Особенности скифской культуры Северного Причерноморья в 5-4 в. до н. э

В конце 5 начале 4 века произошли важные социальные изменения – скифские племена объединились во главе с царем Атеем. На период 5-4 века приходится основная часть царских курганов и укрепленных городищ. Каменское городище (120 га) – столица скифского царства в 4-3 веках до н. э. Столица была населена в основном металлургами, так как были в большом количестве найдены остатки железного шлака, заготовки, и сами изделия кузнецов. Также можно выделить Пастырское городище, один из культурных слоев которого, относящийся к 4-3 векам до н. э., говорит о перестройке укреплений. Мотронинское городище в 5 веке до н. э. переживает наибольший демографический пик, доказывается археологическими раскопками, в том числе увеличением диаметра укреплений. Курганы увеличиваются в размерах, что говорит и большей социальной дифференциации. Наиболее известные и хорошо исследованные курганы: Чертомлык (около Никополя), Толстая могила (около Никополя), Гайманова могила (возле д. Балки).

Развитие скифского искусства в период расцвета (к. 5 - 4 вв. до н. э.) характеризуется высшими достижениями «скифского звериного стиля», обогащенного тесными культурными контактами с греческой культурой. Великолепными образцами изделий этого периода являются: ваза из Чертомлыкского кургана, пектораль из Толстой могилы, гребень из кургана Солоха, сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, украшение с изображением головы богини Афины из того же кургана. Эти памятники входят в группу своеобразного греко-скифского стиля, созданные для кочевнической скифской знати в греческой изобразительной манере. Именно на почве Скифии родились прославленные шедевры Греко-скифской торевтики. Другая группа памятников эпохи 5 — 4 вв. до н. э. отражает процесс утраты в скифском искусстве простоты пластического языка. Чрезмерное увлечение орнаментальной разработкой деталей усиливало внешнюю декоративность стиля. Иногда изображения животных с трудом угадывались среди замысловатых завитков. Утрачивая реалистические черты, «звериный стиль» обрел и нечто новое - изящество и ритмичность форм, оригинальность, нарядность

Развитие раннезмледельческих культур на территории Ближнего и Среднего Востока

Развитие земледельческих культур идёт как правило по одной схеме: в период собирательства и охоты люди начинают собирать зёрна дикорастущих злаковых и зерновых растений. Затем люди начинают отбирать отдельные зёрна и сажать их в землю, чтобы растения дали новый урожай. Следующих этап-это отборка определённых зёрен с растений с нужными качествами(размер зёрен, их количество, устойчивость к болезням и т.д.). Наравне с этим идёт общее усложнение культуры. В Особенно это касается архитектуры и духовной жизни. Дома преобретают прямоугольную форму, появляются небольшие дворики внутри домов. Усложняются узоры и материалы, которые используются при строительстве. В духовной жизни появляется культ плодородия, роль которого со временем лишь возрастает. Так же становится важен календарь, так как он привязан к сельскохозяйственному циклу-позволяет заниматься земледелием в промышленном масштабе. Усложняются орудия труда, всё время есть необходимость их совершеннствовать для увеличения урожайности и ускорения процесса посева и сбора урожая. Появялются системы ирригации. Со временем растут города, увеличевается объём посева и сбора урожая, одомашивается большее количество растений. Сильно увеличивается численность людей.

Предположительно первой земледельческой культурой или культурой, которая находилась на переходной стадии развития между собирательством и земледелием была Натуфийская культура на территории Леванта. Археологии смогли найти более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили вкладными лезвиями первобытных серпов. Далее важнейшим центром развития земледелия становятся иордано-палестинские комплексы(Иерехон А).Дальнейший прогресс происходит в Иерехон Б (VII тыс. до н. э.). Надо выделить Малую Азию, хотя здесь и прослеживаются некоторые черты, общие с иерихонской традицией. К концу VIII—началу VII тыс. до н. э. относятся нижние напластования поселения Хаджилар на юго-западе Малой Азии с глинобитными домами. Важным памятником, рисующим постепенный прогресс земледельческо-скотоводческой культуры Малой Азии, является Чейюню-тепеси.Третьим вырисовывающимся сейчас центром раннеземледельческих куль­тур Передней Азии была, безусловно, Северная Месопотамия с примыкающими к ней горными областями Западного Ирана. Здесь в VII —VI тыс. до н. э. развивается культура типа Джармо (рис. 8), или, как ее называют некоторые исследователи, загросская культурная общность.

К числу памятников этой культуры относятся помимо самого Джармо также Телль-Шимшара в иракском Загросе и Тепе-Сораб и Тепе-Гуран в иранской его части. В Северо-Восточном Иране была рас­пространена неолитическая Джейтунская культура VI тыс. до н. э., лучше всего изученная в Южном Туркменистане, где находится и основной памят­ник — поселение Джейтун. Джейтунские материалы обнаружены в нижних слоях ряда памятников Юго-Восточного Прикаспия, переживание Джейтунских традиций можно проследить и в энеолитическом комплексе Сиалк I в Центральном Иране. В Северо-Восточном Иране была рас­пространена неолитическая Джейтунская культура VI тыс. до н. э., лучше всего изученная в Южном Туркменистане, где находится и основной памятник — поселение Джейтун.

Билет 24

Основные энеолитические культуры Европы.

Гумельницкая культура – культура первой половины-середины IV тыс. до н.э., распространенная на территории восточной Болгарии, юго-западной Румынии, левобережье нижнего Дуная.

В поселениях этой культуры была развита горно-металлургическая деятельность. Об этом свидетельствует огромное количество изделий из металла и древнейшие в Европе медные рудники.

Характерны «живые холмы» - крупные поселения (Караново, Хотница и др.). В пределах поселков обнаружены прямоугольные дома. Поселения окружались деревянной стеной или валом и рвом.

Среди погребальных памятников выделяется Варненский могильник, где была обнаружена уникальная коллекция изделий из меди, мрамора, кости, глины, других пород редкого камня. Погребения четко разделяются на богатые и бедные. Раскопки Варненского некрополя показали высочайший уровень хозяйственного и культурного развития балканских племен, на заре использования металлов.

 

Кукутени-Трипольская культура – культура начала IV-третьей четверти III тыс. до н.э. Зародилась в западной части румынской Молдовы, в дальнейшем племена данной культуры освоили обширную территорию от Восточных Карпат на западе до правобережья Днепра на востоке.

Самостоятельный очаг обработки металла складывается синхронно с гумельницким. Однако технология различна, ибо была ориентирована на использование ковки и сварки металла.

Основным памятником является однослойный посёлок. Это объясняется тем, что люди часто меняли места обитания из-за быстрого снижения плодородия участков. Некоторые из посёлков имели оборонительные валы и рвы. Грандиозные посёлки часто именуют протогородами. Выявлены жилища двух типов: землянки и глинобитные постройки, которые даже могли быть 2-3х этажными.

Природные условия были благоприятны для развития земледелия и скотоводства. Многообразию хозяйственной жизни соответствует большой набор кремниевых и каменных орудий труда.

Наиболее ярким элементом трипольской культуры является расписная керамика.

Ямная культура – культура позднего медного века (3600- 2300 года до н.э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке, до Днестра на западе.

Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищих.

Характерной чертой культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Захоронения были множественными и производились в разное время.

Представителям данной культуры принадлежат самые ранние в Европе находки четырёхколесных повозок.

Металлическое сырье ямники получали на Кавказе.

Артенакская культура - археологическая культура эпохи позднего энеолита (ок. 2400 до н. э.), названа так по месту обнаружения — селению Артенак в провинции Шаранта.

В течение тысячелетия между артенакской и дунайскими культурами существовала устойчивая граница, проходившая недалеко от Рейна.

Для неё характерно большое количество наконечников, поэтому считается, что артенакцы были искусными лучниками.

Артенакцы были первыми носителями технологии обработки металла в атлантико-бискайском регионе, которые заимствовали около 2900 г. до н. э. с побережья северной Каталонии-Руссильона (куда, в свою очередь, она пришла от культуры Ремеделло на западе Италии).

 

Материальная культура классической цивилизации Майя.

Процесс институализации высшей власти, в том числе власти правителя, происходивший с середины I тыс. до н.э. при усложнении социального строя общества майя приводил к соответствующим изменениям в явлениях культуры, главным образом, в виде архитектуры, скульптуры. При этом значительно возрастает численность городского населения: столичный Тикаль насчитывал 10 – 11 тысяч жителей.

Как политическая структура общество равнинных майя представляло собой, по наиболее убедительной трактовке, небольшие государства со столичными поселениями, игравшими роль военно-административных и идеологических центров, какими являлись Тикаль, Копан, Пленке и др.

В земледельческом хозяйстве майя использовались методы создания оросительных каналов с мелиоративными целями. Большую роль в административной организации хозяйства, видимо, имели равнинные поселения городского типа с развитым общественным производством. Металл в хозяйственной деятельности майя классического периода не применялся.

Во II веке н.э. (особенно с конца позднеархаического периода, что включает 300 г до н.э. – 150 г. н.э.) монументальное храмовое строительство майя достигает больших высот. Известны ступенчатые пирамиды, храмовые платформы и ритуальные площадки таких культурно-религиозных центров, как Вашактун и Тикаль.

Классическая эпоха в существовании цивилизации майя соотносится с временным промежутком III – IX вв. нашей эры. К этому времени монументальная архитектура достигает своего совершенства, уже полностью сформировались многие характерные черты культуры этой цивилизации — расположение храмов неподалеку от площадей и использование при их строительстве известняка и белого стука, насыпные порожки и лестницы, тянущиеся по передней стороне пирамид, сооружение погребальных камер, фрески с натуралистическими сюжетами. Совершенствуются также формы керамики – ещё в протоклассическом периоде (с середины II в. по конец III в. н. э) распространяются сосуды с полыми полусферическими ножками, изящные подставки для горшков и др. В декоративной росписи керамических изделий использовалось большое количество цветов, наносившихся поверх полупрозрачной оранжевой эмали. К классическому периоду у майя существовал сложный календарь, развитая иероглифическая письменность, сложившаяся в позднеархаическом периоде (300 г. до н. э. — 150 г. н. э.). Что касается архитектуры, то в ней к середине III в. н. э. уже стал популярен ступенчатый свод, принцип которого применялся при сооружении гробниц. Продолжает развиваться также живопись, в мотивах которой получили распространение как религиозные, так и светские начала.

В конце классического периода основываются такие крупные городские центры, как Чичен-Ица (известная грандиозной ступенчатой пирамидой Кукулькана), Ушмаль и Коба

Классический период заканчивается IX веком н.э, когда в южных районах проживания происходит стремительное сокращение населения, жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения. Причины этого являются предметом спора исследователей нашего времени.

 

Билет 25.

1. Археологическая культура Кукутени-Триполье.

Культура Кукутени-Триполья это археологическая культура, распространённая в VI-III тысячелетии до нашей эра в Дунайско-Днепровском междуречье. В эпоху энеолита Трипольская культура была распространена на территории правобережной Украины, в Молдавии, Восточной Румынии (Кукутень) и Венгрии. Эпонимный памятник данной культуры был открыт Викентием Хвойкой в 1897 году около села Триполье, Киевской губернии. Антропологи отмечают у представителей Трипольской культуры средиземноморский и динарский расовые типы.
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях - 200-450 гектаров.Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками. Частьпомещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами,имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди.Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамиказанимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Переодизация:
Ранний этап: вторая половина VI, начало V тысячелетий до нашей эры. Жилища - преимущественно землянки. Орудия труда изготавливались из камня, кости и рога. Медные изделия встречаются редко (украшения, рыболовные крючки, шилья). Кухонная керамика имеет примесь песка, шероховатую поверхность, орнамент ввиду насечек и налепов,, столовая украшена каннелированным(горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы»,грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфныхфигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение вжилище (Лука-Врублевецкая).

Средний этап: вторая половина V-конец IV века до нашей эры.Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилищарасполагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей икруглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий.Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территориимежду Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи,кинжалы,тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесьюв массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняетсяформа статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения.Найдены погребения в жилищах.

Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счётпродвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах,наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваеться добычаобработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы спримесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы).Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женскиестатуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами.Известны грунтовые икурганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь:кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения —браслеты, пронизи, медные,каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски,антропоморфные статуэтки.

 

2. Племена степей и лесостепей в Средневековье (по археологическим находкам).

В первую очередь нужно сказать о Пшеворской культуре (Центральная и Южная Польша): IIвек до нашей эра- V век нашей эры. Эта культура представляла собой сложное образование, включавшее кельтский, германский, раннеславянский и другие компоненты. Сложный разнохарактерный состав материалов, найденных на одних и тех же памятниках, объясняется смешением разных групп населения и частым его передвижением. В I в. до н.э. отмечается первая волна переселения пшеворского населения, теснимого с запада и юго-запада германцами и кельтами, на Западную Волынь и территорию Верхнего Поднестровья. Здесь позднее они сталкиваются с зарубинецкими племенами и постепенно начинают с ними
смешиваться. В результате этого смешения постепенно складывается новое образование — зубрицкая культура. С конца II в. н.э. отмечается вторая волна расселения пшеворских племен, в результате которой группы этого населения проникали в Закарпатье и Среднее Поднестровье, а некоторые, вероятно, еще дальше на восток — в отдельные районы юга лесной полосы Восточной Европы. Это передвижение пшеворцев было частично вызвано давлением на них с севера со стороны племен вельбарской культуры (I -начало V в.).

Так же средневековое население степей и лесостепей представлено Черняховской культурой (середина III - начало V тысячелетий нашей эры). Памятники которой расположены в лесостепных районах Украины и России (часть Курской и Белгородской области), черноморских степях к Западу от Днепра, Молдавии и Юго-Восточной Румынии. В степи памятники Черняховской культуры встречаются реже. Хозяйство племен Черняховской культуры было земледельческо-скотоводческим. Основу его составляло пашенное земледелие с использованием легкого или тяжелого плуга. Известны находки железных наральников разных типов. Кроме того, есть находки железных мотыжек, вероятно, для огородничества. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, распространены были лен и конопля. Для уборки урожая использовались серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты (Молдавия) обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола зерна применяли ротационные каменные ручные жернова. Обнаружены мельничные сооружения, которые могли использоваться несколькими семьями. Например, на поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки такой мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом.Среди костей животных, найденных в культурных слоях поселений, более 90% составляют кости домашних животных Ведущая роль принадлежала крупному рогатому скоту, но разводили и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу. Кость широко использовалась для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из нее изготавливались также гребни, некоторые украшения, бытовые предметы.Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремесла.С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий.Большинство украшений Черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона — медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремесел. Можно предполагать, что эти ремесла уже были специализированными.Найдено несколько десятков металлургических горнов разной конструкции. Черняховские мастера знали различные приемы обработки железа и получения стали.
Очень хорошо было развито гончарное ремесло. Более чем на 50 селищах обнаружены остатки небольших гончарных мастерских. Население Черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением.Одно из наиболее распространенных ремесел — ткачество, изготовление шерстяных и льняных тканей. На некоторых металлических предметах в погребениях обнаружены отпечатки разных тканей. Широкий ассортимент найденного деревообрабатывающего инструмента указывает на достаточное развитие этого ремесла.
Подавляющее большинство поселений — это селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. На плодородных черноземных почвах поселения достигают 20-30 га. Жилища представлены полуземлянками и наземными домами. Большинство полуземлянок имеют прямоугольную форму, их площадь — до 20 кв. м. Наземные постройки, одно — или многокамерные, также имеют прямоугольную форму, их площадь колеблется от 10 до 40 кв. м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу устраивался очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью от 60 до 160 кв. м — так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение и помещение для содержания домашних животных, иногда разделенные тамбуром. Стены таких сооружений, вероятно, делались из дерна.Грунтовые могильники Черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалеку от них и занимают сравнительно с поселением небольшую площадь. Большинство известных могильников относится к IV в. Погребальный обряд характеризуется биритуальностью, т.е. использованием и трупосожжения и трупоположения.
Черняховская культура была связанна с Римом, о чём свидетельствуют многочисленные находки монет, а так же стеклянных и металлических сосудов.

 

На рубеже II-III вв. н.э. в пределах леса и лесостепи в северной части Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура, памятники которой существуют до середины Vв. Хозяйство населения киевской культуры характеризуется земледелием и приселищным скотоводством. Распространены небольшие по площади неукрепленные поселения и соответствующие им грунтовые могильники с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. С традициями этой культуры некоторые исследователи связывают обычай сооружения жилых полуземлянок с центральным опорным столбом и очагом в средней части постройки. Обряд сожжения, сопровождаемый помещением в могилу вторично обожженной керамики, находит аналогии в пшеворской культуре. Для киевской культуры характерна лепная посуда. Некоторые формы керамики, такие как острореберные миски и горшки с лощеной поверхностью, имеют прототипы среди керамики предшествующих культур. Кроме местной лепной посуды на некоторых памятниках присутствует привозная круговая, изготовленная в черняховских мастерских. Особенно заметно влияние на киевскую культуру со стороны черняховской в IV — начале V в., к этому времени относятся находки некоторых типов бронзовых и железных фибул, роговых гребней, стеклянных бус, пинцетов. В начале IV в. население киевской культуры под натиском черняховских племен уступает им часть своей территории в Среднем Поднепровье. Это дало новый импульс для начавшегося несколько ранее продвижения сюда отдельных групп населения киевской культуры в Верхнее Поднепровье.

На основе киевской складывается колочинская культура, которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается как культура славянская. Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает с территорией предшествующей культуры. Практически одинаковыми оказываются приемы домостроительства (полуземлянки срубной или каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре) и обряд погребения (грунтовые могильники с остатками трупосожжения на стороне). Кроме того, исследования особенностей киевской культуры позволяют ряду авторов предполагать, что, кроме колочинской, эта культура является частичной подосновой для пеньковской культуры (см. далее), которая рассматривается как «антская», т.е. славянская. Некоторые исследователи усматривают сходство между элементами колочинской, пенъковской и пражской культур, последняя из которых практически всеми признана в качестве достоверной археологически культуры ранних славян.








Билет 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: