В IV-II вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры.
Виды:
ü Круглая скульптура (изображения богов, портреты местных жителей);
ü Рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы.
С V в. до н.э. и до III в. н.э. широко распространена местная надгробная скульптура, в которой особенно сильно сказываются черты северопричерноморской античности. Основной вид – стелы – каменные доски с именем умершего, часто увенчанные карнизом из растительных мотивов или фронтоном храмового типа с акротерием на вершине.
В период римского присутствия в местной скульптуре проявляется значительное влияние римского портретного стиля.
Основным материалом для местной монументальной скульптуры был известняк.
Религиозные культы находят непосредственное отражение:
ü В храмовой архитектуре;
ü В изображениях богов на монетах;
ü В монументальной скульптуре;
ü В терракоте;
|
|
ü В рельефах и надписях на каменных плитах.
Билет 31
Вопрос 1. Археология древнейших цивилизаций на примере Месопотамии. Древнейшие города.
Вопрос 2. Культуры раннего железного века в лесной полосе Восточной Европы.
Зарубинецкая культура - хронологические рамки: рубеж III-II вв. до н.э. – середина I в. н.э. Племена обитали в Припятском Полесье, в правобережном Среднем и Верхнем Поднепровье и на Левобережье Днепра до бассеина Среднего Сейма. Вероятно имели место процессы славянского этногенеза, хотя, существует мнение, что население могло быть и балтоязычным.
Памятники- представленны поселениями и могильниками.
Известны укрепленные и неукрепленные поселения, как правило, в поймах рек, на речных террасах или на возвышенных останцах, в долинах рек и мысах. Городища укреплены рвами и валами, иногда с неясными деревянными конструкциями(частоколами?). Небольшие прямоугольные наземные или углубленные жилища с очагом по центру. В северной зоне стены бревенчатые, в южной — плетневые с глиняной обмазкой, на столбовой основе.
Могильники- бескорганные поля погребений. В неглубоких ямах на земле или в сосудах-урнах хоронили прах кремированных. Кости тщательно очищались от погребального костра. Прах мог сопроваджаться керсмическими сосудами, оружием, орудиями труда, украшениями(обычно фибулами), иногда ритуальной пищей. Трупоположение практиковаалось гораздо реже. Оружие и конное снаряжение встречается редко.
Земледелие- подсечно-огневое и переложное — с использованием деревянного ралабез железного сошника. Применялись железные слабоизогнутые серпы и каменные зернотерки. Культивировали просо, ячмень, пшеницу, репу, лен и коноплю.
|
|
Придомное скотоводство - разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.
Практиковалась охота с собакой — как мясная, так и пушная. Были широко развиты черная и цветная металлургия и металлообработка. Восстанавливали из болотной руды в глинобитных горнах. Освоили цементацию и технику пакетирования. Бронзу плавилив глиняных тиглях, лили в формы с помощью остродонных льячек, а также ковали, чеканили и подвергали протяжке. Ткачество — пиромидальные и конические глинянные грузила для станков и биконические глиняные пряслица. Керамическое производство — ручной круг. Формы: горшки, корчаги (20-30л.), сковороды, миски, кувшины. Декорировались насечками и выдавлением по краю валиком с ямочными вдавлениями штампом.
Дьяковская культура- наиболее интенсивная жизнь V в. до н.э.-IV в. н. э. Изначально население в этоязыковом отношениии было фино-угорским, затем наслаивается балтийский элемент. Исследователи делят культуру на восточный (фино-угорский) регион и на западный (значителен балтийский компонент)
Культура известна в основном по поселениям (около 500). Основная информация из раскопок городищ (больше 200). Чаще всего занимают естественно укрепленные места — мысы у слияния рек и между оврагами, либо останцы. Площадь не велика, но плотно заселены. Защитой большинства городов служил вал (иногда с частоколом) и ров, также использовалась система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами.
Жилища- прямоугольные наземные срубы и плетнево-столбовыые дома — в основном многокомнатные (длинные дома), со временем сменившиеся однокомнатными.
Погребения — средние и поздние этапы существования. «Домики мертвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации.
Земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты. Земледелие — находки серпов, мотыг и зерен (просо, ячмень, пшеница, лен). Скотоводство — кости свиней, коров, лошадей. Охота — кости пушных и других зверей. Металлургия — тигли, льячки, крицы. Была развита костяная индустрия.
Характерной чертой культуры на ее ранних стадиях является господство сетчатой (текстильной) керамики, более редки сосуды с рогожной поверхностью. В основном характерны горшки приземистые и вытянутые баночной формы, и миниатюрные сосудики.
Характерной чертой являются грузики «дьякова типа» из глины, кости в форме гриба, усеченого конуса, биконуса или башни из усеченых конусов. Всегда имеется вертикальный канал и насечка по краю основания.
Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области-
Ананьинская культурно-историческая область. IX/VIII – IV/III вв. до н.э. В бассеине Камы до ее впадения в Волгу. Финно-угорская группа. В нее входии (ананьинская, акозинская и постмаклашеевская) археологические культуры.
Отличалась от других лесных культур большим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Высокий уровень металлургии подтверждается не только находками соответствующих изделий, но и бронзолитейными орудиями имеющими однотипную форму и орнамент.
Основа хозяйства- животноводство (состав стада — свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие играет подсобную роль, широко практиковалась охота, в том числе на пушных зверей, и рыболовство.
Основные памятники — поселения и могильники. Поселения занимают естественно укрепленные места, такие как мысы. Известны как городища, так и селища и временные стоянки. Оборонительная система состоит из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена. Иногда ваалы обкладывали известняковыми плитами. Жилища обычно: наземные дома срубной или каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделенные на продольно размещенные жилые отсеки с очагом в каждом.
|
|
Могильники — бескурганные, размещаются по берегам рек. Практиковалось трупоположение в ямах. Трупосожжение реже, с дальнейшем помещением праха в ямы-могилы или в домики мертвых. Известны и кенотафы. Изредка для обкладки стен могильных ям использовали каменные плиты или же сооружали в в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие холмики, устанавливаться столбы или небольшие срубы-жилища.Иногда в межмогильном пространстве или над могилами устанавливались каменные стеллы: псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия и геометрических знаков, позднее- в виде человеческих фигур в полный рост с оружием. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамические сосуды.
Жертвенные места- самостоятельные и в пределах могильников и поселений. Предсавляют собой участки с массой пережженных костей животных и предметов обихода.
Материальная культура- Многочисленные бронзовые «кельты» и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу. Хорошо известны мечи и кинжалы. Боевые ножи имели широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием. Наконечники стрел костяные черешковые и втульчатые, а также бронзовые и железные втульчатые. Порой украшены в местном зверином стиле (скифско-савроматское влияние)
Керамика- лепная. В основном кругло- и плоскодонные сосуды, декорированные вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, а также с текстильным орнаментом.
Пьяноборская культура - III в. до н.э.-II в.н.э. Сменила Ананьинскую культуру, в этой области нашли продолжение и развитие ананьинские традиции фортификации, домостроительства, погребального ритуала и культа. На многих поселениях продолжается жизнь, но возникают и новые.
Погребальный обряд - бескурганные, сохранение обычая обертывания тела в луб или бересту. Но появились и захоронения нового типа в деревянных гробовищах. Характерно наличие множества украшений и элементов костюма. Височные подвески в виде вопросительного знака, округлые нагрудные бляхи и в особенности крупные женские парные поясные застежки эполетовидной формы, состоящие из двух бронзовых блях, соединенных между собой железными стержнями.
|
|
Типичными стали ритуальные центры с массовыми жертвоприношениями.
Скотоводство - основа хозяйства. Мотыжное земледелие, охота, рыболовство играли подсобную роль. Керамика, также продолжает традиции предшествующей культуры.
Наиболее существенные изменения связаны с дальнейшим развитием черной металлургии. Сыроборные горны представляют собой спаренные ямы, в одной из которых осуществляется сам сыродутный процесс, а вторая служит предтопочным помещением, для накачивания воздуха через глинянные сопла с помощью мехов. Железо практически вытеснило бронзу из сферы производства оружия и орудий труда. Цветная металлургия также совершенствовалась в связи с изготовлением украшений и элементов одежды. Каменные формы сменились глинянными, распростронилась пайка, появилось комбинированное литье. Набор вооружения соответствовал сарматской традиции. Стрелы с железными черешковыми трехлопастными наконечниками, а также с костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками.
БИЛЕТ 32
Бронзовый век Кавказа и Закавказья.
Время:
Майкопская культура – середина – вторая половина 3 тыс. до н.э.
Куро-аракская культура (лучше всего изучена по поселениям) – до конца 3 тыс. до н.э.
Во 2 тыс. до н.э. складывается несколько различных культур:
* Северокавказская
* Кобаньская (поздний период северокавказской) – конец бронзового – начало раннего железного веков.
* Самтаврская каякентско-хорочаевская и прикубаньская и т.д.
Территория:
Кавказ стал в эпоху бронзы горно-металлургической областью с двумя центрами на северокавказской территории и закавказской.
Куро-аракская культура: Закавказье, Северо-Западная часть Ирана и Восточная Анатолия.
Северокавсказская: долины Терека и Кубани, степи Ставрополья, высокогорные районы.
Особенности культуры:
Культуры Кавказа характеризуется развитой скотоводческой и земледельческой деятельностью. Однако самих культур было несколько. Связи же населения Кавказа и Азиатских народов способствовали заимствованию некоторых достижений передневосточной цивилизации (см. Археологический материал со знаком *)
Археологический материал:
Циклопические сооружения, расписная керамика, мечи древнеассирийских форм*, переднеазиатский топоры*, золотые украшения и посуда, поясные пряжки, топоры, наконечники стрел, атрибуты конской амуниции (удила, сбруя и т.д.) (кобаньская культура), печати.
Погребения:
Майкопская:
Дифференцированные погребения (знати и простого народа). Найдены мужские захоронения с богатым, дорогим инвентарем, золотыми украшениями, следами от балдахина, серебряными сосудами.
Куро-аракская:
Дифференцированные погребения. Подкурганного типа, грунтовые, овальные могилы.
Северокавказская:
Курганные могильныки (сначала скорченные погребения, затем – вытянутые).
Памятники:
Майкопская культура:
Майкопский курган (р. Белая) – погребальная камера.
Курганаы около Новосвободской
Старомышатского клада (серебряные и золотые фигурки, украшения)
Поселения Мешоко и Хадзжох
Куро-аракская:
Второй слой в Кюль-тепе 1.
Северо-кавказская:
Курганы Ульского аула
Во 2 тыс. до н.э. возникают урбанизированные поселения (по среднему течению Амударьи) (выявлены свидетельства специализации производства)
2. Археологическая ситуация «рубежа эр» на территории Восточной Европы.
*(С. З. Ю. В. – обозначения сторон света для обозначения области рек)
Общеее
Население и территория:
Днестр. Ю. Буг – северофракийские племена
Лесостепи Поднепровья, Подонцовья, Подонья – праславяне, балты, финно-угры.
Леса между З. Бугом верховьями Оки и Волги, лесостепь бассейнов Демны и Сейма– пробалтийская языковая группа.
Этногенез славян осуществлялся: конец 1 тыс. до н.э. – Верхнее Поднепровье, Средний Днепр, Припятское Полесье; 3-4 вв. н.э. Среднее Поднепровье (киевская культура и черняховская культурно-историческая область (последняя в связи с влиянием культуры провинции Римской империи впоследствии включала эноязыковые группы: славянскую, германску, иранскую.
Особенности культуры:
Население оседлое, занималось скотоводством и земледелием. В 9-4 в до н.э. подверглось сильнейшему скифскому влиянию (особенно оно было сильно во второй (выше указанной) группе территорий.
Культуры:
* Зарубинецкая
* Дьяковская
* Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области
Зарубинецкая культура:
Время:
3/2 вв до н.э. – середина 1 в. н.э. Исчезновение культуры обусловлено миграциями племен под воздействием экологических факторов.
Территория:
Припятское полесье; Правобережное, Среднее и Верхнее Поднепровье, Левобережный Днепр до бассейна Среднего Сейма.
Особенности культуры:
Вероятно, в ее рамках происходил славянский этногенез. Основу культуры составляло земледелие (подсечно-огневое и переложное). Большую роль играло придомное скотоводство. Практиковалась охота с собакой (за мясом и за пушниной). Широко развиты черная и цветная металлургия. Гончарный круг не использовали. В керамике известно сочетание лощеных и намеренно ошершавленных зон.
Характерной особенностью являются глиняные сосуды, декорированные насечками
Археологический материал:
Железные серпы, короткие железные косы, остатки глинобитных горнов, глиняные грузила, пряслица, сковороды (из глины), миски, кувшины, горшки, фибулы из бронзы и железа, бронзовые булавки для одежды, стеклянные бусы
Погребения:
Могильники – бескурганные «поля погребений». В негрубоких ямах в сосудах на самой земле хоронили останки после кремации; прах мог сопровождаться керамическими ссудами, оружием, ритуальной пищей. Трупоположение практиковалось редко.
Памятники:
Поселения (укрепленные и неукрепленные) в поймах рек и речных террасах, долинах рек и мысах. Городища укреплены рвами, валами, возможно, частоколами.
Жилища бревечатые с очагом поцентру либо (в северной зоне) плетеные с глиняной обмазкой.
Дьяковская культура
Время:
8 в. до н.э. – 7 в н.э. (в последнее время датировка – 6 в н.э. – 4/5 в. н.э.). Наиболее интенсивный период: 5 в. до н.э. – 4 в. н.э.
Территория:
Волго-Окское междуречье, Верхнее Поволжье.
Особенности культуры:
Изначально – финно-угорская языковая группа с позднейшим наслоением балтского субстрата. Земледельческо-скотоводческий уклад. Развитая костяная индустрия (ниже в археологическом материале помечена знаком *), но впоследствии вытеснялась железом. Господство сетчатой керамики («текстильной»)
Археологический материал:
Серпы, мотыги, зерна, кости домашних животных, тигли, рукояти ножей*, гарпуны*, наконечники стрел*, сосуды с рогожной поверхностью (постепенно заменяется гладкой грубой посудой), грузики «дьякова типа»
Погребения:
Исследованы крайне недостаточно. Срубы с сосудами с останками после кремации.
Памятники:
Городища (известно более 200), занимающие естественно-укрепленные места: мысы у слияние рек, пространство между оврагами. Укреплениями служили земляные валы (в некоторых городищах – два, три), частоколы, рвы.
Жилье: жилые стены с многокамерными жилищами. Прямоугольные срубные и плетено-столбовые дома (многокомнатные, сменившиеся однокомнатными; именно так, не наоборот, это не опечатка).
Самые известные городища:
* Дьяково (у села Дьяково)
* Троицкое (под Можайском)
Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области
Время:
Ананьинская: 9/8 вв до н.э. – 4/3 вв. до н. э. Далее эволюционирует в пяноборскую культуру.
Территория:
Бассейн Камы до впадения ее в Волгу, на прилегающих средне-волжских территориях.
Особенности культуры:
Большое количество бронзы и железа уже в ранний период. Животноводство – основа хозяйства. Земледелие выполняет вспомогательную роль. Широко практикуется охота (за мясом и пушниной) и рыбная ловля.
Археологический материал:
Бронзолитейные орудия, изделия из цветного металла, бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотерки, бронзовые бляхи. Набор вооружения в ананьенской эпохе соответствует скифской традиции; впьяноборской – сарматской (преобладание стрел с костяными втульчатым и черешковым наконечниками)
Погребения:
Бескурганные по берегам рек. Трупоположение в ямах, трупосожжение. В пьяноборской культуре возникают захоронения в деревянных гробовищах.
Памятники:
Поселения на естественно укрепленных местах. Городища, селища, временные стоянки. Жертвенные места (самостоятельные, в пределах поселений)
Билет 33
МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА
МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура раннего бронзового века (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на территории равнин и предгорий западной и центральной части Северного Кавказа и Предкавказья.
Занимает бассейны Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека, прилегающие районы Черноморского побережья (от Тамани до современного города Новороссийск) и степей современного Ставропольского края (единичные памятники известны до Нижнего Дона и современной Калмыкии - так называемый степной Майкоп); отдельные находки - от Северного Причерноморья до Каспийского моря. На северо-востоке ареал майкопской культуры пересекается с зоной энеолитических степных культурных групп, близких к раннему этапу ямной культуры, на юго-востоке - с куро-араксской культурой, известны и смешанные памятники (например, Луговой).
Названа по Майкопскому кургану.
Памятники изучались с 1869 года, их общность выделялась с конца XIX - начала XX веков как «кубанский район окрашенных костяков» А.А. Спицыным, «кавказское культурное течение» В.А. Городцовым, «большие кубанские курганы» А.М. Тальгреном, «раннекубанская группа» А.В. Шмидтом, «вторая стадия» древних культур Кавказа А.А. Миллером, «раннекубанская группа» А.А. Иессеном. Современный термин встречается в записях Спицына с 1920-х годов, получил распространение с 1950-х годах, после публикаций Е.И. Крупнова; некоторыми исследователями употребляется также термин «майкопско-новосвободненская общность». Начиная с работ Иессена (1950 год) различают 2 этапа: майкопский и новосвободненский. В ряде исследований их рассматривают как связанные генетически и выделяют переходные комплексы, в некоторых - как культуры, соотносимые с различными истоками
Наиболее изучены погребения, почти все - подкурганные, нередко с кромлехами; скорченные на боку, в том числе посыпанные охрой, головой чаще ориентированы на южный сектор. Ранние насыпи земляные, для поздних показательны каменные наброски и другие конструкции, есть дольмены, каменные ящики и другое. Камеры 4-угольные, в том числе с каменной, реже с деревянной обкладкой стен (известны красно-чёрные росписи по белому фону: схематичные изображения людей и другое); на полу иногда подстилка, в поздних погребениях часто каменная вымостка, в том числе ограждённая, на древней поверхности. Поселения площадью в основном 1-2 га, как правило на речных террасах. А.А. Формозов, А.Д. Столяр и другие относили к майкопской культуре группу укреплённых (в том числе каменными стенами) поселений Центрального и Западного Кавказа, которые ныне рассматривают в рамках культуры жемчужно-накольчатой керамики. Дома прямоугольные, наземные, каркасно-глинобитные; известны глинобитные полы, очаги. Наличие округлых построек (в восточных районах) объясняют инокультурными влияниями; на территории Кабардино-Балкарии зафиксированы длинные, углублённые до 1,4 м сооружения. Есть хозяйственные ямы.
Керамика из хорошо отмученного теста, в том числе ангобированная, лощёная, в основном неорнаментированная; ряд сосудов сделаны на гончарном круге (древнейшем на Кавказе). Для раннего этапа показательны горшки шаровидной формы с резко отогнутым венчиком; керамика поселений разнообразнее, но хуже изучена. На новосвободненском этапе представлены темнолощёные сосуды с узким горлом и зауженным плоским дном, миски, как правило, с загнутым внутрь краем, кубки и другое; чаще встречаются ручки-ушки, орнамент («жемчужный», врезной и другое).
На фоне синхронных культур Восточной Европы особенно многочисленны и разнообразны изделия из бронзы (мышьяковой и никелевой), главным образом местных форм: сосуды (преимущественно котлы); разнообразные топоры, мотыги, кинжалы, ножи; 4-гранные шилья, долота с желобчатым лезвием; есть наконечники копий, меч и другое. Специфичны втульчатые двузубые, иногда однозубые «вилы-крючки»; согнутые (образуют петлю посередине) дроты, изредка с округлыми концами (ныне определяют как древнейшие псалии для запряжки быков). Представлены золотые и серебряные сосуды, фигурки, височные кольца, булавки, ленты, бусы, накладки, пластинки и другое.
Из камня делались зернотёрки, песты, вкладыши серпов, топоры, тесло- и долотовидные орудия, наконечники стрел; точила и инструменты, связанные с металлообработкой; найдены ножи, навершия булав, сосуды; фигурка животного и цилиндрические печати с Ближнего Востока; среди украшений - браслеты, подвески, бусы (в основном сердолик, есть лазурит).
Из кости и рога: долотца, рыболовные крючки, наконечники стрел (есть с золотой обкладкой), подвески и бусы, молоток с отверстием и другое.
В основе хозяйства - скотоводство (преимущественно крупный и мелкий рогатый скот) и земледелие.
Балтские и финские племена лесной зоны в эпоху средневековья.
Лесная зона Восточной Европы с глубокой древности была заселена двумя значительными этноязыковыми массивами племен — балтами и финно-уграми. Занимаемая ими территория простиралась от берегов Балтийского моря до Уральских гор и от Среднего Прикамья до Среднего Поволжья. В основе формирования балтских и финских племен эпохи позднего железного века лежат более ранние археологические культуры: днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская, культура штрихованной керамики и некоторые другие. В позднем железном веке балтские племена заселяли часть юго-восточной Прибалтики, включавшую большую часть бассейнов рек Немана и Западной Двины (Даугавы) и частично Верхнего Днепра. Балтские племена подразделяются на восточные (лето-литовские), западные (пруссы, ятвяги и др.), а также близкие им судя по данным топонимии, — «днепровские». Более северные и северо-восточные территории от побережья Балтийского моря и Ботнического залива до нижнего и среднего течения р. Обь (Сибирь) принадлежали различным финно-угорским племенам. Среди финских племен Восточной Европы выделяют три группы: прибалтийско-финскую (западно-финскую), поволжскую и прикамскую (пермскую). Прибалтийские финны обитали на территории от Балтики до Белозерья и до Западной Двины.Группа поволжских финнов (восточные финны) занимала Волго-Окское междуречье. Прикамские финны (также восточные) обитали на территории Прикамья и в восточной части среднего Поволжья. С историей этих народов неразрывно связана история Древней Руси и сам процесс формирования древнерусской народности и культуры.
В средневековье финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию своего обитания и имея контакты с другими этносами. Проблемы же формирования общности, этапы ее развития еще нельзя считать решенными. Они уходят в эпоху бронзы и неолита и поэтому в данной главе не рассматриваются. Важно отметить, что средневековая история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо освещена письменными источниками. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность.
На востоке финно-угорский мир включал лесной Урал и лесную территорию Западной Сибири. Во второй половине I — начале II тысячелетия н. э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского (XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Тура. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. На площади городищ на месте землянок заметны впадины. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью ЗОх50 м. Основной инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые кругло-донные сосуды, украшенные оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямой спинкой, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, изделия из кости, костяные наконечники стрел, медные скрученные браслеты, перстни и подвески.
По письменным источникам IX—XIII вв. известны три этнонима западных балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балтийское побережье от Вислы до Немана. Их городища обнесены как простыми одновальными укреплениями (Куликово, Пионерск, Лазовское), так и сложными сооружениями с двумя-тремя валами высотой до 5 м (Логвиново I, Окунево). Пруссы жили в прямоугольных в плане жилищах столбовой или срубовой конструкции с очагом в центре. Основание жилищ выкладывалось из камня. Грунтовые могильники пруссов расположены на возвышениях по берегу моря или рек. В грунтовых овальных ямах хоронили останки кремации, совершенной на стороне. Погребения сопровождают глиняные пряслица, железные ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооружения. Выделяются отдельные богатые по инвентарю погребения с позолоченными и серебряными предметами. Для VI—VIII вв. характерны фибулы, витые браслеты и гривны. В конце X — начале XII в. в погребениях появляются длинные франкские мечи, стремена с тонкими дужками и удила с уплощенными псалиями. С XII в. лолучает распространение обряд трупоположения. Археологические материалы, к сожалению, мало что могут прибавить к известным письменным источникам о событиях XIII—XIV вв.— времени подчинения пруссов Тевтонским орденом и их постепенного уничтожения.
К востоку от пруссов до низовьев Немана жили курши. Ранние могильники середины I тысячелетия (Курманчяй, Капсиде) имеют каменные сооружения — венцы. Для более позднего времени характерны грунтовые могильники. Типичным для этой этнической группы является обычай класть в могилы миниатюрные сосуды, которые, однако, не повторяют по форме бытовуюкерамику.
Женские украшения финно-угров и балтов:
7, 9—корелы; 2—4, 7— ливы, эсты, водь; 5— балты; 6 — литва; 8 — курши
Погребения совершались по обряду как трупоположения, так и трупосожжения. Иногда останки кремации помещали в небольшие деревянные ящики. Известны как неукрепленные, так и укрепленные поселения куршей. Например, поселение в Приедниеки было укреплено двумя параллельными валами. В поздний период (XIII—XVI вв.) существовали наземные каменные жилища с глинобитными или каменными печами.
К югу от куршей расселились скалвы. Ятваги занимали большую часть Литвы, Брестской области и Белорусское Понеманье. Археологически территория их обитания в средневековье отмечена специфическими могильниками в виде каменных курганов. Это круглые погребальные насыпи, сложенные из камня или из камня и земли. Большой могильник открыт в Литве в дер. Вилькяутиним. Сожжение умерших совершалось на стороне. Затем кости ссыпали на площадку, которую ограждали камнями.
Материальная культура балтов: 1, 5 — балты; 2 — литва; 3, 4, 6-10 — латыши
В верхнем Понеманье городища в конце I — начале II тысячелетия располагались на возвышенностях и имели характерные укрепления. Вал на поселении Кумелёнис был сделан из глины, бревен и камней. На вершине вала обнаружены остатки сгоревших деревянных укреплений. На городище Кайкай открыты каменные вымостки по краю вала, камнем мостились и полы хозяйственных и жилых помещений. Внутри домов находились выложенные из камней круглые или овальные очаги. Основным материалом культурных слоев является так называемая шероховатая керамика — с шершавой поверхностью и венчиками, украшенными защипами.
Билет 34
(Кромлехи востока и зиккураты запада)