-4 т. (Туркмения, Узбекистан, Казахстан).билет 18

Джейтунская культура.

Экономический уклад джейтунцев сочетал в себе земледелие и скотоводство, а также охоту. Наличие оросительных систем говорит о сложности земледельческого ремесла, а наличие на еще в 7 т. костей домашний животных, в основном козы - о мощных темпах развития скотоводства. На поздних этапах неолита кости домашних животных преобладают.

 

Домостроительство велось из глиняных блоков. Дома прямоугольные, с узкими дверными проемами, в каждом - очаг, напротив - небольшая ниша. Пол набивался глиной, около дома находился ремесленный дворик, окруженный глиняными ограждениями. Позднее строительство начало вестись из сырцового кирпича. Населенность одного дома в среднем варьировалась в значении 20 человек.

 

Погребения производились в основном под полом или во двориках, определенного обряда не было - умерших клали как в скорченном, так и в вытянутом виде.

Предполагается, что керамика имела ритуальное значение. Керамика сильнообоженная в примитивном горне или печи, налепная. Раскраска: вертикальные и/или горизонтальные линии, простая геометрия (треугольники). По форме разнообразна, стенки сосудов заглаженны. Керамика в основном представлена посудой. Встречаются антр. и зоомр. статуэтки из глины.

 

Орудия производятся из кремневых пластин, в основном - земледельческий набор: серпы, жатвенные ножи, скобели, также охотнячий инвентарь - наконечники стрел, небольшие топорики, тесла.

 

Кельтеминарская культура.

Пространство, на котором проживала эта культура, была обводнена, леса изобиловали различными животными, а реки и озера - рыбой. Земля богата растительностью. Это повлияло на традиционный хозяйственный уклад. Огромную роль в комплексном хозяйстве играла охото и рыболовство. Находки яичной скорлупы и молюсков указ. на наличие собирательства, хотя на ранних этапах уже производятся находки костей домашних животных.

 

Стоянки представляют собой кратковременные стойбища. Глиняного домостроительство нет, дома шалашообразные, углубленные в землю, вместительность большая.

 

Керамика представлена слепленными чашообразными, сферическими, яйцевидными сосудами и сосудами с высоким горлом. Роспись редка: вырезанный или штампованный орнамент.

 

Орудия изготовлены из некрупных пластин, в основе - скребки, ножи, геометрические микролиты, наконечники стрел с двусторонней обработкой. Встречаются костные орудия. Обработка велась с помощью кремня, добываемого в шахтах.

 

Передняя Азия.

Разрушение охотниче-собирательского уклада в Передней Азии прослеживается уже в 9 т. Вследствие активного собирательства проявляется предрасположенность в земледелии к определенным растениям, в основе: зерновые, бобовые. В 7-5 т. производящее х-тво окончательно побеждает на терр. Передней Азии. Земледелие имело экстенсивный характер, вследствие отсутствия знания о катализатарах. В это время, на базе специализации, проявляются поселения и городища. В процессе социогенеза, резкого демографического взрыва, вызванным оседлым образом жизни, усложняется внутриобщинные отношения. Общество во время неолита было традиционным - люди заимствовали нормы поведения, перенимали обычаи. В общинах появляются ремесленные группы, которое вследствие совместного труда и межличностных отношений преобразовываются в семьи, живущие в отдельных домах с огородним ремесленным промыслом. Отдельные общины, для ведения совместного тяжелого хозяйства, объединяются в племена. Проявляются эндообщинные отношения собственности, пока что исключительно на уровне авторитетности того или иного члена общины или племени. В последствии крупные центры различным ремесел, вследствие развития иерархии поселений, вырастут из поселений и городищ догородской застройки в полноценные города.

 

Керамика все более усложняется, посуда с округлым дном перестоет встречаться, приобретает форму зоотр. и антр. формы, вследствие усложнения культурно-идеологического аспекта. В пластике привалируют женские формы - культ матери, хранительницы очага, и плодородия.

 

В изготовлении орудия труда (привалирует земледельческий инвентарь, хотя широкое распространение имело и скотоводство) предпочтение отдается кремню.

 

Украшения начинают производиться из драгоценных камней и металлов, одежда пошивается из тканей и шерсти.

 

Основные культуры: хассунская, халафская.

 

Хассунская культура.

оседлоземледельч. культура с расписной керамикой. 6 тыс. до н. э. Названа по телю Хассуна, территория заселения: междуречье Тигра и Евфрата, Ирак. Характерны дома из сырцового кирпича в 3-4 комнаты с ремесленным двориком. В домах и дворах имелись печи для выпечки хлеба, очаги, найдены зернотерки, закрома для зерна. На крупных городищах найдены крупные здания, возможно святилище. Все поселение окружали обводная стена и ров. Известны погребения детей в сосудах подполами домов. Племена X. к. возделывали пшеницу и ячмень, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Из орудий труда известны каменные полиров. топоры, мотыги, кремневые вкладыши для серпов, закреплявшиеся битумом в деревянной основе. Найдены ядра для пращи, пряслица, шилья и лопаточки изкости, медные бусы. Керамика (чаши и сосуды с округлым туловом и низкой шейкой) - обожженная, тонкая, лощеная, орнаментированная росписью и нарезкой. Узоры в основном простые геометрические. На позднемэтапе X. к. появляется т. н. самарская керамика - прекрасно орнаментированная, с изображениями людей и животных. X. к. характеризуется началом искусств. орошения.

 

Халафская культура.

6 - 4.5 т. до н. э. Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция). Названа по поселению Телль-Халаф в северной Сирии.

 

Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами (в том числе для обжига керамики). Хорошо известны особенности архитектуры халафского периода. Поселения состояли из двухкомнатных домов, расположенных вдоль мощённых улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный вестибюль, возможно, с двускатной крышей. В виде такого деревянного дома сделана каменная подвеска. Эти дома сооружались на каменных фундаментах со стенами из неформованного кирпича, так как формованный кирпич в это время в Месопотамии ещё был неизвестен.

 

Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась.

 

Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.

 

Керамика халафской культуры находилась в различных районах северной Месопотамии и во многих районах Анатолии. Это свидетельствует о том, что она широко использовалась в этом регионе. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Изготавливалась также неокрашенная и полированная керамика. Хорошо известны особенности архитектуры халафского периода. Поселения состояли из двухкомнатных домов, расположенных вдоль мощёных улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный вестибюль, возможно, с двускатной крышей. В виде такого деревянного дома сделана каменная подвеска. Эти дома сооружались на каменных фундаментах со стенами из неформованного кирпича, так как формованный кирпич в это время в Месопотамии ещё был неизвестен.

 

Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь не использовалась для изготовления орудий.

 

Считается, что население Тель-Халафа первоначально состояло из пришельцев с севера, возможно, из Хаджилара и Чатал-Гуюка. Так что религиозный комплекс халафской культуры не сильно от них отличается. Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мёртвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки.

Дикий бык почитался как символ мужского плодородия. Изображения быков, букрании (украшения из бычьих и козлиных черепов) имели культовое значение и, вероятно, были связаны с богом грозы, занимавшим важное значение во всех древних религиях Ближнего Востока.

 

Высокий стиль халафской керамики был импортирован на широких пространствах месопотамии, что говорит о прочных экономических связях с племенами представителями других культур, в том числе тех, которые не прошли проверку временем.

 

Конец халафской культуры положили пришельцы из южной Месопотамии. Подобно тому, как носители Х.к. пришли с Севера (современный Ливан и Кавказ) на земли Ирака, носители убейтской культуры во второй половины 6 т. пришли на эти территории и ассимилировали халафов.

 

Вопрос: 2) Особенности материальной культуры античной цивилизации.

 

Важнейшей чертой материальной культуры античных государств было развитие железной металлургии. Железо являлось материалом для производства орудий труда и предметов вооружения, оно было значительно прочней бронзы. Важнейшим механизмом продолжало оставаться колесо, на основе которого функционировал наземный транспорт, гончарный круг, водяная мельница.

 

Ввиду садового типа земледелия, в орудия труда превалировали ручные инструменты: косы, вилы, грабли, садовые ножницы. В отдельных предприятиях существовали целые комплексы по выдавливанию винограда и оливок и последующего производства вина и масла.

 

Строительство и архитектура - самая примечательная составляющая материальной культуры А.ц. Известны различные памятники - культовые, дворцовые, общественные и жилые постройки, мосты и дороги. Техника строительного дела основывалась на использовании колеса, блока, рычага, клина. Наиболее яркими памятниками архитектуры Греции являются храмы и храмовые ансамбли, посвященные многочисленным богам античного пантеона. Для их возведения, в основе, использовался мрамор.

 

Примечательной чертой строительства были колонны - одновременно опорные и декоративные элементы. Популярной деталью украшения греческих храмов являлся фриз – бордюр с рельефными изображениями, опоясывающий здание по периметру под крышей. Во всех крупных городах имелся акрополь – особое место на возвышенности, культовый центр. Традиция постройки колонн сохранилось и в Римской культуре.

 

Как для греческой, так и для римской культуры была характерна четкая планировка городов, особенно центра. Постройки имели прямоугольную форму, но встречались и круглые в плане (Пантеон всех богов в Риме).

 

Транспорт был представлен наземными (военные или торжественные колесницы, бытовые и торговые повозки) и водными сооружениями (торговые парусные округлые суда (геог. полож.) и быстрые маневренные суда на гребцах (как правило, военные).

Высокий уровень ремесла определялся совершенством технологического процесса, продуманностью всех его деталей. Изделия ремесленников Греции и Рима – керамические сосуды, ткани, металлические инструменты и оружие, предметы роскоши – служили важной статьей торгового импорта. Металлообработка. Кузнечные мастерские были оборудованы воздуходувными мехами, горнами, оснащены различными инструментами – клещами, молотами, наковальнями, весами. Серебро и золото – металлы, применявшиеся в основном в ювелирном деле. В юв.д. были известны приемы литья, кручения из тонкой проволоки, зерни, ажурной резьбы, чеканки, спайки.

 

На высоком уровне было развито изготовление мебели. Емкостная мебель - это сундуки, лари, шкатулки. Мебель для сиденья – стулья, табуреты, кресла. В производстве использовался токарный станок. Различные части мебели часто были украшены вырезным орнаментом, фигурами, полировкой.

 

Основным сырьем для производства тканей в Греции и Риме были шерсть и лен. Почти в каждом греческом доме находился ткацкий станок хозяйки.

 

Римлянами была в совершенстве освоена технология производства непрозрачных цветных (смальтовых) стекол, а также прозрачного стекла. Смальтовое стекло служило материалом для мозаики, очень популярной в декоре помещений. Методом выдувания производились стеклянные чаши, кубки, флаконы, бутыли.

Билет 18

1. Сущность и процесс «неолитизации» Европы.

2. Античные государства Северного Причерноморья по данным археологии

1. Неолит начинается на крайнем юго-востоке Европы(на юге Балкан, Северо-Западном Средиземноморье) на рубеже VII и VI тыс.

Сущность «неолитизации». «Неолитизация» — это процесс распространения целого комплекса черт неолитической эпохи, который определяет суть нового периода и который включает земледелие и скотоводство, оседлость, прочно построенные дома, новые орудия труда, в том числе шлифованные топоры (иногда со сверлиной для более удобного соединения с рукояткой), жатвенные ножи и серпы, немного позже — изделия из обожженной глины, керамику. Культурные новации продвигались в глубь Европы с юго-востока на северо-запад со скоростью примерно 1 км в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: