Г)Взаимосвязь глобальных проблем

· невозможность  решения экологических проблем без решения экономи­ческих вопросов,

· связь экономического отставания стран «третье­го мира» с резким ростом народонаселения в них,

· влияние гонки вооруже­ний на обострение эколо­гических и экономических проблем

· борьба с международным терроризмом, объединение усилий всего мирового сообщества.

IV.информационный аспект- теории общественного развития:

1) Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) - главные стадияи в развитии человечества: первая стадия -золотой век, когда люди жили легко и бес­печно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия; железный вее, когда повсюду царили зло, наси­лие, попиралась справедливость.

2) Древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.):  история как циклический круговорот, по­вторяющий одни и те же стадии.

3) Эпоха  Нового времени: достижения науки, техники, культуры, оживлени­е общественной жизни -развитие идеи исторического прогресса:

· Теория общественного прогресса французского философа А. Р. Тюрго (1727—1781).

· Ж. А. Кондорсе (1743— 1794): история - картина беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума.

· Немецкий философ Г. Гегель (1770—1831): прогресс - прин­цип разума, принцип мировых событий.

· К. Маркс (1818—1883): овладение природой, развитие производ­ства и самого человека.

4)В XX в. - социологические теории: отказ от оптимистического взгляда на развитие общества, характер­ного для идей прогресса.

А) теории циклического круговорота,

Б) пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф

V.организационный аспект- многовариантность общественного развития:

1)общее в развитии разных стран и народов:

А) Смена первобытной эпохи государ­ством.

Б)  Смена  феодальной раздробленности централизованными монархииями.

В) Буржуазные  революции

Г)  Единство исторического процесса, опреде­лённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

2)Уникальность и неповторимость исторических событий:

А) Многообразие конкретных путей развития отдельных стран и народов.

Б)  Многообразие конкретно-историче­ских процессов: различие природных условий, специфика хозяйства, своеобразие духовной культу­ры, особенности образа жизни, множество других факторов.

В) Различные  варианты решения назревших проблем, выбор способов, форм, путей дальнейшего развития; альтерна­тивные варианты групп общества, различных политических сил:

· подготовка Крестьянской рефор­мы, проведённой в России в 1861 г., разные обществен­ные силы - неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны: одни- революционный путь, другие — реформистский; несколько вариантов реформ.

· 1917—1918 гг.- Россия перед другим вы­бором: либо демократическая республика, одним из симво­лов - Учредительное собрание, либо Республи­ка Советов во главе с большевиками.

· Совершение выбора государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

· Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории – судьбоносный  выбор, дальнейшая история - процесс реализа­ции этого выбора.

3) Многовариантность путей и форм общественного разви­тия-рамки определённых тенденций исторического развития:

А) возможность ликвидации крепостно­го права в форме революции, и в фор­ме осуществляемых государством реформ.

Б)  потребность в ускорении экономического роста в разных странах либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производитель­ности труда, т. е. интенсивным путём.

В) Использование раз­личных вариантов реализации однотипных изменений.

Г)  Исторический  процесс: общие тенденции, возможность выбора, своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны; историче­ская ответственность тех, кто делает выбор.

VI.методологический аспект - общий критерий про­гресса:

1) Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854): критерий в установлении историче­ского прогресса человеческого рода - постепенное приближение к правовому устройству.

2) Рассмотрение в качестве критерия лишь одной линии (или одной стороны, или одной сферы) обществен­ного развития: разум, мораль, наука, техника, правовой порядок, сознание свободы -показате­ли очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

3) Разные взгляды философов на критерии общественного прогресса:

А) высший и всеобщий объективный критерий об­щественного прогресса развитие производитель­ных сил, включая развитие самого человека: обусловленность направленности исторического процесса ростом и совершенствованием произ­водительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельно­сти человека; человек как главное в произво­дительных силах, их развитие как развитие богатства человеческой при­роды.

Б)   всеобщий критерий прогресса -в обще­ственном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), в сфере материаль­ного производства (техники, экономических отношений): примеры стран, где высокий уровень мате­риального производства сочетался с деградацией духовной культуры; преодоление односторонности критериев, необходимость найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека; понятие «свобода».

В) мера свободы -критерий соци­ального прогрессаявляется: степень гаранти­рованной обществом индивидуальной свободы; раскрытие его подлинно человеческих качеств — интел­лектуальных, творческих, нравственных.

Г)   Человечность, признание человека высшей ценностью -«гуманизм»: вывод об универсальном критерии социаль­ного прогресса: прогрессивно то, что способствует возвы­шению гуманизма.

Д) характеристика человека: деятельное существо; су­щество разумное и общественное; зависимость развития человеческих качеств от ус­ловий жизни людей: чем полнее удовлетворяются разно­образные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, ду­ховной и материальной деятельности; чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельно­му человеку качеств;, чем человечнее ус­ловия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творче­ских сил.

Тема 4. Мой конспект: Социальная сущность человека

I.социологический аспект - самоотношение:

Проблема человека.

А) загадка для мудрецов, художников, мыслителей всех эпох.

Б)   философ­ский аспект проблемы: что такое человек?

В) Немецкий философ И. Фихте (1762—1814): понятие «человек» -не единичный человек, а род: невозможность анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне обще­ства.

2) Биологическое и социальное в человеке – двойственность человеческой природы:

А) Человек -не только результат биологической эволюции,

Б)  Человек - продукт развития общества.

II.психологический аспект –самосознание:

1) внешние условия поведения человека в обществе, реали­зация его многочисленных социальных связей и формиро­вание социальных качеств,

2) самосознание и самореализация личности.

Самосознание- определение че­ловеком себя как личности, способной принимать самосто­ятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой;  готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

III. деятельностный аспект- самодеятельность:

1) Проявление личности:

А)самосознание,

Б)самореализация.

2) Самореализация- своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий макси­мально полно реализовать творческий потенциал личности.

3) Американский учёный А. Маслоу (1908—1970): потребность в самореализации -высшая потребность человека; наиболее полное использова­ние талантов, способностей, возможностей; целенаправленное воздействие лич­ности на саму себя.

4) Способность личности к самореали­зации - синтез способностей к целена­правленной, личностно значимой деятельности, в процес­се которой личность максимально раскрывает свой потен­циал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: