· невозможность решения экологических проблем без решения экономических вопросов,
· связь экономического отставания стран «третьего мира» с резким ростом народонаселения в них,
· влияние гонки вооружений на обострение экологических и экономических проблем
· борьба с международным терроризмом, объединение усилий всего мирового сообщества.
IV.информационный аспект- теории общественного развития:
1) Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) - главные стадияи в развитии человечества: первая стадия -золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия; железный вее, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость.
2) Древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.): история как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
3) Эпоха Нового времени: достижения науки, техники, культуры, оживление общественной жизни -развитие идеи исторического прогресса:
|
|
· Теория общественного прогресса французского философа А. Р. Тюрго (1727—1781).
· Ж. А. Кондорсе (1743— 1794): история - картина беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума.
· Немецкий философ Г. Гегель (1770—1831): прогресс - принцип разума, принцип мировых событий.
· К. Маркс (1818—1883): овладение природой, развитие производства и самого человека.
4)В XX в. - социологические теории: отказ от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса.
А) теории циклического круговорота,
Б) пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф
V.организационный аспект- многовариантность общественного развития:
1)общее в развитии разных стран и народов:
А) Смена первобытной эпохи государством.
Б) Смена феодальной раздробленности централизованными монархииями.
В) Буржуазные революции
Г) Единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
2)Уникальность и неповторимость исторических событий:
А) Многообразие конкретных путей развития отдельных стран и народов.
Б) Многообразие конкретно-исторических процессов: различие природных условий, специфика хозяйства, своеобразие духовной культуры, особенности образа жизни, множество других факторов.
В) Различные варианты решения назревших проблем, выбор способов, форм, путей дальнейшего развития; альтернативные варианты групп общества, различных политических сил:
· подготовка Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы - неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны: одни- революционный путь, другие — реформистский; несколько вариантов реформ.
|
|
· 1917—1918 гг.- Россия перед другим выбором: либо демократическая республика, одним из символов - Учредительное собрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.
· Совершение выбора государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
· Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории – судьбоносный выбор, дальнейшая история - процесс реализации этого выбора.
3) Многовариантность путей и форм общественного развития-рамки определённых тенденций исторического развития:
А) возможность ликвидации крепостного права в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ.
Б) потребность в ускорении экономического роста в разных странах либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём.
В) Использование различных вариантов реализации однотипных изменений.
Г) Исторический процесс: общие тенденции, возможность выбора, своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны; историческая ответственность тех, кто делает выбор.
VI.методологический аспект - общий критерий прогресса:
1) Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854): критерий в установлении исторического прогресса человеческого рода - постепенное приближение к правовому устройству.
2) Рассмотрение в качестве критерия лишь одной линии (или одной стороны, или одной сферы) общественного развития: разум, мораль, наука, техника, правовой порядок, сознание свободы -показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
3) Разные взгляды философов на критерии общественного прогресса:
А) высший и всеобщий объективный критерий общественного прогресса развитие производительных сил, включая развитие самого человека: обусловленность направленности исторического процесса ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека; человек как главное в производительных силах, их развитие как развитие богатства человеческой природы.
Б) всеобщий критерий прогресса -в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), в сфере материального производства (техники, экономических отношений): примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры; преодоление односторонности критериев, необходимость найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека; понятие «свобода».
В) мера свободы -критерий социального прогрессаявляется: степень гарантированной обществом индивидуальной свободы; раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.
Г) Человечность, признание человека высшей ценностью -«гуманизм»: вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Д) характеристика человека: деятельное существо; существо разумное и общественное; зависимость развития человеческих качеств от условий жизни людей: чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности; чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств;, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
|
|
Тема 4. Мой конспект: Социальная сущность человека
I.социологический аспект - самоотношение:
Проблема человека.
А) загадка для мудрецов, художников, мыслителей всех эпох.
Б) философский аспект проблемы: что такое человек?
В) Немецкий философ И. Фихте (1762—1814): понятие «человек» -не единичный человек, а род: невозможность анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
2) Биологическое и социальное в человеке – двойственность человеческой природы:
А) Человек -не только результат биологической эволюции,
Б) Человек - продукт развития общества.
II.психологический аспект –самосознание:
1) внешние условия поведения человека в обществе, реализация его многочисленных социальных связей и формирование социальных качеств,
2) самосознание и самореализация личности.
Самосознание- определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой; готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
III. деятельностный аспект- самодеятельность:
1) Проявление личности:
А)самосознание,
Б)самореализация.
2) Самореализация- своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
3) Американский учёный А. Маслоу (1908—1970): потребность в самореализации -высшая потребность человека; наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; целенаправленное воздействие личности на саму себя.
|
|
4) Способность личности к самореализации - синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.