IV.информационный аспект- самоопределение: социальные качества личности

1) личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

3) личность – это связи человека как представителя рода человеческого и общества.

V.организационный аспект -самоорганизация:

1) первая тоска зрения: природное и социальное в человеке -противоположности, которые противостоят друг другу.

2) вторая точка зрения: природ­ное и социальное в человеке -неразрывное единство:

А)от рождения в человеке- преобладание природного,

становление челове­ка - приобретение социальных черт и призна­ков; утрата части своих природных черт, вернее, ослабевание этих черт в своих проявлениях.

Б)биологическая основа социальных правил человеческого поведения основа в виде механизма внутреннего тор­можения.

3)отказ от  крайних точек зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека:

А)важная роль социальной среды в обретении человеком человеческого.

Б) реализация в социальных обстоя­тельствах любой природной предрасположенности человека;

В)человеческое бытие — это проявле­ние и развитие социальности.

Г) значительное влияние генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и на­клонностей: гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человече­ских признаков поведения;

Д)влияние физиоло­гических и психологических особенностей на формирование способностей, таланта.

4)Человек- биологическое существо:

А)человек — часть живой природы,

Б)наличие инстинктов,

В)тело и мозг — результат деятельности природы,

Г)анатомия и физиология, биологические потребности

5)Человек -социальное (общественное) существо:

А)подавление и регулировка инстинктов,

Б)формирование в обществе: речь, мышление, навыки,

В)связь с обществом.

VI.методологический аспект- самореализация, два подхода к личности:

1)Первый подход: личность как активный участник свобод­ных действий, как субъект познания и изменения мира.

А)Личностные качества: образ жизни и самооценка индивидуаль­ных особенностей.

Б)Оценка  личности: сопоставление с установленными в обществе норма­ми.

В)Самооценка:  изменение в зависи­мости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

2)Второй подход: личность как набор функций, или ролей.

А)одновременное выполнение разных ролей - работника, семьянина, гражданина и др.; по­ступки, социальные действия.

Б)ролевые характеристики: связь человека с общественными отно­шениями, зависимость от них; набор ролей, их выполнение (репертуар и рисунок роли) -связь с общественным устройством и с индивидуальны­ми качествами исполнителя.

В)сравнение роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи: развитие личности в своих ролевых прояв­лениях; органи­зация  своей деятельности, отношений: поведение, активное взаимодействие с обществом.

Тема 5. Мой конспект: Деятельность — способ существования людей

I.объект:

1) Деятельность — способ существования людей

2) Деятельность человека: основные характе­ристики.

3) Отличия человеческой де­ятельности от поведения животных.

А) Во-первых, сознательный характер деятель­ности человека: сознательное выдвижение цели своей деятельности и предвидение её результата.

Б)  Во-вторых, продуктив­ный характер деятельности человека: направленность на получение результата, продукта; орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком; орудийный характер деятель­ности, создание и использование орудий труда.

В) В-третьих, преобра­зующий характер деятельность человека: изменение окружающего мира и самого себя -своих способностей, привычек, личностных качеств.

Г)  В-четвёртых, общественный характер деятель­ности человека: процессе деятельности человек, как правило, разнообразные отношения с другими людьми.

4)Деятельность человека - удовлетво­рение его потребностей:

А)Потребность — это переживаемая и осознаваемая чело­веком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Б) Различные  классифи­кации потребностей:

· Естественные потребности: врождённые, биологические, физиологические, органические, природные; потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, разви­тия и воспроизводства- потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

· Социальные потребности: принад­лежность человека к обществу; потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

· Идеальные потребности: ду­ховные или культурные потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития-потребности в самовыра­жении, в создании и освоении культурных ценностей, по­требности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

· Взаимосвязь естественных, социальных и идеальных потребностей че­ловека: удовлетворение биологических нужд- эсте­тика стола, разнообразие блюд, чистота и красота посуды, приятное общество и т. п.

· А. Маслоу: че­ловек как «желающее существо»: редкое достижение состояния полного, завершённого удовлетворения;  удовлетворение одной потребности, возникновение другой (внимание и усилия чело­века).

· С. Л. Рубинштейн (1889—1960): «ненасыщаемость» потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

· А. Н. Леонтьев (1903—1979)- теория деятельности, структура человеческой деятельности- цель, средства и результат.

5) Деятельность  как цепь дей­ствий: составная часть, отдельный акт деятельности – действие: цель, резуль­таты, порядок осуществления действий, средства и способы действия, осознанная деятельность; действия без достаточно осознанной цели- малоосознанные илиим­пульсивныедействия.

6) Конкретно ­исторический характер деятельности людей -обусловленность деятельности объективными обществен­ными предпосылками.

II.субъект-структура деятельности и её мотивация:

1) Цель — это осознанный об­раз предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

2) Средства  деятельности.

3) Продукты (результаты) деятельности: воплощение сознательно поставленной цели.

4) Мотивы: система мотивов и целей; по­требности, интересы, убеждения, идеалы, смысл человеческой деятельности.

III.деятельность-многообразие деятельности:

1) В зависимости от многообразия потребностей человека и общества - многообразие конкретных видов деятельности лю­дей.

2) Особенности  отноше­ния человека к окружающему миру: А)п рактическая дея­тельность - преобразование реальных объек­тов природы и общества;

Б)духовная деятельность - изменение сознания людей.

3) Соотношение  деятельности человека с ходом истории, с общественным прогрессом:

А)прогрессивная илиреакционная направленность деятельности,

Б)созидательнаяилиразрушительная деятельность.

4) Соответствие  деятельности общекультурным ценностям, социальным нормам:

А)законнаяи незаконная деятельность,

Б)моральнаяиамо­ральнаядеятельность.

5) социальные формы объединения людей в целях осуществления деятельности:

А) коллектив­ная,

Б) массовая,

В)и ндивидуальнаядеятельность.

6) В наличие или отсутствие новизны це­лей, результатов деятельности, способов её осуществления:

А) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность,

Б) инновационная, изобретательская, творческая деятельность;

7) общественные сферы, в которых де­ятельность протекает: экономическая, поли­тическая, социальнаядеятельность и др.; определённые виды человеческой деятельности в каждой сфере жизни общества: экономической сфера -производственная и по­требительская деятельность; политическая сфера -государственная, военная, международная деятельность; духовная сфера жизни общества — научная, образо­вательная, досуговая.

IV.цель-ос­новные виды деятельности людей:

Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортив­ная; ориентация не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — её правила, ситуацию, воображаемую обстановку; подготовка человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

В-четвертых, общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми: обмен информа­цией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

V.средства- особенности проявления человеческой деятель­ности:

1) Внешняя деятельность - движения, мы­шечные усилия, действия с реальными предметами.

2) Вну­тренняя деятельность- умственные действия; идеальные модели, соз­даваемые в процессе мышления.

3) Связь и за­висимость между двумя ви­дами деятельности:

А)Внутренняя деятельность- план внешней;

Б)возникновение внутренней деятельности на основе внешней и реализация через неё;

В)связь деятельности и сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow