Тема 3. Мой конспект: Динамика общественного развития

I.социологический аспект -общественное развитие:

1) три ступени в развитии общества:

А) аграрное общество,

Б)  индустриальное общество,

В) постиндустриальное (информационное) общество.

2) формы перемен в обществе:

А) эволюция(посте­пенные, медленные изменения),

Б)  реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существую­щего строя),

В) социальная революция (коренной, качествен­ный переворот в общественном устройстве).

II.психологический аспект-проблема общественного прогресса:

1) направление движения человечества:

А) циклические изменения в природе: лето, осень, зима, весна и снова лето.

Б)  жизнь живого существа: рождение, взросление, зрелость, старение и смерть.

В) зависимость направления развития общества от сознательной деятельности люде.

2) прогресс -н аправление развития, для которого характерен пере­ход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке

3)регресса - н аправление развития, для которого характерны движение от высшего к низшему, процессы де­градации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

4) графическое изо­бражение прогресса человечества:

А) восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и

спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперёд и гигантские скачки назад.

Б)  периоды в истории разных стран, когда торжество­вала реакция, когда

гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобе­сия.

5)Общество - сложный организм:

А) функ­ционирование разных «органов» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), различные процессы (экономические, полити­ческие, духовные и т. п.), разнообразная деятельность людей.

Б)  взаимосвязь этих процессов, различных видов деятельно­сти, несовпадение

в своём развитии.

В) разнонаправленность отдельных про­цессов, изменений, происходящих в

разных областях жизни общества: прогресс в одной области, регресс в другой.

· прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускуль­ной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолётам, космическим кораблям, от деревянных счётов к мощным компьютерам.

· разрушение природы, непоправимый ущерб среде обита­ния человека, подрыв естественных основ существования общества.

· Прогресс науки и техники -неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики -новый источник энергии, мощное атомное оружие; использование компью­терной техники - возмож­ности творческого труда, новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические нарушения, связанные с дополнительными психологическими нагруз­ками.

· Рост крупных городов, необходимость ежедневного на­хождения на транспортных магистралях, усложнение про­изводства и ритмов жизни в быту - нагрузки на человеческий организм, стрессы, патология нервной системы, сосу­дистые и иные заболевания; рост возможностей производ­ства, улучшение условий жизни для больших масс людей, распространение наркомании, алкоголиз­ма, преступности; достижения человеческого духа, размывание куль­турных и духовных ценностей.

· Плата  человечества за прогресс:. удобства городской жизни, «болезни урбанизации»: транспортные утомление, загрязнённый воздух, уличный шум и их последствия — стрес­с, болезни органов дыхания и т.д.; удобство передви­жения в автомобиле — перегруженность городских маги­стралей, транспортные пробки.

· Плата за попытки ускорить прогресс:. 1930-х гг.- по объёму производства ряда важнейших промышленных продуктов первое место в Европе, второе место в мире; инду­стриализация, механизация сельского хозяйства, уровень грамотности населения.: миллионы жертв жестокого голода; высылка тысяч семей с мест их привычного проживания; репрес­сии; тотальное регу­лирование и контроль жизни людей.

III.деятельностный аспект-целостность и противоречивость современного мира:

1)Идея многообразия мира и идея единства человечества:

А) осознание себя людьми  планеты Земля как единой общности, где каждый связан со многими тысячью нитей;

Б)  отсутствие будущего для человека вне его объединения с другими людьми».

2) усиление интегра­ционных связей в современном мире между отдельными людьми, организация­ми и государствами, рост взаимосвязи между ними:

А) процесс глобализации.

Б)  глобализа­ция - различные сферы жизни общества, включая и культуру.

В) глобализация в экономике: мировое хозяйство - национальные хозяйства всех стран мира, свя­занные между собой всемирными экономическими отноше­ниями.

Г)  значительная роль в глоба­лизации экономики крупных международных ком­паний — транснациональных корпораций  (ТНК): сложные многозвеньевые про­изводственные цепи; масштаб деятельности таких компаний, неподконтрольность национальным правительствам, экономическая мощь некоторых ТНК - внутренний валовой продукт среднего государ­ства.

3)Глобализация экономики и развитие ми­ровой торговли: включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы.

А) В рамках больших региональных объ­единений- либерализация торговли, т. е. устра­нение различных барьеров и ограничений; крупная зона свободной торговли в Европе — Европейский союз, в Северной Америке -соглашение о свободной торговле США, Канады и Мексики.

Б)  Собственный торго­вый блок - государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

В) Развитие международной торговли - Всемирная торговая организация (ВТО):принцип её деятельности -устране­ние дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом, уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства; Россия -член ВТО.

4)Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран -развитие средств транспор­та и связи:

А) Прогресс электронных средств связи и коммуникации, появление глобальной компьютерной сети — Ин­тернета.

Б)  Современные электронные технологии позволяют: мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров.

5) противоречивые последствия процесса глобализации:

А) положительные:

· стимулирующее влияние на экономику: создание то­варов в любом месте мира в за­висимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбываться там, где их удаётся продать по наивысшей цене; снижение издержек производства, рост прибыли, дополнительные возможности для дальнейшего развития производства; использование между­народного разделения труда, кооперации, технических достижений развитых стран.

· сближение го­сударств, учет ин­тересов друг друга, предостережение от крайних действий в политике и экономике (в противном случае санкции международного сообщества: ограничение торговли, прекращение международной помощи, заморозка предоставления займа и т.п.).

Б)отрицательные:

· Глобализация производства -глобализация про­дукции, поскольку потребитель стремится приобрести все­мирно признанное изделие; препятствие развитию отечественного производства.

· единый стандарт потреб­ления: гамбургеры, шариковые ручки «Bic», компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п.;  реклама в средствах массо­вой информации;  транснациональные компа­нии -тра­та на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.

· деятельность меж­дународных экономических организаций: условия предоставления кредитов Международным валютным фон­дом и Всемирным банком -игнорирование специфи­ки отдельных стран, интересами промышлен­но развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации. (МВФ - 1947 г., предоставление краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк ре­конструкции и развития, - 1945 г., предо­ставление долгосрочных займов; Россия - член этих организаций в 1992 г.)

· глобализация в сфере культуры: электрон­ные средства информации, рас­пространение по всему миру западных культурных ценностей через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п.; ослабление национальной куль­туры.

6) глобализация мира- появление об­щих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.

А) усиление взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов общемировой характер отдельных событий, противоречий, конфликтов.

Б)  активная преобразующая деятельность людей:  невозможность поставить под свой разумный контроль. производитель­ные силы, отставание уровня общественной организа­ции, политического мышления и экологического сознания, духовно-нравственных ориентиров, преобладающих в общественном сознании, от требований эпохи.

В) глобальные проблемы современности:

· предотвращение угрозы новой ми­ровой войны,

· преодоление экологического кризиса и его последствий,

· сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран,

· стабилизацию демо­графической ситуации на планете.

· Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают проблемы охраны здо­ровья и предотвращения распространения СПИДа, нарко­мании, возрождение культурных и нравственных ценно­стей, борьба с международным терроризмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: