1) Административная юрисдикция (от лат. iurisdictio— судить — полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):
А)органы, полномочные рассматривать эти дела:
· суды (являющиеся и высшей инстанцией для других органов, чьи решения могут обжаловаться как у вышестоящего начальника, так и в суде), районные комиссии и др.;
· органы МВД: дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам).
Б)рассмотрение этих дел и обжалование решений и постановлений осуществляются по принципам, аналогичным установленным в других отраслях процессуального права, о которых говорилось выше.
1) Субъекты административной ответственности:
А) граждане (с 16 лет);
Б) должностные лица (руководители организаций и т. п.);
В) юридические лица;
Г) размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.
|
|
2) Административные наказания:
А) предупреждение,
Б) штраф: для граждан — до 25, для должностных лиц — до 50, для юридических лиц — до 1000 МРОТ, при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях для должностных лиц — до 200, для юридических лиц — до 5000 МРОТ;
В) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет),
Г) лишение специального права (например, водительских прав);
Д) административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство), выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др.;
Е) кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
3) Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:
А) доставление,
Б) административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы; до 3 часов и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.); по просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также защитник; о задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно;
В) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов; эти действия производятся при участии понятых;
Г) медицинское освидетельствование, например, на состояние опьянения;
Д) о применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол; заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями (по ст. 301, 305 УК РФ).
|
|
4) Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права:
А) орган, рассматривающий дело,
Б) нарушитель: права— знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства; он должен быть обязательно оповещён о месте и времени разбирательства и т. д.;
В) потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред;
Г) свидетели, эксперты, понятые, переводчики;
Д) прокурор в особо сложных или значимых делах.
5) Повод к возбуждению дела:
А) непосредственное обнаружение проступка,
Б) получение заявления или сообщения;
7) Протокол: обнаружение нарушения, возбуждением дела:
А) содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.);
Б) нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чём делается запись в протоколе;
В) протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело;
Г) протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).
V.юридические органы- соответствующие суды и другие государственные органы.
VI.юридические санкции – все виды санкций за нарушение процессуального права.
Тема 28. Мой конспект: Конституционное судопроизводство
I.источники права:
1) Конституция РФ.
2) Конституционный закон. «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3) Регламент Конституционного Суда.
Из Конституции РФ
1) Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
2) Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
3) Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
4) Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого- либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.
Из Закона о судебной системе.
Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
1) Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
2) Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.