Керамическое производство

- в северопричерноморских античных колониях достигло высочайшего уровня.

- существовало как в городах, так и в сельских поселениях.

Остатки керамических производств многочисленны:

ü Гончарские мастерские;

ü Керамический брак;

ü Сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики;

ü Специальные ремесленные кварталы – «керамики» (в Херсонесе, Пантикапее, предположительно в Фанагории).

Из глины производились:

ü Стройматериалы и архитектурные детали (черепица и кирпичи, облицовочные плитки и трубы для водопровода и парового отопления);

ü Различные сосуды (посуда, тара для жидких и сыпучих продуктов, светильники, курильницы);

ü Терракотовые статуэтки, жертвенники, грузила, пряслица и др.

ü Акротерии, антефиксы, симы – терракотовые детали кровли и верхних частей зданий, украшенные рельефными изображениями.

Гончарная керамика появилась в Северном Причерноморье с момента основания греческих поселений.

Отличительные черты античной керамики Северного Причерноморья:

ü Долговременное переживание здесь форм и орнаментов, уже давно вышедших из моды в метрополиях;

ü Подражание сосудам скифских и сарматских форм с одновременным применением античного декора;

Виды сосудов:

ü Остродонные узкогорлые двуручные амфоры – тара для перевозки, хранения вина, масла, сыпучих веществ (наиболее многочисленны);

ü Огромные пифосы – керамические бочки;

ü Горшки, сковороды, кувшины, миски (для кухонных нужд);

ü Блюда, плоскодонные широкогорлые амфоры, кратеры, пелики, гидрии, ойнохои, килики (столовые сосуды);

ü Лекифы – сосуды для благовоний и масел (для туалетных целей).

В IV в. до н.э. в античных колониях Северного Причерноморья появляется художественная расписная посуда местного изготовления, подражающая импортной. Роспись производилась тёмной или красной краской по светлому ангобу и повторяла роспись ионийской керамик, задававшей некогда моду, воспроизводя характерные для неё простые геометрические мотивы.

В эллинистическое время (наивысший подъём в производстве местной художественной керамики) расписная посуда распространилась очень широко, её украшал растительный орнамент, наносимый красной, либо голубой, либо чёрной краской по светлому фону или же белой краской по тёмному фону.

Чернолаковая посуда.

Распространилась в северопричерноморских колониях практически с момента своего появления. Чернолаковые расписные сосуды в VI – начале V в. до н.э. были чернофигурными. Чернофигурные вазы были вытеснены в V – IV в. до н.э. краснофигурными.

Краснолаковая посуда с гладкими стенками.

Появляется в Северном Причерноморье во второй половине II в. до н.э., а с I в. до н.э. окончательно сменяет чернолаковую в данном регионе и господствует здесь до конца античной эпохи.

Металлургия.

Археологические источники демонстрируют высокий уровень северопричерноморской античной металлургии – как чёрной, так и цветной. Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, почти все скобяные изделия делались из железа и стали.

Использовалась различная руда:

ü Горная (для Ольвии – криворожская, для Боспора – керченская);

ü Болотная (для Херсонеса).

Руда обогащалась, промывалась, затем железо восстанавливалось из руды сыродутным способом, после чего горная крица повторно нагревалась, затем осуществлялась её проковка, а в результате появлялось сырьё для изготовления предметов.

Найдены городские и сельские кузницы. Основной приём кузнечной обработки – ковка.

Из меди и бронзы производили орудия труда, оружие, элементы одежды, украшения, замки, зеркала, бритвы, ключи, сосуды. Бронза была свинцово-оловянистой. В римской время к меди стали добавлять цинк, тем самым получая латнуь. Из свинца делали гири, грузила, пряслица.

Основной метод цветной металлообработки – отливка в формах. Найдены плавильные печи, керамические тигли. В формы металл лили с помощью керамических льячек.

Формы:

ü Жёсткие (негативное изображение вырезалось в керамике, в камне; двусторонне, реже – односторонне);

ü Мягкие – из глины, формовочной земли.

Торевтика – художественная обработка металлов, зародившаяся в VI в. до н.э. в северопричерноморских городах. С III в. до н.э. практиковалось золочение серебряных и бронзовых изделия с помощью покрытия их ртутным раствором золота. С рубежа III-II вв. до н.э. распространяется инкрустация металлических изделий камнями, цветным стеклом, эмалью (полихромный стиль). Этот стиль достигает своего апогея на рубеже эр.

В первые века н.э. в Северном Причерноморье появляется собственное стеклоделие. Римляне принесли в Северное Причерноморье традицию изготовления оконного стекла.

Производился активный выпуск монет (из серебра, меди, реже – из золота). В течение всей античной эпохи свою монеты выпускали 4 северопричерноморских города: Ольвия, Пантикапей, Херсонес и Тира.

Как свидетельствует погребальный инвентарь и различного рода изображения, северопричерноморские греки придерживались традиционных античных типов вооружения в сочетании с заимствованными ими варварскими формами:

ü Длинновтульчатые копья с железным наконечником – метательные и ударные;

ü Ксифос – двулезвийный остроконечный, рубящий и колющий меч;

ü Махайра – искривлённый однолезвийный рубящий меч;

ü Короткий скифский акинак;

ü Длинный меч синдо-меотского типа без металлической гарды (на Боспоре);

ü Пращи и луки.

Римляне использовали:

ü Меч-гладиус;

ü Метательное копьё-пилум.

Для обороны:

ü Деревянные щиты с обтяжкой из кожи или металлических пластин;

ü Бронзовые панцири-кирасы и панцири из железных чешуек;

ü Бронзовые шлемы различных типов;

ü  Позже – железные шлемы; бронзовые поножи.

Искусство и религия по археологическим данным.

Высокого уровня в Северном Причерноморье достигла монументальная живопись.

Обнаружены росписи стен жилых зданий и погребальных склепов. Характерной чертой монументальной живописи была её неразрывная связь с конструктивной основой - тектоничность.

В частности, была широко распространена многоцветная раскраска различных частей стены, при которой отдельный цвет соответствует определённому структурному участку – структурная система.

Начиная с рубежа эр в Северном Причерноморье, к структурному стилю добавился восходящий к нему стиль цветного инкрустирования стен пластинами из цветного камня, металла или стекла, при котором сложный орнамент формировался за счёт вписывания пластин одной геометрической формы в пластины другой.

Мозаичные изображения создавались с помощью разноцветных галечных камней, укреплявшихся на известковом растворе (изображение на полу купальни эллинистического периода в Херсонесе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: