Скульптура (круглая и рельеф)

В IV-II вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры.

Виды:

ü Круглая скульптура (изображения богов, портреты местных жителей);

ü Рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы.

С V в. до н.э. и до III в. н.э. широко распространена местная надгробная скульптура, в которой особенно сильно сказываются черты северопричерноморской античности. Основной вид – стелы – каменные доски с именем умершего, часто увенчанные карнизом из растительных мотивов или фронтоном храмового типа с акротерием на вершине.

В период римского присутствия в местной скульптуре проявляется значительное влияние римского портретного стиля.

Основным материалом для местной монументальной скульптуры был известняк.

Религиозные культы находят непосредственное отражение:

ü В храмовой архитектуре;

ü В изображениях богов на монетах;

ü В монументальной скульптуре;

ü В терракоте;

ü В рельефах и надписях на каменных плитах.

 

Билет 31

Вопрос 1. Археология древнейших цивилизаций на примере Месопотамии. Древнейшие города.

Вопрос 2. Культуры раннего железного века в лесной полосе Восточной Европы.

Зарубинецкая культура - хронологические рамки: рубеж III-II вв. до н.э. – середина I в. н.э. Племена обитали в Припятском Полесье, в правобережном Среднем и Верхнем Поднепровье и на Левобережье Днепра до бассеина Среднего Сейма. Вероятно имели место процессы славянского этногенеза, хотя, существует мнение, что население могло быть и балтоязычным.

Памятники- представленны поселениями и могильниками.

Известны укрепленные и неукрепленные поселения, как правило, в поймах рек, на речных террасах или на возвышенных останцах, в долинах рек и мысах. Городища укреплены рвами и валами, иногда с неясными деревянными конструкциями(частоколами?). Небольшие прямоугольные наземные или углубленные жилища с очагом по центру. В северной зоне стены бревенчатые, в южной — плетневые с глиняной обмазкой, на столбовой основе.

Могильники- бескорганные поля погребений. В неглубоких ямах на земле или в сосудах-урнах хоронили прах кремированных. Кости тщательно очищались от погребального костра. Прах мог сопроваджаться керсмическими сосудами, оружием, орудиями труда, украшениями(обычно фибулами), иногда ритуальной пищей. Трупоположение практиковаалось гораздо реже. Оружие и конное снаряжение встречается редко.

Земледелие- подсечно-огневое и переложное — с использованием деревянного ралабез железного сошника. Применялись железные слабоизогнутые серпы и каменные зернотерки. Культивировали просо, ячмень, пшеницу, репу, лен и коноплю.

Придомное скотоводство - разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Практиковалась охота с собакой — как мясная, так и пушная. Были широко развиты черная и цветная металлургия и металлообработка. Восстанавливали из болотной руды в глинобитных горнах. Освоили цементацию и технику пакетирования. Бронзу плавилив глиняных тиглях, лили в формы с помощью остродонных льячек, а также ковали, чеканили и подвергали протяжке. Ткачество — пиромидальные и конические глинянные грузила для станков и биконические глиняные пряслица. Керамическое производство — ручной круг. Формы: горшки, корчаги (20-30л.), сковороды, миски, кувшины. Декорировались насечками и выдавлением по краю валиком с ямочными вдавлениями штампом.

Дьяковская культура- наиболее интенсивная жизнь V в. до н.э.-IV в. н. э. Изначально население в этоязыковом отношениии было фино-угорским, затем наслаивается балтийский элемент. Исследователи делят культуру на восточный (фино-угорский) регион и на западный (значителен балтийский компонент)

Культура известна в основном по поселениям (около 500). Основная информация из раскопок городищ (больше 200). Чаще всего занимают естественно укрепленные места — мысы у слияния рек и между оврагами, либо останцы. Площадь не велика, но плотно заселены. Защитой большинства городов служил вал (иногда с частоколом) и ров, также использовалась система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами.

Жилища- прямоугольные наземные срубы и плетнево-столбовыые дома — в основном многокомнатные (длинные дома), со временем сменившиеся однокомнатными.

Погребения — средние и поздние этапы существования. «Домики мертвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации.

Земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты. Земледелие — находки серпов, мотыг и зерен (просо, ячмень, пшеница, лен). Скотоводство — кости свиней, коров, лошадей. Охота — кости пушных и других зверей. Металлургия — тигли, льячки, крицы. Была развита костяная индустрия.

Характерной чертой культуры на ее ранних стадиях является господство сетчатой (текстильной) керамики, более редки сосуды с рогожной поверхностью. В основном характерны горшки приземистые и вытянутые баночной формы, и миниатюрные сосудики.

Характерной чертой являются грузики «дьякова типа» из глины, кости в форме гриба, усеченого конуса, биконуса или башни из усеченых конусов. Всегда имеется вертикальный канал и насечка по краю основания.

Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области-

Ананьинская культурно-историческая область. IX/VIII – IV/III вв. до н.э. В бассеине Камы до ее впадения в Волгу. Финно-угорская группа. В нее входии (ананьинская, акозинская и постмаклашеевская) археологические культуры.

Отличалась от других лесных культур большим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Высокий уровень металлургии подтверждается не только находками соответствующих изделий, но и бронзолитейными орудиями имеющими однотипную форму и орнамент.

Основа хозяйства- животноводство (состав стада — свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие играет подсобную роль, широко практиковалась охота, в том числе на пушных зверей, и рыболовство.

Основные памятники — поселения и могильники. Поселения занимают естественно укрепленные места, такие как мысы. Известны как городища, так и селища и временные стоянки. Оборонительная система состоит из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена. Иногда ваалы обкладывали известняковыми плитами. Жилища обычно: наземные дома срубной или каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделенные на продольно размещенные жилые отсеки с очагом в каждом.

Могильники — бескурганные, размещаются по берегам рек. Практиковалось трупоположение в ямах. Трупосожжение реже, с дальнейшем помещением праха в ямы-могилы или в домики мертвых. Известны и кенотафы. Изредка для обкладки стен могильных ям использовали каменные плиты или же сооружали в в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие холмики, устанавливаться столбы или небольшие срубы-жилища.Иногда в межмогильном пространстве или над могилами устанавливались каменные стеллы: псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия и геометрических знаков, позднее- в виде человеческих фигур в полный рост с оружием. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамические сосуды.

Жертвенные места- самостоятельные и в пределах могильников и поселений. Предсавляют собой участки с массой пережженных костей животных и предметов обихода.

Материальная культура- Многочисленные бронзовые «кельты» и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу. Хорошо известны мечи и кинжалы. Боевые ножи имели широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием. Наконечники стрел костяные черешковые и втульчатые, а также бронзовые и железные втульчатые. Порой украшены в местном зверином стиле (скифско-савроматское влияние)

Керамика- лепная. В основном кругло- и плоскодонные сосуды, декорированные вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, а также с текстильным орнаментом.

Пьяноборская культура - III в. до н.э.-II в.н.э. Сменила Ананьинскую культуру, в этой области нашли продолжение и развитие ананьинские традиции фортификации, домостроительства, погребального ритуала и культа. На многих поселениях продолжается жизнь, но возникают и новые.

Погребальный обряд - бескурганные, сохранение обычая обертывания тела в луб или бересту. Но появились и захоронения нового типа в деревянных гробовищах. Характерно наличие множества украшений и элементов костюма. Височные подвески в виде вопросительного знака, округлые нагрудные бляхи и в особенности крупные женские парные поясные застежки эполетовидной формы, состоящие из двух бронзовых блях, соединенных между собой железными стержнями.

Типичными стали ритуальные центры с массовыми жертвоприношениями.

Скотоводство - основа хозяйства. Мотыжное земледелие, охота, рыболовство играли подсобную роль. Керамика, также продолжает традиции предшествующей культуры.

Наиболее существенные изменения связаны с дальнейшим развитием черной металлургии. Сыроборные горны представляют собой спаренные ямы, в одной из которых осуществляется сам сыродутный процесс, а вторая служит предтопочным помещением, для накачивания воздуха через глинянные сопла с помощью мехов. Железо практически вытеснило бронзу из сферы производства оружия и орудий труда. Цветная металлургия также совершенствовалась в связи с изготовлением украшений и элементов одежды. Каменные формы сменились глинянными, распростронилась пайка, появилось комбинированное литье. Набор вооружения соответствовал сарматской традиции. Стрелы с железными черешковыми трехлопастными наконечниками, а также с костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками.

БИЛЕТ 32

Бронзовый век Кавказа и Закавказья.

Время:

Майкопская культура – середина – вторая половина 3 тыс. до н.э.

Куро-аракская культура (лучше всего изучена по поселениям) – до конца 3 тыс. до н.э.

Во 2 тыс. до н.э. складывается несколько различных культур:

* Северокавказская

* Кобаньская (поздний период северокавказской) – конец бронзового – начало раннего железного веков.

* Самтаврская каякентско-хорочаевская и прикубаньская и т.д.

Территория:

Кавказ стал в эпоху бронзы горно-металлургической областью с двумя центрами на северокавказской территории и закавказской.

Куро-аракская культура: Закавказье, Северо-Западная часть Ирана и Восточная Анатолия.

Северокавсказская: долины Терека и Кубани, степи Ставрополья, высокогорные районы.

Особенности культуры:

Культуры Кавказа характеризуется развитой скотоводческой и земледельческой деятельностью. Однако самих культур было несколько. Связи же населения Кавказа и Азиатских народов способствовали заимствованию некоторых достижений передневосточной цивилизации (см. Археологический материал со знаком *)

Археологический материал:

Циклопические сооружения, расписная керамика, мечи древнеассирийских форм*, переднеазиатский топоры*, золотые украшения и посуда, поясные пряжки, топоры, наконечники стрел, атрибуты конской амуниции (удила, сбруя и т.д.) (кобаньская культура), печати.

Погребения:

Майкопская:

Дифференцированные погребения (знати и простого народа). Найдены мужские захоронения с богатым, дорогим инвентарем, золотыми украшениями, следами от балдахина, серебряными сосудами.

Куро-аракская:

Дифференцированные погребения. Подкурганного типа, грунтовые, овальные могилы.

Северокавказская:

Курганные могильныки (сначала скорченные погребения, затем – вытянутые).

Памятники:

Майкопская культура:

Майкопский курган (р. Белая) – погребальная камера.

Курганаы около Новосвободской

Старомышатского клада (серебряные и золотые фигурки, украшения)

Поселения Мешоко и Хадзжох

Куро-аракская:

Второй слой в Кюль-тепе 1.

Северо-кавказская:

Курганы Ульского аула

Во 2 тыс. до н.э. возникают урбанизированные поселения (по среднему течению Амударьи) (выявлены свидетельства специализации производства)

2. Археологическая ситуация «рубежа эр» на территории Восточной Европы.

*(С. З. Ю. В. – обозначения сторон света для обозначения области рек)

Общеее

Население и территория:

Днестр. Ю. Буг – северофракийские племена

Лесостепи Поднепровья, Подонцовья, Подонья – праславяне, балты, финно-угры.

Леса между З. Бугом верховьями Оки и Волги, лесостепь бассейнов Демны и Сейма– пробалтийская языковая группа.

Этногенез славян осуществлялся: конец 1 тыс. до н.э. – Верхнее Поднепровье, Средний Днепр, Припятское Полесье; 3-4 вв. н.э. Среднее Поднепровье (киевская культура и черняховская культурно-историческая область (последняя в связи с влиянием культуры провинции Римской империи впоследствии включала эноязыковые группы: славянскую, германску, иранскую.

Особенности культуры:

Население оседлое, занималось скотоводством и земледелием. В 9-4 в до н.э. подверглось сильнейшему скифскому влиянию (особенно оно было сильно во второй (выше указанной) группе территорий.

Культуры:

* Зарубинецкая

* Дьяковская

* Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области

Зарубинецкая культура:

Время:

3/2 вв до н.э. – середина 1 в. н.э. Исчезновение культуры обусловлено миграциями племен под воздействием экологических факторов.

Территория:

Припятское полесье; Правобережное, Среднее и Верхнее Поднепровье, Левобережный Днепр до бассейна Среднего Сейма.

Особенности культуры:

Вероятно, в ее рамках происходил славянский этногенез. Основу культуры составляло земледелие (подсечно-огневое и переложное). Большую роль играло придомное скотоводство. Практиковалась охота с собакой (за мясом и за пушниной). Широко развиты черная и цветная металлургия. Гончарный круг не использовали. В керамике известно сочетание лощеных и намеренно ошершавленных зон.

Характерной особенностью являются глиняные сосуды, декорированные насечками

Археологический материал:

Железные серпы, короткие железные косы, остатки глинобитных горнов, глиняные грузила, пряслица, сковороды (из глины), миски, кувшины, горшки, фибулы из бронзы и железа, бронзовые булавки для одежды, стеклянные бусы

Погребения:

Могильники – бескурганные «поля погребений». В негрубоких ямах в сосудах на самой земле хоронили останки после кремации; прах мог сопровождаться керамическими ссудами, оружием, ритуальной пищей. Трупоположение практиковалось редко.

Памятники:

Поселения (укрепленные и неукрепленные) в поймах рек и речных террасах, долинах рек и мысах. Городища укреплены рвами, валами, возможно, частоколами.

Жилища бревечатые с очагом поцентру либо (в северной зоне) плетеные с глиняной обмазкой.

Дьяковская культура

Время:

8 в. до н.э. – 7 в н.э. (в последнее время датировка – 6 в н.э. – 4/5 в. н.э.). Наиболее интенсивный период: 5 в. до н.э. – 4 в. н.э.

Территория:

Волго-Окское междуречье, Верхнее Поволжье.

Особенности культуры:

Изначально – финно-угорская языковая группа с позднейшим наслоением балтского субстрата. Земледельческо-скотоводческий уклад. Развитая костяная индустрия (ниже в археологическом материале помечена знаком *), но впоследствии вытеснялась железом. Господство сетчатой керамики («текстильной»)

Археологический материал:

Серпы, мотыги, зерна, кости домашних животных, тигли, рукояти ножей*, гарпуны*, наконечники стрел*, сосуды с рогожной поверхностью (постепенно заменяется гладкой грубой посудой), грузики «дьякова типа»

Погребения:

Исследованы крайне недостаточно. Срубы с сосудами с останками после кремации.

Памятники:

Городища (известно более 200), занимающие естественно-укрепленные места: мысы у слияние рек, пространство между оврагами. Укреплениями служили земляные валы (в некоторых городищах – два, три), частоколы, рвы.

Жилье: жилые стены с многокамерными жилищами. Прямоугольные срубные и плетено-столбовые дома (многокомнатные, сменившиеся однокомнатными; именно так, не наоборот, это не опечатка).

Самые известные городища:

* Дьяково (у села Дьяково)

* Троицкое (под Можайском)

Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области

Время:

Ананьинская: 9/8 вв до н.э. – 4/3 вв. до н. э. Далее эволюционирует в пяноборскую культуру.

Территория:

Бассейн Камы до впадения ее в Волгу, на прилегающих средне-волжских территориях.

Особенности культуры:

Большое количество бронзы и железа уже в ранний период. Животноводство – основа хозяйства. Земледелие выполняет вспомогательную роль. Широко практикуется охота (за мясом и пушниной) и рыбная ловля.

Археологический материал:

Бронзолитейные орудия, изделия из цветного металла, бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотерки, бронзовые бляхи. Набор вооружения в ананьенской эпохе соответствует скифской традиции; впьяноборской – сарматской (преобладание стрел с костяными втульчатым и черешковым наконечниками)

Погребения:

Бескурганные по берегам рек. Трупоположение в ямах, трупосожжение. В пьяноборской культуре возникают захоронения в деревянных гробовищах.

Памятники:

Поселения на естественно укрепленных местах. Городища, селища, временные стоянки. Жертвенные места (самостоятельные, в пределах поселений)

 

Билет 33

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура раннего бронзового века (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на территории равнин и предгорий западной и центральной части Северного Кавказа и Предкавказья.

За­ни­ма­ет бас­сей­ны Ку­ба­ни, Верх­ней Ку­мы, Верх­не­го и Среднего Те­ре­ка, при­ле­гаю­щие рай­оны Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья (от Та­ма­ни до современного города Но­во­рос­сийск) и сте­пей современного Став­ро­поль­ско­го края (еди­нич­ные па­мят­ни­ки из­вест­ны до Ниж­не­го До­на и современной Кал­мы­кии - так называемый степ­ной Май­коп); отдельные на­ход­ки - от Северного При­чер­но­мо­рья до Кас­пий­ско­го мо­ря. На се­ве­ро-вос­то­ке аре­ал майкопской культуры пе­ре­се­ка­ет­ся с зо­ной энео­ли­ти­чес­ких степ­ных куль­тур­ных групп, близ­ких к ран­не­му эта­пу ям­ной куль­ту­ры, на юго-вос­то­ке - с ку­ро-аракс­ской куль­ту­рой, из­вест­ны и сме­шан­ные па­мят­ни­ки (например, Лу­го­вой).

На­зва­на по Май­коп­ско­му кур­га­ну.

Па­мят­ни­ки изу­ча­лись с 1869 года, их общ­ность вы­де­ля­лась с конца XIX - начала XX веков как «ку­бан­ский район ок­ра­шен­ных кос­тя­ков» А.А. Спи­цы­ным, «кав­каз­ское куль­тур­ное те­че­ние» В.А. Го­род­цо­вым, «боль­шие ку­бан­ские кур­га­ны» А.М. Тальг­ре­ном, «ран­не­ку­бан­ская груп­па» А.В. Шмид­том, «вто­рая ста­дия» древ­них куль­тур Кав­ка­за А.А. Мил­ле­ром, «ран­не­ку­бан­ская груп­па» А.А. Иес­се­ном. Современный тер­мин встре­ча­ет­ся в за­пи­сях Спи­цы­на с 1920-х годов, по­лу­чил рас­про­стра­не­ние с 1950-х годах, по­сле пуб­ли­ка­ций Е.И. Круп­но­ва; не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми упот­реб­ля­ет­ся так­же тер­мин «май­коп­ско-но­во­сво­бод­нен­ская общ­ность». На­чи­ная с ра­бот Иес­се­на (1950 год) раз­ли­ча­ют 2 эта­па: май­коп­ский и но­во­сво­бод­нен­ский. В ря­де ис­сле­до­ва­ний их рас­смат­ри­ва­ют как свя­зан­ные ге­не­ти­че­ски и вы­де­ля­ют пе­ре­ход­ные ком­плек­сы, в не­ко­то­рых - как куль­ту­ры, со­от­но­си­мые с различными ис­то­ка­ми

Наи­бо­лее изу­че­ны по­гре­бе­ния, поч­ти все - под­кур­ган­ные, не­ред­ко с кром­ле­ха­ми; скор­чен­ные на бо­ку, в том числе по­сы­пан­ные ох­рой, го­ло­вой ча­ще ори­ен­ти­ро­ва­ны на южный сек­тор. Ран­ние на­сы­пи зем­ля­ные, для позд­них по­ка­за­тель­ны ка­мен­ные на­бро­ски и другие кон­ст­рук­ции, есть доль­ме­ны, ка­мен­ные ящи­ки и другое. Ка­ме­ры 4-уголь­ные, в том числе с ка­мен­ной, ре­же с де­ревянной об­клад­кой стен (из­вест­ны крас­но-чёр­ные рос­пи­си по бе­ло­му фо­ну: схе­ма­тич­ные изо­бра­же­ния лю­дей и другое); на по­лу ино­гда под­стил­ка, в позд­них по­гре­бе­ни­ях час­то ка­мен­ная вы­мост­ка, в том числе ог­ра­ж­дён­ная, на древ­ней по­верх­но­сти. По­се­ле­ния пло­ща­дью в основном 1-2 га, как пра­ви­ло на реч­ных тер­ра­сах. А.А. Фор­мо­зов, А.Д. Сто­ляр и другие от­но­си­ли к майкопской культуре груп­пу ук­реп­лён­ных (в том числе ка­мен­ны­ми сте­на­ми) по­се­ле­ний Центрального и Западного Кав­ка­за, ко­то­рые ны­не рас­смат­ри­ва­ют в рам­ках куль­ту­ры жем­чуж­но-на­коль­ча­той ке­ра­ми­ки. До­ма пря­мо­уголь­ные, на­зем­ные, кар­кас­но-гли­но­бит­ные; из­вест­ны гли­но­бит­ные по­лы, оча­ги. На­ли­чие ок­руг­лых по­стро­ек (в восточных рай­онах) объ­яс­ня­ют ино­куль­тур­ны­ми влия­ния­ми; на тер­ри­то­рии Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии за­фик­си­ро­ва­ны длин­ные, уг­луб­лён­ные до 1,4 м со­ору­же­ния. Есть хо­зяйственные ямы.

Ке­ра­ми­ка из хо­ро­шо от­му­чен­но­го тес­та, в том числе ан­го­би­ро­ван­ная, ло­щё­ная, в основном не­ор­на­мен­ти­ро­ван­ная; ряд со­су­дов сде­ла­ны на гон­чар­ном кру­ге (древ­ней­шем на Кав­ка­зе). Для ран­не­го эта­па по­ка­за­тель­ны гор­шки ша­ро­вид­ной фор­мы с рез­ко ото­гну­тым вен­чи­ком; ке­ра­ми­ка по­се­ле­ний раз­но­об­раз­нее, но ху­же изу­че­на. На но­во­сво­бод­нен­ском эта­пе пред­став­ле­ны тем­но­ло­щё­ные со­су­ды с уз­ким гор­лом и за­ужен­ным пло­ским дном, мис­ки, как пра­ви­ло, с за­гну­тым внутрь кра­ем, куб­ки и другое; ча­ще встре­ча­ют­ся руч­ки-уш­ки, ор­на­мент («жем­чуж­ный», врез­ной и другое).

На фо­не син­хрон­ных куль­тур Восточной Ев­ро­пы осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны и раз­но­об­раз­ны из­де­лия из брон­зы (мышь­я­ко­вой и ни­ке­ле­вой), главным образом ме­ст­ных форм: со­су­ды (пре­имущественно кот­лы); раз­но­об­раз­ные то­по­ры, мо­ты­ги, кин­жа­лы, но­жи; 4-гран­ные ши­лья, до­ло­та с же­лоб­ча­тым лез­ви­ем; есть на­ко­неч­ни­ки ко­пий, меч и другое. Спе­ци­фич­ны втуль­ча­тые дву­зу­бые, ино­гда од­но­зу­бые «ви­лы-крюч­ки»; со­гну­тые (об­ра­зу­ют пет­лю по­се­ре­ди­не) дро­ты, из­ред­ка с ок­руг­лы­ми кон­ца­ми (ны­не оп­ре­де­ля­ют как древ­ней­шие пса­лии для за­пряж­ки бы­ков). Пред­став­ле­ны зо­ло­тые и се­реб­ря­ные со­су­ды, фи­гур­ки, ви­соч­ные коль­ца, бу­лав­ки, лен­ты, бу­сы, на­клад­ки, пла­стин­ки и другое.

Из кам­ня де­ла­лись зер­но­тёр­ки, пес­ты, вкла­ды­ши сер­пов, то­по­ры, тес­ло- и до­ло­то­вид­ные ору­дия, на­ко­неч­ни­ки стрел; то­чи­ла и ин­ст­ру­мен­ты, свя­зан­ные с ме­тал­ло­об­ра­бот­кой; най­де­ны но­жи, на­вер­шия бу­лав, со­су­ды; фи­гур­ка жи­вот­но­го и ци­лин­д­рические пе­ча­ти с Ближ­не­го Вос­то­ка; сре­ди ук­ра­ше­ний - брас­ле­ты, под­вес­ки, бу­сы (в основном сер­до­лик, есть ла­зу­рит).

Из кос­ти и ро­га: до­лот­ца, ры­бо­лов­ные крюч­ки, на­ко­неч­ни­ки стрел (есть с зо­ло­той об­клад­кой), под­вес­ки и бу­сы, мо­ло­ток с от­вер­сти­ем и другое.

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - ско­то­вод­ст­во (пре­имущественно круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот) и зем­ле­де­лие.

 

 

Балтские и финские племена лесной зоны в эпоху средневековья.

Лесная зона Восточной Европы с глубокой древности была заселена двумя значительными этноязыковыми массивами племен — балтами и финно-уграми. Занимаемая ими территория простиралась от берегов Балтийского моря до Уральских гор и от Среднего Прикамья до Среднего Поволжья. В основе формирования балтских и финских племен эпохи позднего железного века лежат более ранние археологические культуры: днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская, культура штрихованной керамики и некоторые другие. В позднем железном веке балтские племена заселяли часть юго-восточной Прибалтики, включавшую большую часть бассейнов рек Немана и Западной Двины (Даугавы) и частично Верхнего Днепра. Балтские племена подразделяются на восточные (лето-литовские), западные (пруссы, ятвяги и др.), а также близкие им судя по данным топонимии, — «днепровские». Более северные и северо-восточные территории от побережья Балтийского моря и Ботнического залива до нижнего и среднего течения р. Обь (Сибирь) принадлежали различным финно-угорским племенам. Среди финских племен Восточной Европы выделяют три группы: прибалтийско-финскую (западно-финскую), поволжскую и прикамскую (пермскую). Прибалтийские финны обитали на территории от Балтики до Белозерья и до Западной Двины.Группа поволжских финнов (восточные финны) занимала Волго-Окское междуречье. Прикамские финны (также восточные) обитали на территории Прикамья и в восточной части среднего Поволжья. С историей этих народов неразрывно связана история Древней Руси и сам процесс формирования древнерусской народности и культуры.

В средневековье финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию своего обитания и имея контакты с другими этносами. Проблемы же формирования общности, этапы ее развития еще нельзя считать решенными. Они уходят в эпоху бронзы и неолита и поэтому в данной главе не рассматриваются. Важно отметить, что средневековая история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо освещена письменными источниками. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность.

На востоке финно-угорский мир включал лесной Урал и лесную территорию Западной Сибири. Во второй половине I — начале II тысячелетия н. э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского (XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Тура. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. На площади городищ на месте землянок заметны впадины. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью ЗОх50 м. Основной инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые кругло-донные сосуды, украшенные оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямой спинкой, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, изделия из кости, костяные наконечники стрел, медные скрученные браслеты, перстни и подвески.

По письменным источникам IX—XIII вв. известны три этнонима западных балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балтийское побережье от Вислы до Немана. Их городища обнесены как простыми одновальными укреплениями (Куликово, Пионерск, Лазовское), так и сложными сооружениями с двумя-тремя валами высотой до 5 м (Логвиново I, Окунево). Пруссы жили в прямоугольных в плане жилищах столбовой или срубовой конструкции с очагом в центре. Основание жилищ выкладывалось из камня. Грунтовые могильники пруссов расположены на возвышениях по берегу моря или рек. В грунтовых овальных ямах хоронили останки кремации, совершенной на стороне. Погребения сопровождают глиняные пряслица, железные ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооружения. Выделяются отдельные богатые по инвентарю погребения с позолоченными и серебряными предметами. Для VI—VIII вв. характерны фибулы, витые браслеты и гривны. В конце X — начале XII в. в погребениях появляются длинные франкские мечи, стремена с тонкими дужками и удила с уплощенными псалиями. С XII в. лолучает распространение обряд трупоположения. Археологические материалы, к сожалению, мало что могут прибавить к известным письменным источникам о событиях XIII—XIV вв.— времени подчинения пруссов Тевтонским орденом и их постепенного уничтожения.

К востоку от пруссов до низовьев Немана жили курши. Ранние могильники середины I тысячелетия (Курманчяй, Капсиде) имеют каменные сооружения — венцы. Для более позднего времени характерны грунтовые могильники. Типичным для этой этнической группы является обычай класть в могилы миниатюрные сосуды, которые, однако, не повторяют по форме бытовуюкерамику.

 Женские украшения финно-угров и балтов:

7, 9—корелы; 2—4, 7— ливы, эсты, водь; 5— балты; 6 — литва; 8 — курши

Погребения совершались по обряду как трупоположения, так и трупосожжения. Иногда останки кремации помещали в небольшие деревянные ящики. Известны как неукрепленные, так и укрепленные поселения куршей. Например, поселение в Приедниеки было укреплено двумя параллельными валами. В поздний период (XIII—XVI вв.) существовали наземные каменные жилища с глинобитными или каменными печами.

К югу от куршей расселились скалвы. Ятваги занимали большую часть Литвы, Брестской области и Белорусское Понеманье. Археологически территория их обитания в средневековье отмечена специфическими могильниками в виде каменных курганов. Это круглые погребальные насыпи, сложенные из камня или из камня и земли. Большой могильник открыт в Литве в дер. Вилькяутиним. Сожжение умерших совершалось на стороне. Затем кости ссыпали на площадку, которую ограждали камнями.

Материальная культура балтов: 1, 5 — балты; 2 — литва; 3, 4, 6-10 — латыши

В верхнем Понеманье городища в конце I — начале II тысячелетия располагались на возвышенностях и имели характерные укрепления. Вал на поселении Кумелёнис был сделан из глины, бревен и камней. На вершине вала обнаружены остатки сгоревших деревянных укреплений. На городище Кайкай открыты каменные вымостки по краю вала, камнем мостились и полы хозяйственных и жилых помещений. Внутри домов находились выложенные из камней круглые или овальные очаги. Основным материалом культурных слоев является так называемая шероховатая керамика — с шершавой поверхностью и венчиками, украшенными защипами.

Билет 34

(Кромлехи востока и зиккураты запада)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: